Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ.
Понятие, классификация, виды налоговых льгот………………….7
Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ………………………………..11
Основы применения льгот в налоговой системе РФ.
Налоговые льготы в системе налогового планирования………….14
Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути реформирования……………………………………………………..19
Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства…………………………………………………………..25
Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ.
Льготы по налогу на прибыль………………………………………29
Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС…………………………………………………………………...33
Льготы по налогу на доходы физических лиц……………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

     Одна  из главных проблем, связанных с  результативностью льгот, — отсутствие гибкой и целенаправленной государственной  политики в деле предоставления и  реализации льгот. Существуют и объективные  причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.

     Льготы  — это не только инструмент государственной  поддержки, но и предмет особого  внимания лоббистов, с помощью которых  конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

     Наличие большого количества льгот и послаблений  неизбежно усложняет налоговую  систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку  налоговые льготы с трудом поддаются  контролю.

     Сторонники  упразднения льгот указывают  на то, что предоставление преференций  по уплате налогов предприятиям отдельных  отраслей, регионов, форм собственности  и страны происхождения, другим категориям налогоплательщиков, как правило, предполагает повышение налогового бремени остальных  налогоплательщиков.

     Действительно, ежегодный объем многочисленных налоговых льгот «превосходит 200 млрд руб.» . Поэтому нельзя не согласиться  с установками разработчиков  Кодекса на то, чтобы унифицировать  льготы, резко сократить их число, сделать их более прозрачными  и повысить их стимулирующую и  регулирующую роль. Однако, как справедливо  отмечается в литературе, прежде чем  проводить эти преобразования, необходимо выработать их системную концепцию. В противном случае неизбежны  произвольная отмена одних и появление  других, новых (прежде всего связанных  с преобладанием тех или иных лоббистских интересов) льгот.

     Формирование  множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает  многообразные возможности уклонения  от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).

     Вместе c тем в сегодняшнем виде система  налоговых льгот не обеспечивает в полной мере социальное регулирование  и поддержку населения c низкими и средними доходами. Она ведет к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе.

2.3 Налоговые  льготы как элемент налоговой  политики государства 

     Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов.

     Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения — не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.

     Одним из значимых элементов налоговой  политики являются налоговые льготы и поощрения, проблеме использования  которых придается важное значение как в теории права, так и в  финансовом и налоговом праве. «В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном  управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот  связано именно с налогами в различных  сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и  т.д. Налогообложение — одна из главных  функций Российского государства».

     Под правовой льготой понимается вторичное, субсидиарное право на облегченные  условия исполнения обязанности  или сокращение числа обязанностей.

     Правовым  льготам присущи следующие признаки. Во-первых, они сопровождаются более  полным удовлетворением интересов  субъектов, облегчением условий  их жизнедеятельности, что обязательно  должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот  законодатель ставит цель социально  защитить, улучшить положение отдельных  лиц, перевести процесс удовлетворения своих интересов в более благоприятный  режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Во-вторых, правовые льготы представляют собой  исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической  дифференциации.

     Характеризуя  правовые льготы, важно отметить, что  они в теории права рассматриваются  как элемент прежде всего специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями  юридического характера.

     В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами  правотворчества.

     Налоговые льготы предоставляются либо в целях  социального выравнивания материального  положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, либо для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений  коммерческой деятельности, поддержки  отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных  инвестиций (офшорные зоны) и т.д. Кроме  того, характеристики, присущие правовым льготам, можно расширить.

     1. «Они воплощают в себе принципы  социальной справедливости и  равенства. Они призваны компенсировать недостатки формального равенства граждан.

     2. Характер и содержание правовых  льгот напрямую зависят от  приоритетов государственной политики.

     3. Правовые льготы — это способ  согласования интересов личности  и общества в целом, средство  создания правового режима, разумно  сочетающего интересы всех участников  общественных отношений.

     4. В некоторых случаях льготы  можно рассматривать как своеобразную  плату государства за свои  ошибки, упущения, ненадлежащее выполнение  обязанностей».

     Налоговое законодательство определяет налоговые  льготы как «предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере». По мнению Конституционного Суда РФ, налоговые льготы — это  факультативный элемент налогообложения, т.е. их отсутствие не влияет на степень  определенности налогового обязательства, однако значительно снижает гарантии его выполнения. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые  льготы призваны выполнять стимулирующую  функцию и устанавливаются в  целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности. При этом основная цель правовых льгот заключается в  согласовании интересов личности, социальных групп и государства.

     Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование  не может свидетельствовать о  недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом  предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.

       Причем использование налоговой  льготы —это право налогоплательщика.  Поэтому по общему правилу  субъект может не использовать  льготу либо приостановить ее  использование на один или  несколько налоговых периодов. Налоговые  льготы традиционно выступают  в двух основных формах: как  элемент налогообложения (структуры  налога) и как важнейший инструмент  политики налогового регулирования  рыночной экономики.

     До  последнего времени налоговые льготы являлись важным инструментом, посредством  которого органы публичной власти различных  уровней осуществляли собственную  налоговую политику. Однако далеко не всегда, устанавливая налоговые  льготы, органы публичной власти могли  обеспечить соответствующий уровень  экономической обоснованности устанавливаемых  налоговых льгот; в силу несовершенства законодательного регулирования этого  института, а также отсутствия соответствующих  критериев, позволяющих четко идентифицировать налоговые льготы, отграничивая их от других инструментов налоговой политики.

     Устанавливая  соответствующие налоговые льготы, органы публичной власти далеко не всегда обладают возможностями обеспечить соответствующий уровень налогового администрирования. Нередко налоговые  льготы устанавливались и использовались не вполне оправданно. В силу этих, а  также ряда иных причин их использование  в законодательстве, а также применение на практике соответствующих правовых норм, их устанавливающих, стало практически  неуправляемым, что во многом способствовало отказу или, скорее, снижению использования  налоговых льгот при осуществлении правового регулирования налоговых отношений.

     На  настоящий момент налоговые льготы, к сожалению, не выполняют в полной мере свои функции. Дальнейшее успешное развитие Российской Федерации невозможно без обоснованных расчетов, позволяющих  определить влияние различных форм льготного регулирования на степень, уровень активности предпринимательской  деятельности. Налоговые льготы это  лишь один из способов стимулирования тех направлений экономического развития, которые необходимы государству. 

3. Проблемы  и перспективы развития льгот  в налоговой системе РФ 

     3.1 Льготы по налогу на прибыль.  Порядок исчисления льгот 

     Нало́г  на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. В России налог официально называют налогом на прибыль организаций (с 1 января 2001 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ). Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Стимулирующие функции налога на прибыль находят  отражение в системе льгот, установленных  действующим законодательством. Установленные  законом льготы можно разделить  на две группы. Первая группа – это  льготы, которые могут быть предоставлены  всем предприятиям и организациям независимо от их отраслевой принадлежности и  организационно-правовой формы. К другой группе относятся льготы, которыми могут воспользоваться только предприятия, выпускающие определенные виды продукции, занимающиеся конкретными видами деятельности и некоторые другие предприятия. Эти льготы весьма многочисленны и разнообразны.

     Основное  направление эволюции российского  законодательства по налогу на прибыль  состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых  объектов обложения и ограничения  скидок и льгот. Особенностью льготного  налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом  по части, зачисляемой в бюджеты  субъектов РФ, органы законодательной  власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.

     Льготы  можно рассматривать, как самый  нестабильный элемент налоговой  системы, но именно им надлежит воплощать  стимулирующую роль налога. И здесь  очень важно такое понятие, как  эффективность налоговых льгот  в целом и каждой в отдельности  для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более  эффективным средством поддержки  предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые  стимулы не способны оказать решающего  воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они  оказывают определяющее воздействие  на макроэкономический климат в стране.

Информация о работе Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства