Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:17, курсовая работа
В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ.
Понятие, классификация, виды налоговых льгот………………….7
Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ………………………………..11
Основы применения льгот в налоговой системе РФ.
Налоговые льготы в системе налогового планирования………….14
Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути реформирования……………………………………………………..19
Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства…………………………………………………………..25
Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ.
Льготы по налогу на прибыль………………………………………29
Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС…………………………………………………………………...33
Льготы по налогу на доходы физических лиц……………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………
Одна из главных проблем, связанных с результативностью льгот, — отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.
Льготы — это не только инструмент государственной поддержки, но и предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.
Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.
Сторонники упразднения льгот указывают на то, что предоставление преференций по уплате налогов предприятиям отдельных отраслей, регионов, форм собственности и страны происхождения, другим категориям налогоплательщиков, как правило, предполагает повышение налогового бремени остальных налогоплательщиков.
Действительно, ежегодный объем многочисленных налоговых льгот «превосходит 200 млрд руб.» . Поэтому нельзя не согласиться с установками разработчиков Кодекса на то, чтобы унифицировать льготы, резко сократить их число, сделать их более прозрачными и повысить их стимулирующую и регулирующую роль. Однако, как справедливо отмечается в литературе, прежде чем проводить эти преобразования, необходимо выработать их системную концепцию. В противном случае неизбежны произвольная отмена одних и появление других, новых (прежде всего связанных с преобладанием тех или иных лоббистских интересов) льгот.
Формирование
множественности налоговых
Вместе c тем в сегодняшнем виде система налоговых льгот не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и поддержку населения c низкими и средними доходами. Она ведет к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе.
2.3 Налоговые
льготы как элемент налоговой
политики государства
Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов.
Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения — не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.
Одним
из значимых элементов налоговой
политики являются налоговые льготы
и поощрения, проблеме использования
которых придается важное значение
как в теории права, так и в
финансовом и налоговом праве. «В
условиях формирования рыночных механизмов
господствующими в
Под правовой льготой понимается вторичное, субсидиарное право на облегченные условия исполнения обязанности или сокращение числа обязанностей.
Правовым
льготам присущи следующие
Характеризуя правовые льготы, важно отметить, что они в теории права рассматриваются как элемент прежде всего специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих,
правовые льготы выступают правомерными
исключениями, законными изъятиями,
установленными компетентными органами
в нормативных актах в
Налоговые
льготы предоставляются либо в целях
социального выравнивания материального
положения различных групп
1.
«Они воплощают в себе
2.
Характер и содержание
3.
Правовые льготы — это способ
согласования интересов
4.
В некоторых случаях льготы
можно рассматривать как
Налоговое
законодательство определяет налоговые
льготы как «предоставляемые отдельным
категориям налогоплательщиков (плательщиков
сборов) предусмотренные
Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.
Причем использование
До
последнего времени налоговые льготы
являлись важным инструментом, посредством
которого органы публичной власти различных
уровней осуществляли собственную
налоговую политику. Однако далеко
не всегда, устанавливая налоговые
льготы, органы публичной власти могли
обеспечить соответствующий уровень
экономической обоснованности устанавливаемых
налоговых льгот; в силу несовершенства
законодательного регулирования этого
института, а также отсутствия соответствующих
критериев, позволяющих четко
Устанавливая
соответствующие налоговые
На
настоящий момент налоговые льготы,
к сожалению, не выполняют в полной
мере свои функции. Дальнейшее успешное
развитие Российской Федерации невозможно
без обоснованных расчетов, позволяющих
определить влияние различных форм
льготного регулирования на степень,
уровень активности предпринимательской
деятельности. Налоговые льготы это
лишь один из способов стимулирования
тех направлений экономического
развития, которые необходимы государству.
3. Проблемы
и перспективы развития льгот
в налоговой системе РФ
3.1
Льготы по налогу на прибыль.
Порядок исчисления льгот
Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. В России налог официально называют налогом на прибыль организаций (с 1 января 2001 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ). Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Стимулирующие функции налога на прибыль находят отражение в системе льгот, установленных действующим законодательством. Установленные законом льготы можно разделить на две группы. Первая группа – это льготы, которые могут быть предоставлены всем предприятиям и организациям независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. К другой группе относятся льготы, которыми могут воспользоваться только предприятия, выпускающие определенные виды продукции, занимающиеся конкретными видами деятельности и некоторые другие предприятия. Эти льготы весьма многочисленны и разнообразны.
Основное направление эволюции российского законодательства по налогу на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.
Льготы
можно рассматривать, как самый
нестабильный элемент налоговой
системы, но именно им надлежит воплощать
стимулирующую роль налога. И здесь
очень важно такое понятие, как
эффективность налоговых льгот
в целом и каждой в отдельности
для экономики. Экономисты признают,
что налоговые льготы являются более
эффективным средством
Информация о работе Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства