Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ.
Понятие, классификация, виды налоговых льгот………………….7
Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ………………………………..11
Основы применения льгот в налоговой системе РФ.
Налоговые льготы в системе налогового планирования………….14
Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути реформирования……………………………………………………..19
Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства…………………………………………………………..25
Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ.
Льготы по налогу на прибыль………………………………………29
Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС…………………………………………………………………...33
Льготы по налогу на доходы физических лиц……………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

     Налоговый кредит — предоставление налогоплательщикам кредита в форме налоговых льгот, что позволяет использовать сэкономленные средства как кредит. Налоговый кредит может предоставляться как по одному или нескольким видам налогов в отношении всей их суммы, так и части этой суммы. Он предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил.

     Налоговые кредиты являются одной из разновидностей налоговых льгот и призваны обеспечить решение многих социально-экономических  задач государства, в частности: стимулировать инвестиции в капиталоемкие  секторы экономики или в производство с низкой нормативной прибылью (инвестиционный налоговый кредит ); развивать внешнеэкономическую  деятельность (зарубежный налоговый  кредит ); обеспечивать занятость населения  в регионах со сложной социальной структурой и высоким уровнем  безработицы (кредит для стимулирования занятости) .

     В отличие от обычной отсрочки, рассрочки  уплаты налога, предоставляемых только на основании решения уполномоченного  органа, основанием предоставления налогового кредита является решение уполномоченного  органа и договор между уполномоченным органом и налогоплательщиком, заключаемый  после принятия такого решения. Уполномоченным органом, принимающим решение об обычной отсрочке, рассрочке, о предоставлении налогового кредита, и заключающим  соответствующий договор, в соответствии с п.6 ст.9, ст.63 НК является финансовый орган. Это Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации либо муниципального образования - в зависимости от того, в бюджет какого публично-правового  образования поступают доходы по налогу, срок уплаты которого изменяется.

     Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум  объекта налогообложения; изъятие  из обложения определенных элементов  объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц  или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые  налоговые льготы, включая налоговые  кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены  в законах о конкретных налогах. 

 

     1.2 Значимость налоговых льгот для  налоговой системы РФ. Особенности  налоговых льгот в РФ 

     Можно выделить некоторые особенности  налоговых льгот:

     - порядок и условия применения  налоговых льгот не могут носить  индивидуальный характер, так как  установлены Налоговым Кодексом;

     - налогоплательщик имеет право  отказаться от льготы или приостановить  ее действие на время;

     - судебные органы исполнительной  власти не в праве отменять  льготы, установленные Налоговым  Кодексом РФ;

     - Конституционный суд имеет право  принимать решение об отмене  отдельных положений Налогового  Кодекса РФ;

     - органы исполнительной власти  РФ имеют право устанавливать  льготные ставки налогообложения  в соответствии с Налоговым  Кодексом РФ.

     Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную функцию, но и функцию, стимулирующую  деловую активность. Налоговые льготы предусматриваются в законодательстве практически всех развитых стран. Так, например, в США и Канаде по налогам  на доходы корпораций имеется довольно большое количество налоговых льгот, к которым относятся вычеты из налогооблагаемой базы взносов на благотворительные  цели, расходов на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы и т.д. В Испании предоставляются  налоговые скидки на инвестиции в  основной капитал фирмы. С помощью  налоговых льгот осуществляется стимулирование инвестиций не только в отдельные сферы производства, но и в определенные регионы. В  Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в  восточные земли. В Дании и  Финляндии установлены специальные  повышенные ставки амортизационных  отчислений для зданий, машин и  оборудования, принадлежащего предприятиям, зарегистрированным на территории зон свободного предпринимательства. Налоговые льготы по подоходному налогу физических лиц довольно часто сориентированы на социальную политику. Так, самой распространенной льготой по подоходному налогу выступает необлагаемый минимум доходов с учетом семейного положения налогоплательщика (США, Великобритания, Германия, Япония и др.).

     Будучи  элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его  отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются  от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической  сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения  иностранных инвестиций.

     Налоговые льготы выступают одним из главных  инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой  состоит в том, что налоги как  активный участник перераспределительных  процессов оказывают серьезное  влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

     По  мнению экономистов, налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции  налогов. Вместе с изменением массы  налоговых поступлений, заменой  одного способа или формы налогообложения  другими, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения  и трансфертами налоговое льготирование  является одним из основных методов  государственного налогового регулирования.

     Таким образом, значимость налоговых льгот  как для налоговых органов, так  и для самих налогоплательщиков достаточно велика. Выполняя свои функции, льготы выполняют функцию налогового регулирования. 

2. Теоретические  и практические основы применения  льгот в налоговой системе  РФ 

     2.1 Налоговые льготы в системе  налогового планирования 

     Одним из важных факторов, определяющих уровень  корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные  налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом  планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать  те направления деятельности и сферы  экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или  из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют  одновременно удерживать от слишком  темпов развития отрасли, находящиеся  на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот  по данному налогу создает для  хозяйствующих субъектов возможности  более интенсивного развития. Наличие  налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние  не только на участников экономического процесса, но и на государство в  целом, гарантируя ему получение  стабильных налоговых доходов, обеспечивая  снижение безработицы и повышение  конкурентоспособности отечественной  продукции на мировом рынке. Еще  в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям — религиозным, государственным, общественным, художественным, научным.

     По  оценкам специалистов, потери бюджетной  системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в  год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые  в современной российской налоговой  системе налоговые льготы следует  не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое  использование льготируемых средств.

     Налоговое законодательство устанавливает необходимые  условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право  использования соответствующих  льгот: например, наличие лицензий для  освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут  устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений  для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих  российских свободных экономических  зон и т. д. На практике большинство  льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти  структуры сами и предлагают, и  лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.[6;80]

     Льготы  в значительной степени различаются  в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены  определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют  законы субъектов Федерации, даже в  условиях ужесточения подхода к  льготам по налогу на прибыль в  главе 25 НК РФ.

     Налоговые льготы рассматриваются практически  в каждом учебнике по налогам и  налогообложению применительно  к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.

     Таким образом, практика показывает, что государство  применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно  нуждается на соответствующем этапе  своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь  вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и  за рубежом, необходимо тщательно изучать  вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей  стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной  нами систематизацией льгот.

     Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов  деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в  чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование  льгот в сочетании с другими  приемами: учетной и договорной политикой  и т. д.

     Снижение  налогового бремени при формально  высоких налоговых ставках в  России доступно для большинства  организаций, хотя и носит избирательный  характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются  значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части  это касается налогов, устанавливаемых  на уровне субъектов Федерации и  уровне муниципальных образований (местных органов власти).

     Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов  в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный нами анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.

     Набор льгот для каждого предприятия  строго индивидуален и зависит в  значительной степени от возможности  интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного  налогообложения накладывает часто  жестко целевой характер использования  средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно  относятся общественные объединения  инвалидов, организации, использующие труд инвалидов; организации образования  и социально-культурной сферы и  др.

     На  начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального  и местного законодательства по налогам  и сборам выбрать льготы возможные  и целесообразные к применению в  конкретной организации. Необходимо также  определить, соблюдение каких условий  и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих  льгот; какие временные ограничения  для этих льгот установлены.

Информация о работе Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства