Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ.
Понятие, классификация, виды налоговых льгот………………….7
Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ………………………………..11
Основы применения льгот в налоговой системе РФ.
Налоговые льготы в системе налогового планирования………….14
Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути реформирования……………………………………………………..19
Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства…………………………………………………………..25
Проблемы и перспективы развития льгот в налоговой системе РФ.
Льготы по налогу на прибыль………………………………………29
Налог на добавленную стоимость. Проблемы применения льгот по НДС…………………………………………………………………...33
Льготы по налогу на доходы физических лиц……………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

     Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов  собственников, в том числе путем  максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот  инвестиционного характера.

     Стимулирование  инвестиционной активности с помощью  налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в  настоящее время более 250 льгот  на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.

     Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции  за каждые дополнительные 1 тыс. франков, потраченных на исследования, из налоговых  обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени  считалось, что степень реакции  стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень  низка и составляет приблизительно 0,2-0,3%.

     В условиях, происходящих в мире процессов  всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать  мероприятия по повышению привлекательности  налогового кредита и инвестиционного  налогового кредита, предусмотренных  действующим российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством  хозяйствующих субъектов.

     Использование хозяйствующими субъектами налоговых  льгот позволяет им получать налоговую  экономию и снижать налоговое  бремя. Мультипликативная модель расчета  налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в  числе прочих факторов также и  льгот по различным налогам. Здесь  же представляется целесообразным сгруппировать  налоговые льготы по вариантам расчета  их влияния на налоговую экономию.

     Налоговая экономия представляет собой разницу  между суммой налога, исчисленной  до и после проведения мероприятий  по налоговому планированию, в данном случае — после использования  соответствующей льготы.

     Возможно  выделить следующие варианты расчета  налоговой экономии, получаемой в  результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых  льгот:

     1. Налоговая экономия рассчитывается  как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1), уменьшающих  налоговую базу, изымающих из-под  налогообложения определенные объекты  налогообложения, освобождающих  от уплаты налога или сбора  полностью или частично отдельные  категории налогоплательщиков или  виды продукции. В данном случае  формула расчета налоговой экономии  принимает вид: 

     Эп=Нс*Л1 

     В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 в данном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно для  охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например, стоимость пожарной сигнализации, имеющейся  у организации, равняется 10 тыс. руб., тогда при условии абстрагирования  от расчета среднегодовой стоимости  имущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 - 200 руб. Л1 может также равняться  стоимости всего имущества соответствующей  организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможно производить  и по другим налогам.

     2. Налоговая экономия рассчитывается  как произведение изменения ставки  налога (∆Нс) на налоговую базу (Нб) в случае применения пониженных  налоговых ставок. Формула расчета  налоговой экономии в данном  случае принимает следующий вид: 

     Эн = ∆Нс*Нб 

     В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 18 до 10% в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения ставок НДС и цены.

     Налоговая экономия является одним из показателей, характеризующих эффективность  налогового планирования. Однако, как  и любому абсолютному показателю, ей присущи определенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи  отдельных налогов и налоговых  баз, налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние на повышение  суммы другого налога (например, уменьшение налога на имущество приводит к увеличению налога на прибыль).

     Показатель  налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой  нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности  налогового планирования. Кроме того, именно показатель налогового бремени  концентрирует в себе факторы  и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы. Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих  финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности  процесса налогового планирования.

     Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам  позволяет хозяйствующим субъектам  получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования. 

     2.2 Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования 

     Изменение экономической ситуации в стране требует радикального изменения системы экономических льгот. Общий вектор реформирования: минимизация льгот и максимизация доходов.

     Несмотря  на принятые меры по снижению числа  льгот и их упорядочиванию, налоговая  система России по-прежнему характеризуется  существованием большого числа льгот. Существующие льготы закреплены не только в соответствующих главах Налогового кодекса России, но и в неотмененных статьях законов об отдельных  видах налогов. Как следствие, определить полный перечень льгот по какому-либо платежу не всегда просто.

     В рамках отдельных налогов системе  льгот существенно недостает  упорядоченности: существует значительное число получателей, но нет четкого  разделения причин и оснований для  выделения льготы; в результате реформирования налогового законодательства происходит дальнейшее видоизменение и усложнение структуры, связанное с добавлением  новых льгот и ликвидацией  старых.

     Большой, неупорядоченный объем льгот  не только приводит к потерям доходов, но и значительно усложняет налоговую  систему, что увеличивает трансакционные издержки по сбору налогов.

     В ряде случаев льготы используются нецелевым  образом: льгота предоставляется тем, кто в ней не нуждается (частая ситуация для компенсационных льгот), имеет место использование льготы для ухода от налогообложения, без  достижения тех целей, ради которых  предоставлялась льгота. Наиболее ярко это выражалось в случае с ныне отмененными льготами по налогу на прибыль. В результате проведенной  налоговой реформы возможности  частного сектора по минимизации  налогообложения посредством получения  льгот сократились, но окончательно не исчезли. По-прежнему пользуются спросом  услуги налоговых консультантов, предлагающих механизмы легального снижения налогового бремени с использованием системы  льгот.

     По  различным оценкам доля действительно  нуждающихся в общем объеме получателей  льгот составляет лишь 20%. Повышение  адресности предоставления льгот будет способствовать росту эффективности социальной системы и снижению нагрузки на бюджеты всех уровней. Система повышения адресности должна строиться на двухуровневой проверке нуждаемости. На первом этапе происходит определение социального статуса и степени трудоспособности потенциального получателя. В случае если эти показатели удовлетворяют критериям льготной категории, необходимо проверить степень нуждаемости в предоставлении льгот по критерию уровня дохода. Такая система позволяет исключить из получателей людей, не имеющих острой нужды в получении дополнительной социальной помощи государства. Соответственно, повышение адресности позволяет увеличить средний размер помощи и снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.

     Примером нецелевого использования льгот могут служить льготы бюджетным учреждениям. Согласно ст. 4 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" исключается обложение этим налогом бюджетных учреждений и организаций. Земля, используемая значительной частью государственных учреждений, также не подлежит налогообложению - от уплаты земельного налога освобождены, согласно ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю", в том числе и медицинские, образовательные, научные и спортивные учреждения.

     Очевидно, что данные льготы имели целью  упрощение финансовых потоков (исключение налогообложения выделяемых из бюджета  средств) и стимулирование развития образования, науки, здравоохранения  и спорта. На практике многие учреждения предоставляют землю и помещения  в аренду, в том числе и коммерческим организациям. В результате льгота распространяется и на арендаторов: учреждению нет необходимости включать в цену аренды налог на имущество. Наконец, сами бюджетные учреждения очень часто занимаются доходной деятельностью. В этом случае они  получают преимущество перед аналогичными негосударственными организациями, вынужденным  уплачивать налог на имущество.

     Неэффективность льгот - это невыполнение ими своих  функций. Льгота может быть неэффективной  даже в том случае, когда предоставляется  и используется по назначению. Особенно это актуально для стимулирующих  налоговых льгот, когда льгота оказывает  незначительное влияние на принятие налогоплательщиком тех или иных решений. К примеру, эффективность предоставляемых населению социальных и имущественных налоговых вычетов по подоходному налогу пока не представляется очевидной. В том случае, когда величина освобождения от уплаты налога намного меньше, чем произведенные налогоплательщиком расходы, значительного влияния на решение о необходимости таких расходов вычет оказать не может.

     Несмотря на преобладание чисто социальных льгот, их обоснованность стоит под вопросом. Лишь 20% льгот реально попадают людям, нуждающимся в этом. Оставшиеся 80% поступают в бюджеты достаточно обеспеченных граждан. Такое положение приводит к незначительности влияния социальных льгот на сглаживание дифференциации населения по доходам. Большое количество получателей снижает среднюю величину льгот в денежном выражении, что негативно влияет на их эффективность.

     Доказательством того, что действующая система социальных льгот является безадресной (в том смысле, что пользователями льгот должны быть те, кому они действительно нужны) является неприемлемо высокая дифференциация населения по получаемым доходам. Значение дифференциации более чем незначительно и ее уровень скорее подходит под определение бедной страны.

     В настоящее время часто возникает вопрос, к чему же может привести снижение количества льгот в стране. И на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Ликвидация широкого перечня льгот позволит значительно упростить налоговую систему, сделать ее более упорядоченной и прозрачной. Появление дополнительных налоговых доходов в результате отмены льгот создает условия для снижения налоговых ставок. Ликвидация льгот по налогу на прибыль уже позволила снизить величину налоговой ставки сначала с 35% до 24%, а потом и с 24% до 20%. По оценке ФБК, полная отмена льгот по НДС позволила бы снизить налоговую ставку по данному налогу до 15%.

     Ликвидация налоговой льготы - это увеличение налогового бремени, снижение объемов свободных денежных средств налогоплательщика. Один из налоговых парадоксов состоит в том, что если введение льготы не всегда связано с положительным эффектом, то ее ликвидация может сопровождаться негативными эффектами, особенно ростом цен. Это объясняется желанием налогоплательщиков получить дополнительную прибыль, обосновывая ее необходимостью компенсировать убытки от уплаты ставшего более высоким для них налога. В результате в краткосрочном периоде может происходить рост цен и/или сокращение производства, однако в среднесрочной перспективе негативное влияние отмены льготы практически не ощущается.

     Существует  множество проблем в сфере  установления и действия льгот, связанных  с повышением эффективности данного  инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство  действительно способно создать  более или менее благоприятные  и конкурентоспособные условия  для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому  переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств  недопустима, так как в противном  случае неизбежно нарушается свобода  конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных  государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых  льгот, минимизирующих влияние групп  специальных интересов).

Информация о работе Налоговые льготы как инструмент повышения рентабельности производства