Налоговая задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:28, реферат

Описание работы

Летом 2010 года в Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и процедуры по урегулированию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 47.45 Кб (Скачать)

При рассмотрении другого  дела суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты судов  первой и апелляционной инстанций, указал, что с момента утраты права  на бесспорное взыскание недоимки у  налогового органа возникло право на взыскание недоимки в судебном порядке.

Таким образом, при пропуске налоговым органом срока для  вынесения решения о принудительном взыскании недоимки по налогам, пени, а с 01.01.2007 и штрафов, дальнейшее взыскание  задолженности возможно только в  судебном порядке. Такой же порядок  взыскания задолженности действует  и в том случае, когда решение  о принудительном взыскании принято, но с пропуском установленного Кодексом срока.

Подпункт 1 п. 1 ст. 32 НК РФ обязывает  налоговые органы соблюдать законодательство о налогах и сборах. А поскольку  п. 3 ст. 46 НК РФ налоговым органам  прямо предписано вынесение решения  о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафов, то, пропуская срок для принятия такого решения, налоговый  орган фактически изменяет вид и  порядок взыскания задолженности.

В связи с этим следует  обратить внимание, что налоговый  орган обязан обратиться в суд  с заявлением о взыскании задолженности  в течение установленного НК РФ срока.

До 01.01.2007 ст. 46 Кодекса не содержала указаний на срок обращения  в суд с таким заявлением, поэтому, руководствуясь п. 12 Постановления  Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, налоговые  органы применяли п. 2 ст. 48 Кодекса, в соответствии с которым заявление  о взыскании задолженности может  быть подано в суд в течение  шести месяцев после истечения  срока исполнения требования об уплате недоимки и штрафа.

В редакции ст. 46 НК РФ, действующей  с 01.01.2007, указано, что заявление в  суд может быть подано в течение  шести месяцев после истечения  срока исполнения требования об уплате налога. Новация заключается в  изменении природы срока подачи заявления в суд -- он перестал быть пресекательным. НК РФ допускает восстановление пропущенного срока при наличии уважительных причин.

В составе методов и  инструментов, применяемых в рамках принудительной формы механизма  регулирования задолженности, наиболее результативным являются проведение исполнительных действий и выставление инкассовых поручений.

Погашение налоговой задолженности  приводит к увеличению налоговых  поступлений в бюджетную систему  и, следовательно, к снижению, при  прочих равных условиях, уровня относительной  стоимости (экономичности) налогового администрирования.

 

Совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками 

Исследования показали, что  наличие у налогоплательщиков значительных сумм недоимки (задолженности), несомненно, является фактором, ухудшающим общую  согласованность налогового механизма  и, как следствие, ухудшает экономическую  ситуацию в целом, а работа по взысканию  задолженности по уплате налогов  с физических лиц на сегодняшний  день недостаточно организована. Она  значительно проигрывает по сравнению  с применением мер принудительного  взыскания в отношении юридических  лиц. Данный перекос в большей  мере связан с тем, что налоговая  отчетность, утвержденная ФНС России, не предполагает сбор информации о  задолженности в разрезе конкретных региональных и местных налогов.

Критерием, устанавливающим  эффективность администрирования  имущественных налогов в современных  условиях, должна стать система контроля, направленная на упорядоченную и  систематизированную работу с каждым налогоплательщиком - физическим лицом. Контролем должен быть охвачен весь процесс налогообложения налогоплательщика - физического лица, начиная с  момента исчисления налога и направления  уведомления об уплате налога налогоплательщикам, уплаты налога, а в случае отсутствия таковой - принятия всех установленных  Налоговым кодексом Российской Федерации  мер по взысканию неуплаченных в  установленный срок сумм налога.

Оценка и изучение структуры  задолженности, выявление реальной к взысканию недоимки является приоритетным направлением налогового администрирования  имущественных налогов.

Нацеленность налоговых  инспекторов контрольных отделов  на дополнительное начисление налогов  без оценки возможности их взыскания  обеспечивает только стремительный  и регулярный рост задолженности. Проведение контроля актуальности баз данных, получаемых от регистрирующих органов  и служащих основанием для исчисления налогоплательщикам - физическим лицам  установленных законодательно налогов, а также тесное межведомственное взаимодействие с регистрирующими  органами должно войти в повседневную работу современной налоговой инспекции.

Следует отметить, что в  соответствии со статьей 48 НК РФ взыскание  задолженности с физических лиц  по налогам и сборам происходит исключительно  в судебном порядке. По вопросам обеспечения налоговых платежей, уплачиваемых налогоплательщиками - физическими лицами, и, в частности, с имущественными налогами, существует ряд проблем: проблема «виртуальной недоимки» (отражение недоимки по налогам, исчисляемым налоговыми органами, при том, что срок уплаты не наступил); «задвоенность» начислений; достоверность сведений, на основании которых налоговыми органами исчисляется налог: своевременность отражения в учете налоговых органов документов о начислении и погашении налоговых платежей и выявление налоговыми органами невыясненных платежей, фактически уплаченных в бюджет, но «зависших» в результате невозможности идентифицировать и классифицировать поступившие суммы налоговых платежей. Задолженность начислений в карточках «Расчеты с бюджетом» (далее - «РСБ») возникает вследствие неполной разноски поступивших платежей либо технической ошибки оператора. В настоящее время налоговые органы производят ввод платежных документов «вручную», ввиду отсутствия электронного обмена данными с управлениями Федерального казначейства уплаченных налогоплательщиками - физическими лицами сумм налогов и автоматической разноски в «РСБ», в то время как по налоговым платежам, поступающим от налогоплательщиков - юридических лиц, данная возможность реализована.

В ходе проведенного анализа  ведения налоговыми органами карточек «РСБ» «налогоплательщиков - недоимщиков» и сверки был выявлен целый  ряд несоответствий и расхождений  базы данных инспекций и данным налогоплательщиков. Так, у многих открыто несколько «РСБ» по налогу, при этом начисления за конкретный отчетный период отражаются в одной «РСБ», платежи - в другой, перерасчет - в третьей. Открытие такого количества лицевых счетов, как показывает анализ, вызвано внесением изменений в регистрационные данные физического лица, например паспорта, либо кода ОКАТО. Подобная ситуация приводит к искажению данных о фактической недоимке, в частности, по транспортному налогу с физических лиц. При этом, чем больше транспортных средств, зарегистрированных и числящихся за физическим лицом, и меньше срок владения ими (неполный год), тем больше вероятность «задвоения» и «затроения» начислений сумм налога за одни и те же транспортные средства и тем менее достоверны данные о задолженности. Централизованное решение указанной проблемы с помощью программного продукта до настоящего времени отсутствует, поэтому лицевые счета («РСБ») приводятся в соответствие инспекторами путем тщательного и трудоемкого анализа.

В целях совершенствования  работы налоговых органов с налогоплательщиками - физическими лицами, а также  для реализации единообразного подхода  по применению мер принудительного  взыскания задолженности с налогоплательщиков - физических лиц, разработана и внедрена методика, поставленная в основу «Расчеты с бюджетом» данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами по физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и по применению мер принудительного взыскания недоимки с налогоплательщиков - физических лиц».

Регламент устанавливает  порядок информирования налогоплательщиков - физических лиц о начисленных  налогах; организации работы по формированию базы данных «Расчеты с бюджетом»  местного уровня; применения досудебного  порядка взыскания задолженности; принудительного взыскания задолженности  в судебном порядке; осуществления  Управлением контроля деятельности инспекций по обеспечению своевременного и полного взыскания налогов (сборов) с налогоплательщиков - физических лиц.

Таким образом, выработан  единообразный подход по порядку  взыскания данных видов налогов, который доведен до сведения территориальных  инспекций, и является обязательным к исполнению. В регламенте, в частности, предлагается осуществлять контроль за своевременностью и полнотой уплаты, а также за поступлением имущественных налогов, уплачиваемых налогоплательщиками - физическими лицами посредством разработанной автором формы отчетности.


Информация о работе Налоговая задолженность