Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:28, реферат
Летом 2010 года в Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и процедуры по урегулированию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы.
При рассмотрении другого дела суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, указал, что с момента утраты права на бесспорное взыскание недоимки у налогового органа возникло право на взыскание недоимки в судебном порядке.
Таким образом, при пропуске
налоговым органом срока для
вынесения решения о
Подпункт 1 п. 1 ст. 32 НК РФ обязывает
налоговые органы соблюдать законодательство
о налогах и сборах. А поскольку
п. 3 ст. 46 НК РФ налоговым органам
прямо предписано вынесение решения
о взыскании недоимки по налогам,
пени и штрафов, то, пропуская срок
для принятия такого решения, налоговый
орган фактически изменяет вид и
порядок взыскания
В связи с этим следует обратить внимание, что налоговый орган обязан обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение установленного НК РФ срока.
До 01.01.2007 ст. 46 Кодекса не
содержала указаний на срок обращения
в суд с таким заявлением, поэтому,
руководствуясь п. 12 Постановления
Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, налоговые
органы применяли п. 2 ст. 48 Кодекса,
в соответствии с которым заявление
о взыскании задолженности
В редакции ст. 46 НК РФ, действующей с 01.01.2007, указано, что заявление в суд может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Новация заключается в изменении природы срока подачи заявления в суд -- он перестал быть пресекательным. НК РФ допускает восстановление пропущенного срока при наличии уважительных причин.
В составе методов и инструментов, применяемых в рамках принудительной формы механизма регулирования задолженности, наиболее результативным являются проведение исполнительных действий и выставление инкассовых поручений.
Погашение налоговой задолженности
приводит к увеличению налоговых
поступлений в бюджетную
Совершенствование
работы налоговых органов с
Исследования показали, что
наличие у налогоплательщиков значительных
сумм недоимки (задолженности), несомненно,
является фактором, ухудшающим общую
согласованность налогового механизма
и, как следствие, ухудшает экономическую
ситуацию в целом, а работа по взысканию
задолженности по уплате налогов
с физических лиц на сегодняшний
день недостаточно организована. Она
значительно проигрывает по сравнению
с применением мер
Критерием, устанавливающим
эффективность
Оценка и изучение структуры задолженности, выявление реальной к взысканию недоимки является приоритетным направлением налогового администрирования имущественных налогов.
Нацеленность налоговых
инспекторов контрольных
Следует отметить, что в соответствии со статьей 48 НК РФ взыскание задолженности с физических лиц по налогам и сборам происходит исключительно в судебном порядке. По вопросам обеспечения налоговых платежей, уплачиваемых налогоплательщиками - физическими лицами, и, в частности, с имущественными налогами, существует ряд проблем: проблема «виртуальной недоимки» (отражение недоимки по налогам, исчисляемым налоговыми органами, при том, что срок уплаты не наступил); «задвоенность» начислений; достоверность сведений, на основании которых налоговыми органами исчисляется налог: своевременность отражения в учете налоговых органов документов о начислении и погашении налоговых платежей и выявление налоговыми органами невыясненных платежей, фактически уплаченных в бюджет, но «зависших» в результате невозможности идентифицировать и классифицировать поступившие суммы налоговых платежей. Задолженность начислений в карточках «Расчеты с бюджетом» (далее - «РСБ») возникает вследствие неполной разноски поступивших платежей либо технической ошибки оператора. В настоящее время налоговые органы производят ввод платежных документов «вручную», ввиду отсутствия электронного обмена данными с управлениями Федерального казначейства уплаченных налогоплательщиками - физическими лицами сумм налогов и автоматической разноски в «РСБ», в то время как по налоговым платежам, поступающим от налогоплательщиков - юридических лиц, данная возможность реализована.
В ходе проведенного анализа ведения налоговыми органами карточек «РСБ» «налогоплательщиков - недоимщиков» и сверки был выявлен целый ряд несоответствий и расхождений базы данных инспекций и данным налогоплательщиков. Так, у многих открыто несколько «РСБ» по налогу, при этом начисления за конкретный отчетный период отражаются в одной «РСБ», платежи - в другой, перерасчет - в третьей. Открытие такого количества лицевых счетов, как показывает анализ, вызвано внесением изменений в регистрационные данные физического лица, например паспорта, либо кода ОКАТО. Подобная ситуация приводит к искажению данных о фактической недоимке, в частности, по транспортному налогу с физических лиц. При этом, чем больше транспортных средств, зарегистрированных и числящихся за физическим лицом, и меньше срок владения ими (неполный год), тем больше вероятность «задвоения» и «затроения» начислений сумм налога за одни и те же транспортные средства и тем менее достоверны данные о задолженности. Централизованное решение указанной проблемы с помощью программного продукта до настоящего времени отсутствует, поэтому лицевые счета («РСБ») приводятся в соответствие инспекторами путем тщательного и трудоемкого анализа.
В целях совершенствования
работы налоговых органов с
Регламент устанавливает
порядок информирования налогоплательщиков
- физических лиц о начисленных
налогах; организации работы по формированию
базы данных «Расчеты с бюджетом»
местного уровня; применения досудебного
порядка взыскания
Таким образом, выработан единообразный подход по порядку взыскания данных видов налогов, который доведен до сведения территориальных инспекций, и является обязательным к исполнению. В регламенте, в частности, предлагается осуществлять контроль за своевременностью и полнотой уплаты, а также за поступлением имущественных налогов, уплачиваемых налогоплательщиками - физическими лицами посредством разработанной автором формы отчетности.