Налоговая задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:28, реферат

Описание работы

Летом 2010 года в Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и процедуры по урегулированию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 47.45 Кб (Скачать)

 

Летом 2010 года в  Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и  процедуры по урегулированию задолженности  налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в  силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы. Однако эта обязанность не всегда может быть исполнена налогоплательщиком в установленные сроки по причинам как зависящим, так и не зависящим от него. В результате у налогоплательщика формируется задолженность по уплате налогов и сборов.  
За период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,5 трлн. руб. В то же время, по сути, любая задолженность может быть урегулирована. К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:

  • добровольное погашение недоимки;
  • изменение срока уплаты налога и сбора;
  • взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;
  • взыскание недоимки за счет имущества;
  • применение процедур банкротства;
  • списание задолженности.

Все названные способы  применяются в соответствии с  действующим законодательством. Кроме  того, законодательством предусмотрены  и «смешанные» способы урегулирования задолженности, например ее реструктуризация, когда при условии погашения  части задолженности оставшаяся ее часть списывается. Вместе с тем  не все перечисленные способы  урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Так, практически не использовался  такой способ, как изменение срока  уплаты налога и сбора. А списание задолженности юридического лица применялось  только в случае его ликвидации или, как уже отмечалось выше, при реструктуризации задолженности.

Изменения в правилах урегулирования налоговой задолженности

Летом 2010 года Федеральным  законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) в Налоговый кодекс были внесены поправки, затронувшие в том числе и практически все указанные выше способы урегулирования задолженности. Поэтому Федеральной налоговой службой разработан и утвержден ряд нормативных актов, регламентирующих вопросы реализации указанных новых норм НК РФ. Также в связи с принятием указанных поправок существенно изменится порядок работы налоговых органов в сфере урегулирования задолженности.

Направление требований об уплате налогов по ТКС

В отношении добровольного погашения недоимки изменения коснулись процедуры направления требования об уплате налога. Теперь данное требование может быть направлено по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, срок, в течение которого требование должно быть исполнено, изменен с 10 календарных дней на 8 рабочих дней, что в ряде случаев увеличивает период времени для исполнения налогоплательщиком названных требований.

Законом № 229-ФЗ также предусмотрено, что требования к банку о перечислении налогов в бюджетную систему РФ (в случае неисполнения им обязанности по исполнению платежных документов налогоплательщиков об уплате соответствующих сумм налогов) будут направляться по телекоммуникационным каналам связи, что существенно ускорит их получение кредитными организациями.

Предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и сборов

Другим нововведением  Закона № 229-ФЗ, влекущим изменение работы налоговых органов, является конкретизация положений НК РФ о предоставлении отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, а также инвестиционных налоговых кредитов. Низкая налоговая грамотность граждан Российской Федерации нередко становится причиной возникновения ситуаций, когда налогоплательщик, продав свою недвижимость, с изумлением обнаруживает у себя в почтовом ящике уведомление о необходимости уплатить налог на доходы физических лиц либо требование об уплате этого налога. Как правило, к моменту получения такого уведомления денег уже нет, они истрачены на приобретение нового жилья, строительство дома, долевое участие в строительстве многоквартирного дома и т. д.

Получить вычет в связи  с приобретением жилья и компенсировать затраты, связанные с необходимостью уплаты НДФЛ, гражданин сможет только через год, когда подаст соответствующую  налоговую декларацию и заявление  о предоставлении имущественного налогового вычета. Особенно остро данная проблема встает у малообеспеченных граждан  и многодетных семей, где на счету  каждый рубль и налогоплательщик практически находится перед  выбором: заплатить налог или  накормить детей.

Благодаря изменениям, внесенным  Законом № 229-ФЗ, появилась возможность помочь таким людям, не загонять их в угол, а предоставить им отсрочку по уплате налога на срок до одного года. Этого срока должно хватить, чтобы получить налоговый вычет либо просто снизить финансовую нагрузку данной семьи, возникшую в связи со значительными налоговыми начислениями.

В указанных выше ситуациях  решение должно приниматься оперативно и механизм его принятия должен быть более простым. Поэтому полномочия по принятию решений о предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов физическим лицам, не являющимся индивидуальными  предпринимателями, Федеральная налоговая  служба возложила на территориальные  инспекции ФНС России.

Что касается юридических  лиц, то, используя механизм изменения  срока уплаты налога (сбора), налоговые  органы будут способствовать развитию регионов, отраслей и отдельных предприятий. Это мощный экономический инструмент, который при умелом и правильном его использовании позволит получить от предприятий-должников не только оплату налоговых долгов, но и увеличение налоговых отчислений в дальнейшем. Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется по решению  налоговых органов на срок до одного года либо на срок от одного до трех лет (по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный  бюджет) по решению Правительства  РФ.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных  налогов и сборов (исключение —  НДФЛ, уплачиваемый физическими лицами) принимается Федеральной налоговой службой. Для упрощения процесса подачи налогоплательщиками заявления приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ установлено, что такое заявление подается через управление ФНС России по субъекту РФ. Сделано это для того, чтобы облегчить налогоплательщику процесс сбора и подготовки необходимых документов. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате региональных и местных налогов принимается управлением ФНС России по субъекту РФ.

Решения об изменении срока  уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в части доходов, при получении  которых налог не удерживается налоговыми агентами, принимается инспекцией ФНС  России по месту жительства данного  налогоплательщика. А если сумма  налога с указанных доходов превышает 100 000 руб., решение об изменении срока  его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства налогоплательщика  по согласованию с управлением ФНС  России по соответствующему субъекту РФ.

Предоставление инвестиционного  налогового кредита

Помимо обращения о  предоставлении отсрочки (рассрочки) налоговых  платежей, налогоплательщик может подать заявление о предоставлении ему  инвестиционного налогового кредита  сроком до пяти лет.

Инвестиционный налоговый  кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа;
  • осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Решение о предоставлении налогоплательщику инвестиционного  налогового кредита принимается:

  • по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, — ФНС России;
  • по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, и региональным налогам — органами, уполномоченными на это законодательством субъектов РФ;
  • по местным налогам — управлениями ФНС России по субъектам РФ.

Отметим, что изменение  срока уплаты налога является исключительной, а не безусловной мерой по урегулированию задолженности.

Использовать механизмы  предоставления отсрочек, рассрочек  и инвестиционного налогового кредита  необходимо только после детального анализа каждого конкретного  заявления и только в отношении  налогоплательщиков, для которых  изменение срока уплаты налога жизненно необходимо, а также при уверенности  в возможности погашения задолженности  в установленные сроки. При этом изменение сроков уплаты налогов (сборов) не должно препятствовать осуществлению  главной функции налоговых органов  — наполнению бюджета РФ.

Изменения в процедурах принудительного  взыскания налогов (сборов) и списания задолженности

Изменения, внесенные Законом  № 229-ФЗ, коснулись и мер принудительного взыскания налогов и сборов. Данные нововведения направлены прежде всего на повышение налоговой дисциплины. Так, исключено ограничение на срок направления в банки поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика. Налоговым органам предоставлено право обратиться в суд с иском о взыскании налогов в том случае, когда пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика согласно статье 47 НК РФ (в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога).

Законом № 229-ФЗ упрощена процедура принятия налоговыми органами решений о списании задолженности по налогам, пеням и штрафам. Теперь не требуется специального постановления Правительства РФ, порядок признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания утверждается приказом ФНС России. Также расширен перечень оснований для списания задолженностив соответствии со статьей 59 НК РФ. Добавлены такие основания, как:

  • принятие судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
  • наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Кроме того, в 2010–2011 годах будет списана безнадежная к взысканию задолженность недействующих юридических лиц, это более 200 млрд. руб. Списание задолженности позволит не только уменьшить совокупные размеры задолженности, отражаемые в отчетности налоговых органов, но и провести инвентаризацию задолженности, а также «расчистить» ЕГРЮЛ путем исключения из него недействующих организаций. Если недействующее юридические лицо после списания задолженности вдруг «оживет», материалы о такого рода «привидении» будут незамедлительно передаваться в правоохранительные органы.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что и в дальнейшем совершенствование законодательства в части взыскания задолженности  и реализации процедур банкротства  будет способствовать снижению объемов  просроченной задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принудительное взыскание  налогов

 

1.1 Понятие принудительного  взыскания налогов и срок взыскания  налога

 

Под принудительным взысканием следует понимать действия уполномоченного  органа (налогового органа, суда), направленные на понуждение лица исполнить свои обязанности по уплате налога, пеней, штрафа. Представляется, что данный срок следует отличать от срока выставления  требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, поскольку последствием последнего может являться добровольная уплата соответствующих сумм. Кроме того, направление требования об уплате недоимки является мерой предварительного (досудебного) характера, поскольку реализовать  принудительное взыскание возможно только при условии письменного  извещения должника о сумме, подлежащей уплате. Однако безусловно, что срок направления требования и срок принудительного взыскания недоимки взаимосвязаны и применяются с целью обеспечения поступления соответствующего платежа в бюджет, поскольку в случае неисполнения требования в добровольном порядке срок на принудительное взыскание поглощает срок выставления требования.

Налоговое законодательство предусматривает право на принуждение  к исполнению налоговой обязанности  налоговым органом самостоятельно либо посредством обращения в  суд.

В бесспорном порядке (самостоятельно) налоговый орган вправе взыскать с организации и индивидуального  предпринимателя недоимку, пени и  штраф, руководствуясь ст. 46, 47, 48, 103.1 НК РФ. В случаях, на которые указанные  статьи НК не распространяются, недоимка, пени, а также штраф могут взыскиваться в судебном порядке.

Информация о работе Налоговая задолженность