Налоговая задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:28, реферат

Описание работы

Летом 2010 года в Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и процедуры по урегулированию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 47.45 Кб (Скачать)

Решение о взыскании, принятое после истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, считается недействительным и не должно быть исполнено. Срок для  принятия решения о бесспорном взыскании  налога за счет денежных средств является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Поэтому выставленное на счет налогоплательщика инкассовое поручение  не подлежит исполнению, если налоговым  органом нарушен 60-дневный срок, предусмотренный для бесспорного  взыскания задолженности 7.

В последней ситуации контролеры смогут взыскать налог лишь в ходе судебной процедуры. Они вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим  иском в течение шести месяцев  после истечения срока для  исполнения требования об уплате налога. Данный срок может быть восстановлен судом в случае его пропуска по уважительной причине. Налоговый орган  обязан обосновать уважительность пропуска установленного срока для обращения  в суд.

Основанием для перехода ко второму способу принудительного  внесудебного взыскания задолженности  перед бюджетом могут стать недостаточность  денежных средств на счетах налогоплательщика  для погашения налоговых обязательств или отсутствие у инспекторов  информации о счетах должника (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального  предпринимателя — в соответствии с нормами ст. 47 НК РФ.

При этом действует специальный  срок, установленный ст. 47 НК РФ. Так, налоговый орган вправе принять  соответствующее решение в течение  одного года после истечения срока, отведенного компании на исполнение требования.

В течение трех дней с момента  вынесения такого решения налоговая  инспекция принимает постановление  о взыскании налога (пени), сбора  или штрафа за счет имущества организации  или предпринимателя, которое направляется судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным  законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, прописанных в ст. 47 НК РФ.

В рассматриваемом случае обязанность компании по уплате налога считается исполненной с момента  реализации ее имущества (за исключением, разумеется, наличных денег) и погашения  задолженности за счет вырученных сумм (п. 6 ст. 47 НК РФ).

Налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации  в качестве средства обеспечения  решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа. Такой арест  может быть применен лишь к имуществу  компании и только для обеспечения  взыскания задолженности в порядке  ст. 47 НК РФ. При этом необходима санкция  прокурора. Арест имущества может  быть как полным, так и частичным.

Согласно п. 1 ст. 77 НК РФ арест  имущества возможен, если налоговая  инспекция имеет достаточные  основания полагать, что должник  попытается скрыться сам или утаит  свое имущество.

Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) налоговый орган приобретает право обратиться в суд с заявлением о банкротстве налогоплательщика в случае неисполнения им в течение 30 дней решения о взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, принятого в порядке ст. 47 НК РФ.

Закон устанавливает четкую последовательность действий налоговой  инспекции в процессе принудительного  взыскания налога. Взыскание за счет имущества организации — дополнительный способ обеспечения расчета по ее обязательствам с бюджетом, прибегать  к которому контролеры вправе лишь при отсутствии или недостаточности  денег в банке налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о его счетах (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Если налоговая инспекция  пропустила двухмесячный срок, отведенный законодательством для принятия решения о бесспорном взыскании  налога за счет денежных средств организации, она также утрачивает возможность  вынести решение о взыскании  налога за счет другого имущества  налогоплательщика.

Таким образом, второй важный этап процедуры бесспорного взыскания  — своевременное принятие налоговым органом решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке.

В этих целях налоговая  инспекция направляет в банк поручение  на перечисление налога в бюджет со счета организации, которое должно быть исполнено банком в очередности, установленной гражданским законодательством  РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

При этом закон не устанавливает  последствия пропуска срока направления  указанного поручения.

 

1.2 Механизм регулирования взыскания налоговой задолженности

Когда речь идет о долгах налогоплательщика перед бюджетом, то используются два понятия - «недоимка» и «налоговая задолженность». В соответствии с НК РФ под недоимкой понимается задолженность плательщиков перед  бюджетной системой только по суммам начисленных, но своевременно неуплаченных налогов и сборов. Понятие «налоговая задолженность» шире и включает в  себя не только недоимку, но также пени за просрочку налоговых платежей и штрафы за нарушение налогового законодательства[1, с. 43].

Взыскание недоимки и пени носит компенсационный (правовосстановительный) характер и осуществляется налоговыми органами в бесспорном порядке, в то время как налоговая санкция - штраф - носит карательный характер и потому взыскивается в судебном порядке.

Все методы и инструменты  регулирования налоговой задолженности  можно разделить на три основные группы - добровольно-заявительные, уведомительно-предупредительные и принудительные. Первая форма регулирования налоговой задолженности предусматривала заявительный характер процесса, основанного на указах президента и постановлениях федерального правительства, в которых были обозначены соответствующие методы: централизованный взаимозачет (двусторонний, многосторонний), предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налоговой задолженности, реструктуризация налоговой задолженности.

Уведомительно-предупредительная форма регулирования налоговой задолженности включает действия налогоплательщика по погашению задолженности, вызванные в результате направления налоговым органом требования об уплате налога с указанием суммы недоимки и пеней и срока исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования. В состав уведомительно-предупредительной формы наряду с требование об уплате налога нами включен предусмотренный Налоговым кодексом РФ метод зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Специфические методы и инструменты  применяются налоговыми органами в  рамках третьей формы - принудительной формы реализации механизма регулирования  налоговой задолженности. В числе  этих методов и инструментов:

· инкассовые поручения банку  на бесспорное списание со счета налогоплательщика  суммы задолженности в бюджетную  систему; приостановление операций по счетам в банке;

· арест имущества; обращение  взыскания на имущество налогоплательщика;

· процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Основная цель механизма  регулирования налоговой задолженности  состоит в погашении задолженности  по налогам и сборам, пеням и  штрафам и на этой основе восполнение  неосуществленных в установленные  сроки налоговых платежей в бюджетную  систему, снижение уровня налоговой  задолженности.

Деятельность налоговых  органов по взысканию налоговой  задолженности организаций в  сфере, находящейся за пределами  добровольно-заявительной формы механизма  регулирования, охватывает две другие хронологически взаимосвязанные формы  взыскания неисполненных налоговых  обязательств - уведомительно-предупредительная и принудительная (см. рис.1).

В рамках уведомительно-предупредительной формы работа по регулированию налоговой задолженности конкретной организации предусматривает возможность ее погашения (полного, частичного) путем зачета излишне уплаченных сумм налоговых платежей. Если налоговую задолженность нельзя покрыть за счет переплаты, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога.

Неисполнение обязанности  по уплате налога является основанием для применения мер принудительного  исполнения этой обязанности.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в  установленный срок налоговый орган  вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся  на банковских счетах налогоплательщика.

1.3 Проблемные вопросы взыскания задолженности по налогам

В 2006 г. начался законодательный  процесс изменения процедуры  принудительного взыскания задолженности  по налогам, сборам, пени, а также  штрафов, включая порядок такого взыскания. Некоторые проблемы, возникающие  в практике при обращении налоговых  органов в суд с заявлениями  о взыскании налоговых платежей, рассмотрены ниже[13, с.321].

С 01.01.2006 вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 № 137-ФЗ, которым внесены изменения в  Налоговый кодекс РФ, а также в  Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации».

Нововведения, внесенные  в НК РФ, существенным образом изменили порядок взыскания налогов и  пени с индивидуальных предпринимателей, а также порядок взыскания  с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговых санкций.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007, вновь  внесены изменения в ст. 46 НК РФ, согласно которым в бесспорном порядке  с организаций и индивидуальных предпринимателей взыскиваются не только налоги, пени, но и штрафы без ограничения  их размера. Напомним, что до 01.01.2006 в  соответствии со ст. 46, 48 НК РФ в бесспорном порядке взыскивались налоги и пени только с юридических лиц, а с  индивидуальных предпринимателей взыскание  задолженности по налогам и пени осуществлялось в судебном порядке. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах взыскивались с обеих категорий налогоплательщиков только в судебном порядке.

С 2006 г. бесспорный порядок  взыскания налогов и пени распространен  законодателем и на индивидуальных предпринимателей. В части взыскания  штрафов в бесспорном порядке  были установлены ограничения: 5 тыс. руб. -- для индивидуальных предпринимателей, 50 тыс. руб. по каждому налогу -- для организаций. Штрафы, составляющие большую сумму, взыскивались в судебном порядке.

Так, согласно ст. 46 НК РФ (в  ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность  по уплате налога исполняется принудительно  путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) -- организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем  направления в банк, в котором  открыты счета налогоплательщика -- организации или индивидуального предпринимателя, поручения на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика -- организации или индивидуального предпринимателя.

При этом решение о взыскании  должно быть принято налоговым органом  после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения  указанного срока. В период с 01.01.2006 по 01.01.2007 данная норма была изложена в следующей редакции: «Решение о взыскании принимается после истечения срока для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога».

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый  орган может обратиться в суд  с иском о взыскании с налогоплательщика -- организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

С 01.01.2007 в п. 3 ст. 46 НК РФ добавлена  норма, ограничивающая срок подачи в  суд заявления о взыскании  налога шестью месяцами после истечения  срока исполнения требования об уплате налога. Вместе с тем Кодекс допускает  возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительной причине.

Из приведенных положений  НК РФ следует, что в судебном порядке  налоги и пени могут быть взысканы только в том случае, когда утрачена возможность внесудебной процедуры  взыскания 

В большинстве случаев  суд первой инстанции прекращал  производство по делу, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ. При этом суд исходил  из того, что с 01.01.2006 взыскание налогов  и пени с индивидуальных предпринимателей осуществляется в бесспорном порядке. Также суд отмечал, что решения  о взыскании налога, пени в нарушение  установленного порядка налоговыми органами не принимались.

Отменяя определение суда первой инстанции о прекращении  производства по одному из дел, суд  кассационной инстанции указал на ошибочность  выводов суда. На момент обращения  в суд с заявлением срок, установленный  п. 3 ст. 46 НК РФ, истек, поэтому налоговый  орган был лишен возможности  реализовать предоставленное ему  ст. 46, 47 Кодекса право обращения  взыскания на денежные средства на счетах в банках или иное имущество  налогоплательщика -- индивидуального предпринимателя. Поскольку обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена, а налоговым органом пропущен установленный законодательством 60-дневный срок для бесспорного взыскания налога и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, налоговый орган правомерно обратился в суд1.

В постановлении от 24.10.2006 № 5274/06 Президиум ВАС РФ отметил, что по смыслу п. 3, 9 ст. 46 НК РФ в случае пропуска налоговым органом срока  вынесения решения о взыскании  налога, пеней налоговый орган  при отсутствии судебного решения  о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней  не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем  удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога.

Информация о работе Налоговая задолженность