Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:28, реферат
Летом 2010 года в Налоговый кодекс были внесены существенные поправки, которые затронули и процедуры по урегулированию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Новые нормы уже вступили в силу. Проанализируем, как данные нововведения будут применяться налоговыми органами на практике Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена всеобщая обязанность уплачивать законные налоги и сборы.
Решение о взыскании, принятое после истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, считается недействительным и не должно быть исполнено. Срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств является пресекательным и не подлежит восстановлению.
Поэтому выставленное на счет
налогоплательщика инкассовое поручение
не подлежит исполнению, если налоговым
органом нарушен 60-дневный срок,
предусмотренный для
В последней ситуации контролеры
смогут взыскать налог лишь в ходе
судебной процедуры. Они вправе обратиться
в арбитражный суд с
Основанием для перехода
ко второму способу
Налоговый орган вправе взыскать
налог за счет другого имущества,
в том числе за счет наличных денежных
средств налогоплательщика (налогового
агента) — организации или
При этом действует специальный
срок, установленный ст. 47 НК РФ. Так,
налоговый орган вправе принять
соответствующее решение в
В течение трех дней с момента
вынесения такого решения налоговая
инспекция принимает
В рассматриваемом случае
обязанность компании по уплате налога
считается исполненной с
Налоговый орган вправе наложить
арест на имущество организации
в качестве средства обеспечения
решения о взыскании налога (пени),
сбора или штрафа. Такой арест
может быть применен лишь к имуществу
компании и только для обеспечения
взыскания задолженности в
Согласно п. 1 ст. 77 НК РФ арест имущества возможен, если налоговая инспекция имеет достаточные основания полагать, что должник попытается скрыться сам или утаит свое имущество.
Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) налоговый орган приобретает право обратиться в суд с заявлением о банкротстве налогоплательщика в случае неисполнения им в течение 30 дней решения о взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, принятого в порядке ст. 47 НК РФ.
Закон устанавливает четкую
последовательность действий налоговой
инспекции в процессе принудительного
взыскания налога. Взыскание за счет
имущества организации —
Если налоговая инспекция пропустила двухмесячный срок, отведенный законодательством для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств организации, она также утрачивает возможность вынести решение о взыскании налога за счет другого имущества налогоплательщика.
Таким образом, второй важный
этап процедуры бесспорного
В этих целях налоговая
инспекция направляет в банк поручение
на перечисление налога в бюджет со
счета организации, которое должно
быть исполнено банком в очередности,
установленной гражданским
При этом закон не устанавливает последствия пропуска срока направления указанного поручения.
1.2 Механизм регулирования взыскания налоговой задолженности
Когда речь идет о долгах
налогоплательщика перед
Взыскание недоимки и пени носит компенсационный (правовосстановительный) характер и осуществляется налоговыми органами в бесспорном порядке, в то время как налоговая санкция - штраф - носит карательный характер и потому взыскивается в судебном порядке.
Все методы и инструменты
регулирования налоговой
Уведомительно-
Специфические методы и инструменты применяются налоговыми органами в рамках третьей формы - принудительной формы реализации механизма регулирования налоговой задолженности. В числе этих методов и инструментов:
· инкассовые поручения банку
на бесспорное списание со счета налогоплательщика
суммы задолженности в
· арест имущества; обращение взыскания на имущество налогоплательщика;
· процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.
Основная цель механизма
регулирования налоговой
Деятельность налоговых
органов по взысканию налоговой
задолженности организаций в
сфере, находящейся за пределами
добровольно-заявительной формы механизма
регулирования, охватывает две другие
хронологически взаимосвязанные формы
взыскания неисполненных
В рамках уведомительно-
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика.
1.3 Проблемные вопросы взыскания задолженности по налогам
В 2006 г. начался законодательный
процесс изменения процедуры
принудительного взыскания
С 01.01.2006 вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 № 137-ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Нововведения, внесенные
в НК РФ, существенным образом изменили
порядок взыскания налогов и
пени с индивидуальных предпринимателей,
а также порядок взыскания
с юридических лиц и
Федеральным законом от 27.07.2006
№ 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007, вновь
внесены изменения в ст. 46 НК РФ,
согласно которым в бесспорном порядке
с организаций и индивидуальных
предпринимателей взыскиваются не только
налоги, пени, но и штрафы без ограничения
их размера. Напомним, что до 01.01.2006 в
соответствии со ст. 46, 48 НК РФ в бесспорном
порядке взыскивались налоги и пени
только с юридических лиц, а с
индивидуальных предпринимателей взыскание
задолженности по налогам и пени
осуществлялось в судебном порядке.
Штрафы за нарушение законодательства
о налогах и сборах взыскивались
с обеих категорий
С 2006 г. бесспорный порядок взыскания налогов и пени распространен законодателем и на индивидуальных предпринимателей. В части взыскания штрафов в бесспорном порядке были установлены ограничения: 5 тыс. руб. -- для индивидуальных предпринимателей, 50 тыс. руб. по каждому налогу -- для организаций. Штрафы, составляющие большую сумму, взыскивались в судебном порядке.
Так, согласно ст. 46 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) -- организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится
по решению налогового органа путем
направления в банк, в котором
открыты счета
При этом решение о взыскании должно быть принято налоговым органом после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. В период с 01.01.2006 по 01.01.2007 данная норма была изложена в следующей редакции: «Решение о взыскании принимается после истечения срока для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога».
Решение о взыскании, принятое
после истечения указанного срока,
считается недействительным и исполнению
не подлежит. В этом случае налоговый
орган может обратиться в суд
с иском о взыскании с
С 01.01.2007 в п. 3 ст. 46 НК РФ добавлена норма, ограничивающая срок подачи в суд заявления о взыскании налога шестью месяцами после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Вместе с тем Кодекс допускает возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительной причине.
Из приведенных положений
НК РФ следует, что в судебном порядке
налоги и пени могут быть взысканы
только в том случае, когда утрачена
возможность внесудебной
В большинстве случаев суд первой инстанции прекращал производство по делу, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ. При этом суд исходил из того, что с 01.01.2006 взыскание налогов и пени с индивидуальных предпринимателей осуществляется в бесспорном порядке. Также суд отмечал, что решения о взыскании налога, пени в нарушение установленного порядка налоговыми органами не принимались.
Отменяя определение суда
первой инстанции о прекращении
производства по одному из дел, суд
кассационной инстанции указал на ошибочность
выводов суда. На момент обращения
в суд с заявлением срок, установленный
п. 3 ст. 46 НК РФ, истек, поэтому налоговый
орган был лишен возможности
реализовать предоставленное
В постановлении от 24.10.2006
№ 5274/06 Президиум ВАС РФ отметил,
что по смыслу п. 3, 9 ст. 46 НК РФ в случае
пропуска налоговым органом срока
вынесения решения о взыскании
налога, пеней налоговый орган
при отсутствии судебного решения
о взыскании с