Налоговая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение налоговой системы Республики Беларусь и механизма ее функционирования.
Предметом исследования является эффективность функционирования налоговой системы Республики Беларусь.
В процессе работы выполнены следующие исследования: предоставлена характеристика налогов и налоговой системы;
охарактеризованы основные виды налогов;
проанализирована роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотрена налоговая система Республики Беларусь;
проанализированы налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
ГЛАВА 3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.86 Кб (Скачать)

Причем в условиях мирового финансового  и экономического кризиса налоговая  система в Беларуси должна стать  дополнительным фактором конкурентоспособности  и роста национальной экономики, ее инвестиционного климата и  уровня экономической свободы. Чем  ниже уровень налогов, тем более  благоприятен инвестиционный климат, а это, в свою очередь, означает расширение возможностей для осуществления  инвестиций в экономику страны.

На  взгляд авторов, промежуточной целью (на ближайший год-два) должно стать попадание в число 100 стран с наилучшим налоговым климатом хотя бы для того, чтобы ликвидировать существующий разрыв между Беларусью и Россией, которая в последнем рейтинге удобства налоговой системы заняла 103-е место. В свою очередь, в перспективе 3-4 лет необходимо попасть в число 50 стран с наиболее благоприятной налоговой системой, что само по себе позволит решить и задачу попадания Беларуси в 30-ку стран с наилучшим бизнес климатом [8].

В своей работе «Улучшение инвестиционного имиджа Беларуси: механизмы избежания двойного налогообложения» экономист и стипендиат Белорусского института стратегических исследований (BISS) Алексей Лашук провел сравнительный анализ белорусского налогового законодательства и аналогичных законов ряда стран Европейского союза, а также привел несколько интервью с экспертами в сфере налогообложения [10].

Автор отдает должное действиям  белорусских властей и отмечает прогрессивный характер последних  изменений в налоговом законодательстве, в частности принятие Особенной  части Налогового кодекса, которая  вступила в силу с начала 2010 г. В результате «были полностью упразднены некоторые виды откровенно избыточных налогов, установлены новые налоговые ставки по оставшимся налогам, изменены периоды налоговой отчетности и уплаты налогов» [10].

Однако для более эффективного привлечения иностранных инвестиций существующая в Беларуси система  мер по избежанию двойного налогообложения  должна быть оптимизирована с расчетом на будущее. В итоге, автор делает следующие выводы:

  1. Необходимо расширить сеть международных налоговых соглашений, в которых участвует Беларусь. На сегодняшний день в нашей стране применяются около 60 соглашений об избежании двойного налогообложения. В то же время в Германии – около 100, а в Великобритании, мировом лидере по избежанию двойных налогов – более 100. Эксперт подчеркивает, что с точки зрения сравнительных инвестиционных преимуществ Беларуси желательно выйти хотя бы на уровень соседних стран: 84 соглашения, как в России, или 65, как в Украине.
  2. Оптимизировать применение метода зачета (credit method) как основного метода избежания двойного налогообложения. В частности, автор исследования предлагает предусмотреть перенос излишних сумм зарубежного налога на будущий / прошлый финансовый год, что должно положительно сказаться на среднесрочном финансовом планировании компаний-резидентов. Далее, по аналогии со многими странами ЕС следует ввести возможность применения т.н. «опосредованного зачета» (indirect credit) в случаях, когда материнская компания-резидент получает дивиденды от своей дочерней компании, а та в свою очередь уплачивает налог на распределение прибыли в зарубежном государстве. Наконец, эксперт рекомендует принять подзаконный акт или инструкцию о применении налоговыми органами статьи 144 Налогового кодекса Республики Беларусь, касающуюся избежания двойного налогообложения белорусских организаций, которые получают доход за границей.
  3. Применять альтернативные методы избежания двойного налогообложения. По мнению Лашука, для придания гибкости системе избежания двойного налогообложения в Беларуси в интересах государства и инвесторов следует законодательно закрепить возможность применения альтернативных методов избежания двойного налогообложения. Например, вместо основного на сегодняшний момент метода зачета можно применять метод освобождения (exemption method) или метода вычета (deduction method) в случае незначительности сумм иностранных доходов.
  4. Ввести белорусское налоговое законодательство правила тонкой капитализации при вычете процентов по кредиту из налогооблагаемой прибыли. В исследовании отмечается, что с развитием трансграничного бизнеса ситуации скрытого распределения прибыли и ее увода от налогообложения будут встречаться все чаще, поэтому автор считает целесообразным ввести четкие критерии того, в каких случаях расходы на обслуживание процентов по привлеченным кредитам не будут приниматься во внимание при вычислении налоговой базы.
  5. Предусмотреть в национальном законодательстве нормы трансфертного ценообразования. Корректировка трансфертных цен применяется, чтобы предотвратить уклонение от уплаты налогов путем занижения налоговой базы (это возможно при манипуляции ценами сделок в рамках группы взаимосвязанных компаний). По мнению Лашука, в среднесрочной перспективе нам следует ожидать увеличения доли сделок в рамках транснациональных корпораций, поэтому для охраны национальной налоговой базы необходимо будет принять определенные правила по регулированию трансфертного ценообразования.
  6. Гармонизировать белорусское налоговое законодательство с законодательством стран региона. Лашук предлагает обратить внимание на соответствующие директивы и конвенции ЕС (о реструктуризации компаний, о репатриации прибыли от дочерних к материнским компаниям и др.), а также двусторонние соглашения, которые действуют в СНГ. Предлагаемые экспертом меры помогут в ближайшем будущем не только поднять нашу в авторитетных международных бизнес-рейтингах, но и реально повысить конкурентоспособность белорусской экономики на мировом рынке капитала [10].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время бесперебойное  финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском  и местном уровнях. Это достигается  в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов  и других обязательных платежей. В  соответствии с действующим налоговым  законодательством и другими  нормативными актами плательщики обязаны  уплачивать указанные платежи в  установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления  в структуре доходной части бюджета  приходится, как правило, свыше 90 %.

Налоговая система – это один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития.

В сложное для нашей страны время  налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции Беларуси. Налогам отводится важное место  среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также  с вышестоящими организациями. При  помощи налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

Наиболее полное поступление налоговых  поступлений в бюджет, рационализация и оптимизация налогов осуществляется в рамках налоговой системы. Грамотно построенная, эффективная и мобильная  налоговая система – залог  экономических успехов любого государства. В современной налоговой системе налоги должны выполнять все свои основные функции: фискальную, стимулирующую, распределительную и регулирующую.

Таким образом, исходя из данной курсовой работы, можно сделать следующие  выводы:

    1. Для наиболее эффективного существования, любая налоговая система должна придерживаться определенных принципов.
    2. Основными налогами, которые присутствуют в налоговой системе, являются косвенные и прямые.
    3. Кроме пополнения бюджета, налоги выполняют стимулирующую, регулирующую, фискальную функцию.
    4. Основные принципы налогообложения установлены и регулируются налоговым кодексом Республики Беларусь.
    5. Наибольшие поступления в бюджет Республики Беларусь поступают от косвенных налогов.
    6. Среди всех косвенных налогов наибольшее поступление приходится на НДС.
    7. Нестабильное налоговое законодательство Республики Беларусь.

Налоговая система Республики Беларусь является достаточно молодой. Её трансформация осуществлялась на стадии перехода к рыночным отношениям, что объясняет некоторые особенности её построения. Несмотря на существования ряда серьезных проблем, государство реализует комплекс эффективных мер в области налоговой политики Республики Беларусь, ориентированной на устойчивый экономический рост и повышение качества жизни населения.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Адаменкова, С. И., Евменчик, О. С. Налоги и их применение в финансово – экономических расчетах, ценообразовании / C. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2005. – 568 с.

2 Березин, М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов / М.Ю. Березин // Финансы и кредит. – 2003. – №19. – С.76-86.

3 Василевская, Т.И., Стасенко, В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко.– Мн.: Белпринт, 1999. – 543 с.

4 Воробьева, Е. М. Макроэкономика / Е. М. Воробьева // Учебно-методический комплекс. – Минск: БГУ, 2002. – 112 с.

5 Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» [Электронный ресурс] – 2010. Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2010-4/2010-4(544-591).pdf. – Дата доступа: 03.11.2010.

6 Заяц, Н.Е. Налог как экономическая категория / Н.Е. Заяц // Финансы, учет, аудит. – 2004. – № 1. – С.28-30.

7 Заяц, Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.

8 Как Беларусь выглядит в международных рейтингах [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ekonomika.by/mezhstranovie-sopostavleniya/kak-belarus-viglyadit-v-mezhdunarodnich-reytingach. – Дата доступа: 11.01.2011.

9 Налоги: Словарь – справочник / Ю.Н. Алексеева – М.: ИНФРА-М, 2000. – 240 с.

10 Налоговая реформа как конкурентное преимущество. [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://nmnby.eu/news/analytics/2931.html. – Дата доступа: 17.01.2011.

11 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З. 19 декабря 2002 г. № 166-З [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk0200166. – Дата доступа: 03.11.2010.

12 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З. [Электронный ресурс].2010 – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk0900071. – Дата доступа: 03.11.2010.

13 Попов, Е.М. Налоги в рыночной экономике (анализ налогообложения в Беларуси) // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. – № 3. – С. 27-32.

14 Часть 1. Экономическое положение Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://dev.by/page/htd/part_1. – Дата доступа: 17.01.2011.

15 Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение \ Т.Ф. Юткина. – М: ИНФРА-М, 1998. – 428с.


Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь