Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:04, курсовая работа
Цель работы – изучение налоговой системы Республики Беларусь и механизма ее функционирования.
Предметом исследования является эффективность функционирования налоговой системы Республики Беларусь.
В процессе работы выполнены следующие исследования: предоставлена характеристика налогов и налоговой системы;
охарактеризованы основные виды налогов;
проанализирована роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотрена налоговая система Республики Беларусь;
проанализированы налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
ГЛАВА 3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Перечисленные основополагающие принципы
дополняются и детализируются с
учетом тех условий, в которых
создаются налоговые системы. Вместе
с тем налоговая система должна
быть достаточно гибкой, чтобы оперативно
реагировать на изменение экономической
ситуации. Налоговые реформы следует
рассматривать как неотъемлемую
часть общего процесса эволюции государства.
Если налоговая система не будет
соответствовать выбранным
ГЛАВА 2
ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Налоговая система Беларуси возникла и развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелой экономической ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного механизма, позволяет финансировать неотложные государственные потребности и в целом отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
Налоговая система Беларуси разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов XX в. и практики тех стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана: обеспечивать более полную и современную мобилизацию доходов в бюджет, иначе невозможно проводить социально-экономическую политику государства; создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:
Налоговая система Республики Беларусь неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок.
Соответственно снижался не только уровень налоговой нагрузки, но и задолженности плательщиков перед бюджетом, существенно изменилась и структура налогов.
В республике постепенно формировалась нормативно-правовая база налогообложения. Главным шагом в этом направлении стало принятие общей части Налогового Кодекса Республик Беларусь. Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов (пошлин), процедуру установления местных налогов и сборов (очерчивая права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов), определяет объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.
Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы (пошлины) не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев [3, c.52].
Преобладание поступлений косвенных налогов над прямыми остается характерной чертой нашей налоговой системы на протяжении всего времени её существования.
За счет косвенных налогов формируется около 50 % доходов консолидированного бюджета. Центральное место в их структуре занимают НДС (2007 г.—46,5 %, в 2008 г.—52,3 %, в 2009 г.—54,6%) и акцизы (в 2007 г.—18,6 %, в 2008 г.—20,1%).
Вторыми по степени налогового давления на экономику являются прямые налоги, в состав которых включаются налоги на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и другие.
Таблица 2 - Структура прямых налогов в Республике Беларусь за 2002—2006 гг.
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | ||||||
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % |
млрд. руб. |
уд. вес, % | |
Налог на прибыль |
644,9 |
29,2 |
929,3 |
29,7 |
1629,2 |
35,1 |
2856,9 |
43,2 |
3690,2 |
42,7 |
Налог на доходы |
137,3 |
6,2 |
174,1 |
5,6 |
234,6 |
14,2 |
418,0 |
6,3 |
216,1 |
2,5 |
Налог на недвижимость |
315,0 |
14,3 |
472,7 |
15,1 |
658,0 |
6,0 |
804,7 |
12,2 |
1054,3 |
12,2 |
Единый налог с ИП и ФЛ |
0,0 |
0,0 |
236,9 |
7,6 |
277,2 |
6,0 |
257,5 |
3,9 |
258,2 |
3,3 |
Подоходный налог |
903,8 |
4,0 |
1024,3 |
32,8 |
1403.7 |
30,1 |
1882,8 |
28,5 |
2921,3 |
33,8 |
Прочие прямые налоги |
204,3 |
9,3 |
286,4 |
9,2 |
6441,9 |
9,5 |
392,2 |
5,9 |
475,3 |
5,5 |
Всего |
2205,3 |
100 |
3123,7 |
100 |
4644,6 |
100 |
6612,1 |
100 |
8642,1 |
100 |
Примечание – Источник [13, c.32, таблица 3]
Отметим, что в период с 2002 по 2006 гг. поступление прямых налогов увеличилось на 6436,8 млрд. руб., в том числе за счет роста доли налога на прибыль на 13,5 пункта, доли подоходного налога на 29,8 пункта. В 2002-2006 гг. наблюдается снижение удельного веса налога на доходы (на 3,7 пункта), налога на недвижимость (на 2,1 пункта), единого налога с индивидуальных предпринимателей и физических лиц (на 3,3 пункта) и прочих прямых налогов (на 3,8 пункта).
Что касается налога на собственность, то в Республике Беларусь доля налогов на собственность в ВВП оставалась незначительной, хотя за последнее время несколько возросла: в 2004 г. – 1,94 % , в 2005 г. – 1.76 % , в 2006 г. – 2,67 % [13, c.32].
Сегодня структура налоговой системы Беларуси схожа с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. Д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т.д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные пошлины, оффшорный сборы др.). Причем наиболее емкой является группа прямых и косвенных налогов, которые составляют более 70% всех налоговых доходов или 25,8% в ВВП.
В настоящее время в налоговую систему республики входит 24 основные платежа, имеющих налоговый характер. При этом плательщики регулярно исчисляют и уплачивают только 7 из них: НДС, отчисления от выручек отдельным платежом, налоги на прибыль, на недвижимость, экологический и земельный, а также местный ( на инфраструктуру города).
Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в связи с занятием специфическим видом деятельности либо совершения специфических операций, что относится к определенному кругу плательщиков.
Нельзя не упомянуть об уровне налоговой нагрузки на экономику. Величина налоговой нагрузки в Республике Беларусь на протяжении двух десятилетий формирования налоговой системы остается достаточно высокой и не снижается, что обусловлено отчасти спецификой построения нашего финансового механизма.
Таблица 3. – Налоговая нагрузка по Республике Беларусь за 1999-2007 гг. (% ВВП)
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Темпы роста ВВП |
92,4 |
87,4 |
89,6 |
102,8 |
114,4 |
108,4 |
103,4 |
106,0 |
104,0 |
Налоговая нагрузка без ФСЗН |
38,3 |
40,1 |
32,1 |
28,5 |
31,2 |
31,4 |
31,2 |
33,4 |
26,3 |
Налоговая нагрузка с ФСЗН |
49,6 |
50,3 |
46,9 |
46,7 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
Примечание — Источник: [14].
Поскольку в Республике Беларусь количество уплачиваемых налогов также очень велико (в рейтинге Беларусь занимает последнее место), то правительство прилагает усилия по искоренению этого дисбаланса. Так уже на текущий год в Беларуси запланирована отмена примерно 20 видов налогов. Кроме этого, в республике уже принята «плоская» шкала подоходного налога на уровне 12%, которая введена в действие с 2009 года.
Для экономики Беларуси было бы очень
важным, если бы правительство снизило
налог на прибыль до уровня 5-10%, по
образцу Кипра. Кроме того, было бы
целесообразно, чтобы государственные
фискальные органы снизили нормативы
трудовых ресурсов по временным затратам,
вовлеченных в процесс
Таким образом, налоговая система Республики Беларусь является достаточно молодой. Её трансформация осуществлялась на стадии перехода к рыночным отношениям, что объясняет некоторые особенности её построения. Проведенный анализ показывает, что налоговая система Республики Беларусь имеет в своей основе налоговый механизм, который, опирается на преобладание косвенной формы налогообложения, достаточно высокие налоговые ставки, высокий уровень налоговой нагрузки. Однако, как показывает практика, проводимая государством политика в сфере бюджетно-налоговых отношений способствует дальнейшему эффективному развитию налоговой системы, от которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.
ГЛАВА 3
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В ноябре 2009 г. Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и PricewaterhouseCoopers опубликовали шестое ежегодное исследование «Уплата налогов 2010. Международный обзор» (Paying Taxes 2010 – The Global Picture).
В исследовании рассматривается процесс
уплаты налогов в 183 странах с
точки зрения административной нагрузки
для соблюдения требований налогового
законодательства, а также проводится
расчет суммарных налоговых
К сожалению, Беларусь в опубликованном рейтинге в очередной раз заняла последнее 183-е место.
В 2009 году в десятку стран-лидеров с точки зрения простоты уплаты налогов вошли в порядке убывания: Мальдивы, Катар, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Ирландия, Саудовская Аравия, Оман, Новая Зеландия и Кирибати.
В десятку стран, где налоговый режим по данному показателю является наиболее сложным, вошли следующие страны, занимающие 174-183 позиции в списке: Ямайка, Мавритания, Гамбия, Боливия, Узбекистан, Центральная Африканская Республика, Республика Конго, Украина, Венесуэла и Беларусь.
Среди стран СНГ и соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Эстония – 38-е место, Латвия – 45-е место, Литва – 51-е место, Казахстан – 52-е место, Грузия – 64-е место, Молдова – 101-е место, Россия – 103-е место, Азербайджан – 108-е место, Польша – 151-е место, Армения – 153-е место, Киргизия – 156-е место, Таджикистан – 162-е место, Узбекистан – 178-е место и Украина – 181-е место.
Для сравнения: Дания – 13-е место, Люксембург – 15-е место, Великобритания – 16-е место, Норвегия – 17-е место, Швейцария – 21-е место, Южная Африка – 23-е место, Македония – 26-е место, Канада – 28-е место, Исландия – 31-е место, Нидерланды – 33-е место, Кипр – 37-е место, Швеция – 42-е место, Австралия – 47-е место, Ирак – 53-е место, Франция – 59-е место, США – 61-е место, Болгария – 95-е место, Иран – 117-е место, Китай – 125-е место, Италия – 136-е место, Венесуэла – 182-е место.
Рассмотрим более подробно составляющие рейтинга удобства налоговой системы в Беларуси.
Отметим, что хотя, Всемирный банк
и отнес Беларусь к числу стран,
несколько упростивших
Из 107 налоговых платежей в Беларуси 24 платежа составляют налоги на прибыль и доходы, еще 24 платежа – налоги на труд и рабочую силу и 59 платежей – другие налоги.
По оценкам авторов
Если говорить об общем уровне налогообложения (в % к прибыли компании), то в Беларуси этот показатель, к сожалению, равняется практически 100% (если быть более точным 99,7%). Для сравнения: Тимор – 0,2% прибыли, Вануату – 8,4%, Мальдивы – 9,1%, Намибия – 9,6%, Катар – 11,3%, ОАЭ – 14,1%, Саудовская Аравия – 14,5%, Бахрейн – 15%, Грузия – 15,3%, Кувейт – 15,5% и др.
Таким образом, очевидно, что налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании (включая меры по снижению налоговой нагрузки), если мы хотим попасть в 30-ку стран с наилучшим бизнес климатом, ведь система налогообложения является важнейшей составляющей делового и инвестиционного климата в стране.