Налоговая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение налоговой системы Республики Беларусь и механизма ее функционирования.
Предметом исследования является эффективность функционирования налоговой системы Республики Беларусь.
В процессе работы выполнены следующие исследования: предоставлена характеристика налогов и налоговой системы;
охарактеризованы основные виды налогов;
проанализирована роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотрена налоговая система Республики Беларусь;
проанализированы налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
ГЛАВА 3 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.86 Кб (Скачать)

Налогообложение двойное – неоднократное обложение одного и того же объекта налога [11]. Двойное налогообложение широко распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги [11].

Юридическое лицо – организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие следующие признаки юридического лица:

  • независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;
  • наличие имущества, обособленного от имущества участников;
  • право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
  • право осуществлять от своего имени экономические операции;
  • право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;
  • самостоятельная имущественная ответственность [11].

Юридическое лицо имеет свое фирменное  наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный  счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и  заносится в Государственный  реестр.

Физическое лицо – гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности [11]. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.

Налоговый агент – лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога или сбора [11].

Таможенная  пошлина – вид налога, взимаемого государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа [11].

Таможенный  тариф – свод ставок таможенных пошлин с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара [11].

Таможенные  льготы – преимущество в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам [11].

Резидент – юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны [11].

Нерезидент – юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения [11].

Классификация налогов – группировка  налогов по видам, обусловленная  различными основами классификации: способом взимания налогов, субъектом – налогоплательщиком; характером применяемых ставок; налоговых  льгот; источником и объектом налогообложения; органом, устанавливающим налоги; порядком введения налога; уровнем бюджета  в который зачисляется налог; целевой направленностью введения налоги и прочие [9, c.55].

Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых  расчетов, составления отчетности с  использованием машинной обработки  данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению  к республиканскому и местным  бюджетам, к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и  государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых  групп.

 

Таблица 1 – Классификация налогов

Классификационный признак

Классификационный признак

Комментарий

1. По объекту налогообложения

- доход

- передача имущества

- средства на потребление

- ввоз и вывоз товаров

Это налоги на доходы физических и юридических  лиц или на отдельные объекты  имущества.

2. По принадлежности к уровню  власти

- республиканские

- местные

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного  органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный  бюджет. Они могут зачисляться  в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к  таким платежам можно отнести  НДС, налог на прибыль, акцизы.

Местные налоги могут устанавливаться  как высшим представительным органом, так и соответствующим местным  органом власти, но вводятся они  только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

3. По полноте права использования налоговых сумм

- закрепленные

- регулирующие

Закрепленными называют налоги, которые  на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

4. От источника уплаты

- зарплата

- выручка

- доход или прибыль

- себестоимость

Это налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выручки, себестоимости  продукции и т.д.

5. От субъектов уплаты

- физические лица

- юридические лица

Юридические лица, подлежащие налогообложению:

1) юридические лица Республики  Беларусь;

2) иностранные юридические  лица и международные организации;

3) простые товарищества (участники  договора о совместной деятельности);

4) хозяйственные группы.

Физические лица, подлежащие налогообложению:

1) граждане Республики  Беларусь;

2) граждане либо подданные  иностранного государства;

3) лица без гражданства  (подданства)».

6. По способу изъятия

- прямые

- косвенные

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).

7. По методу обложения (от ставки)

- прогрессивные

- регрессивные

- пропорциональные

Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход. Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

8. По способу обложения

- кадастровые

- декларационные

- налично-денежные

- безналичные

В основе классификации заложен признак  взимания налога по способу обложения  наиболее налогом налогоплательщика.

9. От назначения

- общие (без привязки к конкретному  налогу или обезличенные)

- целевые

Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Целевые налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).


Примечание  – Источник [11, 12]

 

Сущность любой экономической  категории раскрывается посредством  ее функций. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

1. Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития

Фискальная  функция налогов отражает форму  принудительного лишения юридического или физического лица принадлежащей  ему собственности в форме  капитала или заработка. Она рассматривается  как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Ей присуще  единственное свойство — максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета.

Фискальную  роль налогов характеризуют, кроме  того, данные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет, суммах расходов государства на содержание налоговых  служб, а также данные о разнице  между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в  отчете об исполнении бюджета. Расчеты  показывают, что чрезмерный фискальный гнет сопровождается невыполнением  расчетных заданий по налоговым  поступлениям на 30 % и более, расширение налогов фискальной направленности может оказывать отрицательное влияние на экономику и благосостояние населения.

2. Стимулирующая функция. Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Вместе  с этим стимулирующая функция  налогов реализуется через стимулирование более эффективного использования  природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов. С другой стороны, посредством  этих налогов одновременно происходит воспроизводство природных ресурсов и земли, то есть налоги могут одновременно выполнять воспроизводственную  функцию. В этом своем качестве они  имеют четко выраженную отраслевую принадлежность.

Для стимулирующей функции, в отличие  от фискальной, характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической  деятельности приоритетных для государства  направлений через различные  виды льгот по налогам и преференции. Никакая другая функция налогов  не обладает непосредственно стимулирующими свойствами, и еще только фискальная функция способствует мобилизации  и аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном фонде государства.

3. Из сущности налогов вытекает распределительная, а точнее перераспределительная функция, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.

4. Регулирующая функция налогов - налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в процессе производства.

Каждая  функция отражает определенную сторону  налоговых отношений: фискальная —  отношение налогоплательщика к  государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая — отношение государства к  налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики.

Несмотря на то, что функции налогов  взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и обособленности. Так, акцизы на табак и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог на землю имеет в большей мере стимулирующую цель.

5. Контрольная функция способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы [2, c. 76-86].

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

Налоговая система представляет собой  совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов  их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов  налогового контроля и ответственности  за нарушение налогового законодательства [11].

Налоговой системы развитых стран  являются продуктом длительной эволюции экономики. В них отразились специфика  государственного устройства, приоритетности направлений в формировании структуры  общественного производства, особенности  государственной внутренней и внешней  политики, национальный менталитет. Вместе с тем усиливающаяся интеграция экономик стран отдельных регионов, расширение хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки  единых принципов их построения:

  1. Налоговая система должна создавать возможности и стимулировать процесс капитализации на предприятиях в части вновь созданной стоимости, что является предпосылкой роста объемов производства, максимальной занятости населения и стабильности цен, устойчивости денежной единицы;
  2. Налоговая система должна быть цельной, отдельные ее элементы должны быть взаимосвязаны между собой, дополнять, а не дублировать друг друга;
  3. Нормативные ставки и порядок исчисления платежей в бюджет должны быть стабильными и оставаться неизменными на протяжении ряда лет;
  4. Налоговые ставки должны быть гибкими и учитывать (через систему льгот) приоритетное значение отдельных отраслей экономики и социальную значимость для населения отдельных товаров и товарных групп для населения;
  5. В условиях существования СНГ, функционирующего в рамках единого экономического пространства, механизмы налогообложения во всех странах содружества должны быть, максимально сближены.
  6. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. Этим принципом предусматривается всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов относительно получаемых налогоплательщиками доходам.
  7. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющее одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способы его уплаты
  8. Удобство для налогоплательщика, выражающее в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.
  9. Экономичность, означающая, что налоги не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщика, не должны вторгаться в его воспроизводительные ресурсы и должны оставлять достаточно доходов для развития научно-технической базы и расширения бизнеса. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь