Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа
Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
- рассмотреть основные виды налогов;
- изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
- рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.
Введение
1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ
1.2. Этапы развития и функции налоговой системы
1.2. Принципы организации налоговой системы
1.3 Классификация налогов
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
2.1. Структура и динамика налоговых поступлений
2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации
2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ
3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития
3.2. Перспективные направления развития налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы
Что касается предприятий промышленности, то падение, которое началось в начале 90-х годов, оно не изменилось. По большинству направлений промышленность остались примерно на том уровне. Поэтому именно для промышленных предприятий нужно создавать те условия, которые позволят им работать эффективно. Поэтому, по оценкам некоторых экспертов, необходимо прийти к положительному результату по снижению НДС до 13%, либо до выравнивания - до 10%. Это будет очень полезно именно для предприятий промышленности. Это приведет к выпадению от 300 до 320 миллиардов дохода из федерального бюджета, но, в то же время, цифра в 300-320 миллиардов, если она останется на предприятиях, останется в промышленности, позволит увеличить ВВП примерно на 0.5%.
Необходимо отметить, что нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в РФ с показателями налогового бремени в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, высокая социальная защищенность членов общества, сформировавшиеся рыночные отношения, стабильная экономика, а российские предприятия работают в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно изменяющейся налоговой системы, отсутствия поддержки со стороны государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на развитие производства в Российской Федерации находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства.
Для определения влияния налоговой политики государства на деятельность конкретной фирмы, в первую очередь необходимо рассмотреть, какие изменения за последние пять лет произошли в налоговой системе России.
С 2002 г. вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Снижение ставки с 35 % до 24% позволило отказаться от многочисленных налоговых льгот и вычетов. Срок действия главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса был ограничен 31 декабря 2003 г.
В 2003 году был отменен налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Раздел IX "Региональные налоги и сборы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 28 "Транспортный налог".
С 1 января 2004 года вступила в силу глава Налогового кодекса «Налог на имущество организаций». Ранее данным налогом облагалось все имущество предприятия, теперь налог платится лишь с остаточной стоимости основных средств. Максимальная ставка налога увеличилась с 2 % до 2,2 %.
В 2004 г. налоговая ставка по НДС снижена с 20 % до 18 %. В 2005 г. произошло снижение ставок единого социального налога с 35.6 % до 26 %.
Определим, как повлияла налоговая политика государства на налогообложение предприятия. С этой целью рассчитаем объемы налоговых платежей за период 2001-2005 г.г. Для того, чтобы обеспечить сопоставимость полученных данных, рассчитаем все налоги, взяв за основу данные 2001 года:
Заработная плата - 853000
Налогооблагаемая прибыль – 125000 руб.
Выручка от продаж (с НДС) – 3650000 руб.
Сумма НДС, уплаченная поставщикам – 300000 руб.
На балансе имеется легковой автомобиль мощностью 100 л.с.
Среднегодовая стоимость имущества – 500000 руб.
Остаточная стоимость основных средств – 200000 руб.
Допустим, предприятие уплачивает такие налоги, как НДС, налог на прибыль, единый социальный налог, а также другие виды налогов, установленные законодательством. В таблице 2.3 отражены налоговые ставки в % за период 2001-2005 г.г.
Таблица 2.3
Налоговые ставки
Налоги | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Единый социальный налог | 35.6 | 35.6 | 35.6 | 35.6 | 26 |
Налог на прибыль | 35 | 24 | 24 | 24 | 24 |
НДС | 20 | 20 | 20 | 18 | 18 |
Налог на имущество | 2 | 2 | 2 | 2.2 | 2.2 |
Налог с продаж | 5 | 5 | 5 | - | - |
Налог на пользователей авто-мобильных дорог | 1 | 1 | - | - | - |
Транспортный налог, руб. с л/с | - | - |
| 7 руб. | 7 руб. |
Суммы налогов, подлежащие уплате предприятием в бюджет, приведены в таблице 2.2 с учетом налогооблагаемой базы 2001 г.
Таблица 2.4
Размер налоговых платежей предприятия
руб.
Налоги | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
ЕСН | 303668 | 303668 | 303668 | 303668 | 221780 |
Налог на прибыль | 125000 х 35% = 43750 | 125000 х 24%= 30000 | 30000 | 30000 | 30000 |
НДС | 608333-300000 = 308333 | 308333 | 308333 | 556780-300000 = 256780 | 256780 |
Налог на имущество | 500000 х 2 % = 10000 | 10000 | 10000 | 200000 х 2.2 % = 4400 | 4400 |
Налог с продаж | 3650000 х 5% = 182500 | 182500 | 182500 | - | - |
Налог на поль-зователей авто-мобильных дорог | 3650000 х 1 % = 36500 | 36500 | 36500 | - | - |
Транспортный налог | - | - | - | 100 л.с х 7 руб. = 700 | 700 |
Итого | 884751 | 871001 | 871001 | 595548 | 483660 |
Для наглядности размер налоговых платежей предприятия можно изобразить графически (рис. 2.7). Как видно из приведенных данных, налоговые платежи предприятия за последние пять лет имеют тенденцию к снижению. В 2005 г. по сравнению с 2001 г. налоговая нагрузка на предприятие снизилась на 45.33 %, или почти в два раза. Данный факт можно оценить положительно, поскольку на предприятии появились дополнительные средства для финансирования расширенного воспроизводства.
Рис. 2.7. Динамика налоговых платежей предприятия
Наиболее существенно налоговая нагрузка предприятия снизилась по причине отмены в 2004 г. налога с продаж и налога на пользователей автомобильных дорог. Снижение ставки налога на прибыль с 35 % до 24 % повысило заинтересованность предприятия в достижении более высоких финансовых результатов. Снижение ставок единого социального налога с 35.6 % до 26 % позволит исследуемому предприятию повышать заработную плату своим работникам более быстрыми темпами, чем это производилось ранее.
Обобщая вышесказанное, налоговая политика государства благоприятно повлияла на деятельность предприятий.
Необходимо отметить, что за истекшие годы в налоговой системе произошло немало позитивных изменений, в том числе и радикальных. К числу безусловных успехов налоговой реформы следует отнести принятую в 1998 году часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, которая стала основополагающим документом правовой регламентации налоговых отношений. И обеспечивает вот уже на протяжении семи лет эффективное регулирование отношений по установлению и введению налогов, отношений по налоговому контролю и отношений по привлечению к налоговой ответственности. В 2001, в 2004 годах были отменены налоги с оборота, снижены ставки налогов на доходы с физических лиц, по налогу на прибыль организации и по налогу на добавленную стоимость. С 2005 года существенно снижен единый социальный налог и, несмотря на это, собираемость налогов увеличилась.[12]
При наличии ряда положительных моментов, налоговая система РФ еще далека от совершенства. Много "минусов" в первой части Налогового кодекса РФ и принятых главах второй его части.
Не решен ряд принципиальных проблем налоговой реформы. К их числу относятся:
- непродуманность концепции реформы;
- ежегодные многочисленные поправки к кодекс, носящие принципиальный характер. Например, некоторые главы («Акцизы», «Единый сельскохозяйственный налог») переписаны заново.
- отсутствие стабильности налоговой системы. Отдельные главы Налогового кодекса принимались и продолжают приниматься без достаточных обоснований, нередко - "с листа".
Применение многочисленных налоговых льгот ведет к усложнению налогового законодательства, а у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под формальные признаки и условия, позволяющие им претендовать на получение незаслуженных или избыточных налоговых льгот.
В развитых странах крайне ограничено использование налоговых льгот в целях создания благоприятного режима для определенных отраслей экономики, а льготирование отдельных предприятий и вовсе запрещено законодательством. Считается, что такие льготы вредны для экономики, поскольку они нарушают рыночные механизмы распределения финансовых и материальных ресурсов, усложняют налоговую систему и создают неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования. Кроме того, чрезмерная отягощенность налоговой системы различного рода преференциями негативно влияет на полноту и своевременность финансирования всего спектра отраслей бюджетной сферы: образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Таким образом, снижение социальной напряженности в одном секторе экономики может повлечь за собой усиление напряженности в другом.
Уход от налогообложения был и остается серьезной проблемой в России. Российским властям пока что не удалось достичь больших успехов в повышении прозрачности и ясности налоговой системы. По мнению специалистов, российская налоговая система не способствует экономическому росту, а является препятствием на его пути.
Существенной проблемой является отсутствие четкого разграничения видов налоговых проверок. Камеральные и выездные проверки должны быть очень четко регламентированы, а также нужно установить количество, виды запрашиваемых налоговыми органами и налогоплательщиками документов.
Кроме перечисленных, в настоящее время на первое место все же выходят проблемы налогового администрирования. К их числу относятся: