Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа
Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
- рассмотреть основные виды налогов;
- изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
- рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.
Введение
1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ
1.2. Этапы развития и функции налоговой системы
1.2. Принципы организации налоговой системы
1.3 Классификация налогов
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
2.1. Структура и динамика налоговых поступлений
2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации
2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ
3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития
3.2. Перспективные направления развития налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы
Из данной нормы вытекает важнейший момент для практики налогообложения. Он состоит в том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствую-щих о факте налогового правонарушения и виновности лица, возлагается на налоговые органы (ст. 108 Налогового кодекса РФ). Второй момент заключается в том, что в случае нарушения порядка проведения той или иной процедуры, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (выемка документов, налоговые проверки, приостановление операций по счетам налогоплательщика организации и др.), документально оформленные ее результаты не имеют законной силы.[4]
Законодательно установленные принципы налогообложения в РФ определяют структуру и содержание собственно налоговой системы. Она имеет три уровня: федеральный, региональный и местный, каждый из которых представлен одноименной группой налогов, установление и введение которых является налоговой компетенцией органа власти соответствующего уровня.
Установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения: объекта налога, налоговой базы, налогового периода, ставки, порядка исчисления и сроков уплаты. Ввести налог - это установить последний из необходимых элементов налогообложения. По федеральным налогам момент установления и введения, как правило, совпадает, если заранее не предусматривается временной лаг. Иное дело в части региональных и местных налогов. Они устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом РФ), а вводятся законодательными актами субъектов федерации, которые содержат все элементы налогообложения.
Поэтому федеральные налоги это те, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Их ставки устанавливаются Федеральным собранием РФ, или в ряде случаев, для оперативного реагирования, о чем выше было сказано, Правительством РФ.
Региональные налоги устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ, которые определяют такие элементы налогообложения, как порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, льготы. То есть в данном случае представительные органы власти субъектов РФ имеют довольно широкую налоговую компетенцию. Региональные налоги и сборы после введения обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления также обладают определенной налоговой компетенцией в части определения ставок, порядка и срока уплаты налогов, форм отчетности.
Главное событие, которое произошло в начале 2005 г. – это отмена Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исчерпывающий перечень налогов, которые нужно будет платить после 1 января 2005 года, закреплен в новой редакции статей 12-15 Кодекса.
По сравнению с ныне действующим списком (ст. 19-21 Закона N 2118-1) он стал короче на восемь пунктов (приложение 1). Однако, сокращение количества обязательных платежей с 23 до 15 на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство сборов, предусмотренных Законом N 2118-1, также останутся, только формально их выведут за рамки налоговой системы.
Фактически были отменены только два налога - на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный). Причем бизнес, связанный с размещением и распространением рекламы, с 1 января 2005 года региональные власти могут включить в состав видов деятельности, облагаемых "вмененным" налогом. Такое право предусмотрено для них в новой редакции главы 26.3 Налогового кодекса.
От уплаты некоторых налогов освобождены предприятия, применяющие специальные налоговые режимы. В перечень спецрежимов входят:
- единый сельхозналог (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);
- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса );
- единый налог на вмененный доход (глава 26.3 Налогового кодекса РФ;
- система налогообложения для участников соглашений о разделе продукции (глава 26.4 Налогового кодекса РФ).
Сейчас в Государственной Думе в стадии рассмотрения находятся последние две главы Налогового кодекса, которые осталось принять. Речь идёт о налоге на жилое имущество, на жилую недвижимость, а также о налоге на наследование и дарение.[5]
На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 2.1):
Таблица 2.1
Структура доходов федерального бюджета[6]
Доходы федерального бюджета | В % к фактическому объему доходов | |||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Налоговые доходы | 79.4 | 77.7 | 82.8 | 85.2 | 91.6 | 76.9 | 78.5 | 79.1 |
Неналоговые доходы | 12.4 | 13.3 | 8.0 | 6.6 | 7.3 | 6.9 | 6.8 | 6.5 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 11.3 | 8.1 | 9.2 | 8.2 | 0.9 | 0.8 | 0.6 | 0.4 |
Налоговых доходов в федеральный бюджет в 2004 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов бюджета составила 79.1 % (в 2002-2003 г.г. их доля в общей сумме доходов была меньше – соответственно 76.9 % и 78.5 %).
Как видно из табл. 2.2 и рис. 2.1, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2004 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39.5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).
Рис. 2.1 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2004 г.
Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2004 год составило 99.1 млрд.руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2004 году привело к увеличению налоговых доходов на 56.6 млрд.руб., в том числе:
в результате роста ВВП – 24.5 млрд.руб.;
за счет роста цен на энергоносители – 33.8 млрд.руб.;
за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции) – 11.9 млрд.руб.;
изменение курса доллара и евро уменьшило налоговые доходы на 13.6 млрд.руб.
Таблица 2.2.
Исполнение федерального бюджета в 2004 году по основным налоговым сборам
млн. рублей
| Утверждено ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год” | Факт за 2004 год | Факт за 2003 год | % роста 2004 г. к 2003г | % исполне-ния 2004 г к годовым бюджетным назначениям | Доля в общем объеме налоговых доходов в 2004 г(%) |
Налоговые доходы всего | 2612978.9 | 2712122.7
| 2029566.5
| 133.6 | 103.8 | 100 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль | 187190.0 | 205719.7 | 170935.9 | 120.3 | 109.9 | 7.6 |
НДС | 1023653.8 | 1069691.6 | 882063.5 | 121.3 | 104.5 | 39.5 |
Акцизы по това-рам, производи-мым на террито-рии России | 110520.6 | 109738.6 | 248109.7 | 44.2 | 99.3 | 4.0 |
Акцизы по това-рам, ввозимым на территорию России | 5452.0 | 7466.4 | 4421.7 | 168.8 | 136.9 | 0.3 |
Платежи за поль-зование природ-ными ресурсами | 419175.2 | 434252.6 | 249507.7 | 174.0 | 103.6 | 16.0 |
Налоги на внеш-нюю торговлю и внешнеэкономи-ческие операции | 841170.4 | 859736.8 | 452789.2 | 189.9 | 102.2 | 31.7 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 23303.4 | 23702.4 | 7069,4 |
| 101.7 | 0.9 |
Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры налогооблагаемой базы), увеличили поступления налоговых доходов на 42.5 млрд.рублей.[7]
Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2004 г. 205.7 млрд. рублей, или 109.9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 г. они выросли на 34.8 млрд.руб., или на 20.3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % в с 1 января 2004 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18.5 млрд.руб.
Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций, явилось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2004 г., а также улучшение налогового администрирования. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики в январе-октябре 2004 г. сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики составил +1734,4 млрд.рублей, что на 50,9% больше, чем за соответствующий период 2003 г.
На увеличение поступлений налога на прибыль организаций в 2004 г. также оказало влияние снижение (на 2.3 % в январе-октябре 2004 г) доли убыточных организаций по сравнению с 2003 г.
Вследствие вышеуказанных факторов увеличилась налоговая база для исчисления налога.
Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили в 2004 г. 264,6 млн.руб., или 101.8 % от годовых бюджетных назначений. Превышение плановых показателей связано с изменением налогооблагаемой базы.
Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами в 2004 г. составили 121.2 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2004 г. Отклонение от плановых назначений составило 702.8 млн.руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 183-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0.8% номинальной суммы выпуска до 0.2% номинальной суммы выпуска.
Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за 2004 г. составили 1069.7 млрд. руб., или 104.5% к годовым бюджетным назначениям.
Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, составило 109,7 млрд. руб., или 99.3% к бюджетным назначениям на 2004 г.
Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 2003 г. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2004 г. 4.1% (в 2003г. – 12.2%).
Такое существенное снижение поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в федеральный бюджет в 2004 г. обусловлено, главным образом, исключением природного газа из видов подакцизного минерального сырья, а также изменением порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию.
Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2004 г. составило 0.12 млрд. руб., или 14.7% к годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0.8 % от номинальной суммы выпуска до 0.2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 434.3 млрд. рублей, или 103.6 % к годовым бюджетным назначениям. Основную долю платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2004 г. составило 424.1 млрд.руб., или 103.3% к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13.6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:
рост мировых цен на нефть марки URALS привел к увеличению налога на добычу полезных ископаемых на 15.7 млрд.руб.;
повышение уровня собираемости увеличило поступление налога на 2.6 млрд. руб.;
уменьшение объемов добычи нефти снизило поступления налога на 2.4 млрд.руб.;
снижение объемных показателей составило 1.1 млрд.руб.;
снижение курса доллара США привело к уменьшению поступлений по налогу на 1.2 млрд.руб.
Более 10 % всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2004 г составили 4.5 млрд.руб. (113.0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0.5 млрд.руб.
Поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов составило 4.2 млрд.руб. Бюджетное задание выполнено на 108.6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.
Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили 859.7 млрд. руб., или 102.2% к бюджетным назначениям на 2004 г. При этом доходы от взимания ввозных таможенных пошлин составили 204.2 млрд. руб. (100.7% к бюджетным назначениям на 2004 г.) и от вывозных таможенных пошлин – 655.6 млрд. руб. (102.7% к бюджетным назначениям на 2004 г.).
Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23.7 млрд. руб. и составили 101.7 % к бюджетным назначениям на 2004 г, что на 0.4 млрд.руб., или на 1.7 % больше, чем утверждено законом. Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований «Россия», «Российская Федерация».