Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
- рассмотреть основные виды налогов;
- изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
- оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
- рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ

1.2. Этапы развития и функции налоговой системы

1.2. Принципы организации налоговой системы

1.3 Классификация налогов

2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета

2.1. Структура и динамика налоговых поступлений

2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации

2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения

3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ

3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития

3.2. Перспективные направления развития налоговой системы

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговая система РФ.DOC

— 859.50 Кб (Скачать)

         Рассмотри структуру и динамику  поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-октябре 2005 года.[8]

         В январе-октябре 2005 г. в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 233.0 млрд. рублей, что на 644.5 млрд. рублей, или в 1.4 раза больше, чем за соответствующий период 2004 г (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Динамика поступления в федеральный бюджет налоговых доходов

 

         Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (40.0%), налога на добычу полезных ископаемых (31.0%), налога на прибыль (14.0%), единого социального налога (9.6%) и акцизов (3.5%) (рис. 2.4).

         Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2005 г. составили 313.6 млрд. руб. По сравнению с январем-октябрем 2004 г. они выросли на 150.3 млрд. руб., или в 1.9 раза.

         Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-октябре 2005 г. составили 213.6 млрд. руб. и снизились по сравнению с январем-октябрем 2004 г. на 39.7%, что связано со снижением налоговой ставки с 1 января 2005 г.

 

Рис. 2.4. Структура налоговых доходов федерального бюджета в январе-октябре 2005 г.

 

         Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,  в январе-октябре 2005 г. составили 894.3 млрд. руб. и по сравнению с январем-октябрем 2004 г. выросли на 286.2 млрд. руб., или в 1.5 раза.

         Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 %, в январе-октябре 2005 г (по предварительным данным) составили 363.1 млрд. руб. (на 42.4 % больше, чем в соответствующем периоде 2004 г.), что практически соответствует темпам роста экспорта.

          Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-октябре 2005 года 16.9 млрд. руб.

         Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-октябре 2005 г. 77.5 млрд. руб. и выросли относительно соответствующего периода 2004 г. на 30.%.

         Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет РФ в январе-октябре 2005 г составили 2.9 млрд. руб., что на 14.9 % меньше, чем в январе-октябре 2004 г.

          В федеральный бюджет в январе-октябре 2005 г. мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории РФ, 23.6 млрд. руб., что на 23.3% больше поступлений соответствующего периода 2004 г.

         Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в январе-октябре 2005 г. составили 38.8 млрд. руб. и относительно января- октября 2004 г. выросли на 17.7%.

         Налога на добычу полезных ископаемых в январе- октябре 2005 г. поступило в федеральный бюджет 691.6 млрд. руб., в том числе: на добычу нефти – 615.4 млрд. руб.; на добычу газа горючего природного – 65.1 млрд. руб; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 4,0 млрд. рублей. В целом по сравнению с январем-октябрем 2004 года поступления НДПИ выросли более чем в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – в 2.1 раза.

         Доходы федерального бюджета в 2006 году предусматриваются в сумме 5046,1 млрд. рублей (20,70% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3167.8 млрд. руб. (12.99% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 2591.2 млрд. рублей (10.63% к ВВП). [9]

         Поступления НДС планируются в размере 1634.3 млрд. руб. Планируется, что меры по реформированию НДС приведут к увеличению поступления этого налога в федеральный бюджет с 6.5% ВВП в 2005 г до 6.7% ВВП в 2006 г.

         Как ожидается, поступления налога на добычу полезных ископаемых составят 731.6 млрд.руб., налога на прибыль организаций – 337.9 млрд.руб., единый социальный налог – 302.1 млрд.руб. Согласно плану, акцизы составят 110.2 млрд.руб.

         При расчете доходов федерального бюджета РФ были учтены следующие изменения налогового законодательства:

1) установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений;

2) введение "амортизационной премии" в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 % стоимости введенных в действие основных фондов;

3) увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;

4) совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ при расчете налога на прибыль;

5) совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации;

6) переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления;

7) индексация специфических ставок акцизов на 9% (кроме акцизов на нефтепродукты) по табачным изделиям - в среднем на 15%;

8) отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключение из числа налогоплательщиков акцизов акцизных складов оптовых организаций;

9) отмена льготы по денатурированному спирту и денатурированной спиртосо-держащей продукции, отмена "нулевой" ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до "80";

10) увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9 % (установление ставки в размере 147 рублей за 1 тыс. куб. метров газа);

11) отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

12) повсеместное введение главы Налогового кодекса, регулирующей уплату земельного налога;

13) внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;

14) увеличение ставки налога на игорный бизнес по игорным столам в два раза;

15) исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения по налогу на доходы физических лиц, доходов, полученных в порядке дарения;

16) введение особого режима налогообложения в свободных экономических зонах.

         По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2005 г., прогнозируемые в 2006 г. доходы увеличатся на 75.4 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 23.67% до 20.7%. Относительное (в % к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2006 г по сравнению с оценкой 2005 г. на 2.97 % предусматривается за счет следующих факторов:

- изменение макроэкономических показателей - 1,74% к ВВП;

- изменение налогового законодательства - 0,07% к ВВП;

-прочие факторы -1,16% к ВВП.

2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации

         Анализ задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней за 2004 год произведем по данным Федеральной налоговой службы.[10]

         Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ на 1 января 2005 г. составила 879.0 млрд.руб., в том числе по федеральным налогам и сборам – 783.9 млрд.руб, что составляет 89.2 % от общей суммы задолженности по налоговым платежам; по региональным, местным налогам и сборам, специальным налоговым режимам соответственно – 5.8%, 4.4% и 0.6%.

         В период с января по декабрь 2004 г. задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ увеличилась на 356.7 млрд. руб., в том числе увеличение по федеральным налогам и сборам составило 345.5 млрд. руб. Прирост задолженности по федеральным налогам и сборам за I квартал 2004 г составил 23.5 млрд. руб., за II квартал 2004 г. – 44.2 млрд. руб., за III квартал 2004 г. – 28.7 млрд. руб., за IV квартал 2004 г. – 249.1 млрд. руб.

         На графике 2.5 показана динамика задолженности по федеральным налогам и сборам за период с 1 января 2003 года по 1 января 2005 года.

 

Рис. 2.5 Динамика задолженности по федеральным налогам и сборам

 

         Как видно из графика, в IV квартале 2004 г. произошел значительный рост задолженности по федеральным налогам и сборам, что связано с доначислением значительных сумм налогов и сборов к уплате по результатам проведенных выездных налоговых проверок по нескольким крупнейшим налогоплательщикам, таким как ОАО “ЮКОС” и ОАО “Сибнефть”.

         В территориальном разрезе основная доля задолженности по федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года приходится на Ханты – Мансийский АО - Югра (38.8%), город Москва (7.1%), Самарскую область (3.1%), Читинскую область (2,9%), Республику Башкортостан (2,4%), Омскую область (2.3%), Республику Калмыкия (2,2%), Кемеровскую область (2.0%), Московскую область (1.8%) и Челябинскую область (1.7%).

         На графике 2.6 показана динамика задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по отдельным видам налоговых платежей за период с 1 января 2003 года по 1 января 2005 года.

Рис. 2.6 Динамика задолженности в бюджетную систему РФ по отдельным видам налоговых платежей

 

         Наибольший удельный вес в структуре задолженности по федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года, составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость – 54.3%; налог на прибыль организаций – 27.8%, в том числе в федеральный бюджет – 6.7%; акцизы – 2.8%; платежи за пользование природными ресурсами – 6.2%. При этом задолженность по налогу на добавленную стоимость составила 425.2 млрд. рублей (прирост за 2004 год на 180.6 млрд. руб.); по налогу на прибыль организаций – 217.9 млрд.руб., в т.ч. в федеральный бюджет - 52,3 млрд. руб. (прирост в федеральный бюджет за 2004 г на 25,9 млрд. руб.); по акцизам – 21.7 млрд. руб. (снижение за 2004 г. на 3,3 млрд. руб.); по платежам за пользование природными ресурсами – 48.7 млрд. руб. (прирост за 2004 года на 27.2 млрд. руб.).

         Обобщая вышесказанное, динамика задолженности по федеральным налогам свидетельствует о том, что объем указанной задолженности как в целом, так и в разрезе налогов продолжает увеличиваться, что отрицательно сказывается на экономике страны.

 

2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие  производства и реальные доходы населения

 

         Важным показателем, характеризующим степень воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения является налоговая нагрузка. На макроэкономическом уровне для оценки налоговой нагрузки экономистами используется показатель отношения общей суммы налоговых доходов к объему внутреннего валового продукта (ВВП).[11]

         Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40% от дохода. Уровень налогового бремени в Российской Федерации составил в 1999-2002 годах около 32-34% к ВВП.

         Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста. В последние годы ежегодно принимались и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налогового бремени. Так, с 2002 г. были снижены, а с 2003 г. окончательно отменены «оборотные налоги», начиная с 2004 г. с 20 до 18 % была снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. С 2005 г. произошло существенное снижение Единого социального налога.

         По оценкам экспертов, налоговое бремя снизилось на 3.5 % ВВП. Высокие цены на нефть и высокие налоги от нефти несколько искажают эту ситуацию, но в России ведется и счет, который мы ведем независимо при входящей, постоянно меняющейся внешней ситуации. По этому счету 3.5 % - снижение налогового бремени. Если в 2001 году отношение объема налоговых доходов к ВВП (только налоговых) составляло 34 %, то в 2004 г. – 33.9 %, это в пик налоговых платежей. А если бы мы считали как под цену на нефть – 18.5 долларов за баррель, то мы бы сегодня имели в налоговой системе факт поступления в 2004 г. – 28.4 %, существенно меньше. Несмотря на приведенные данные, бизнес по-прежнему считает налоговую нагрузку слишком большой.

         Важной составляющей налоговой нагрузки является неравномерность налогообложения в различных отраслях экономики. Налоговая нагрузка организации существенно различается по отраслям экономики. Так наибольшее налоговое бремя (по поступлениям налоговых платежей) ложится на такие отрасли промышленности, как пищевая (свыше 22% ВВП), промышленность стройматериалов (около 19% ВВП), легкая промышленность (около 17% ВВП), а наименьшая налоговая нагрузка приходится на предприятия отраслей черной металлургии (за счет возмещения НДС по экспортным поставкам) и химической и нефтехимической промышленности (средний показатель - 6,5% ВВП).

         Государство активно взялись за сектор углеводородного сырья, но при этом совершенно упустило из виду добычу твердых полезных ископаемых и деятельность экспортно-ориентированных отраслей, которые на сегодняшний день получают сотни процентов рентабельности на поставки на экспорт, и точно такой же ценовой конъюнктуры по своей динамике, как и углеводородное сырье. В первую очередь, это цветная и черная металлургия. Совершенно очевидно, что их надо ставить в равные условия конкуренции, и это касается и налога на добычу полезных ископаемых, и экспортного налогообложения.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации