Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа
В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март 2011 года.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.
Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Введение 3
1. Основы налоговой системы РФ 5 1.1. Понятие, принципы построения налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 13
2. Анализ проблем функционирования налоговый системы РФ 15
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 15
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 20
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы 27
3. Перспективы развития налоговой системы РФ 29
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ 29
3.2 Перспективы развития налогового законодательства 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 39
Решение проблемы стимулирующего
влияния системы
Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу.
Эффективность налогообложения заключается в следующем:
– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
– для хозяйствующих субъектов
– в получении максимально
возможных доходов (прибыли) при
минимизации налоговых
– для населения –
в получении достаточных
Реформирование действующей
налоговой системы должно осуществляться
в направлениях создания благоприятных
налоговых условий для
Анализ налоговой системы РФ, проведенный во второй главе данной работы показал, что налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем совершенствовании. Попытаемся выделить основные направления совершенствования налоговой системы РФ:
1) по мере снижения
обязательств государства в
2) сделать налоговую систему
более справедливой по
3) налоговая система должна
обеспечить снижение уровня
Для достижения указанной цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:
- законодательно ликвидировать
многочисленные налоговые
- законодательно и
- ликвидировать в налоговом
законодательстве все условия,
способствующие легитимным
- законодательно и
Реализация указанных
мероприятий будет
- выровнять условия
- добиться отмены налогов
и сборов, взимаемых без учета
результатов реальной
- привести налоговую базу
по взимаемым налогам в
Говоря о снижении ставок конкретных налогов, следует отметить, что такой снижение не должно быть резким, оно должно быть продуманным и не должно вести к разбалансированности бюджета. Успешные примеры в современной отечественной системе налогового реформирования есть – в 2004 год была снижена ставка НДС, формирующего большую часть бюджета с 20 до 18 %. Это прошло спокойно, без ущерба для бюджета и даже с некоторыми плюсами для налогоплательщиков.
4) необходимо обеспечить
стабильность налоговой
5) упростить методики
исчисления налогов – в первой
главе говорилось, что методики
исчисления ряда налогов в
нашей стране сильно
6) одним из важных направлений совершенствования налоговой системы является совершенствование налогового документооборота – необходимо интенсивное и расширенное внедрение электронных процессов с целью упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений – определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте.
Документ может быть дополнен
еще рядом предложений. Так, Минобразования
уже заявило о желании
В рамках составления проекта
В период 2011 - 2013 гг. ожидается продолжение реализации целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов для дальнейшего совершенствования налогового администрирования.
Корректировка тарифов страховых
взносов на обязательное пенсионное,
медицинское и социальное страхование.
Инструментом поддержки инновационного
сектора является снижение на продолжительный
период (до 2015 г., а для отдельных
категорий - до 2020 г.) совокупного тарифа
страховых взносов для
Прежде всего, указанная льгота
будет предоставлена
Временное применение пониженной ставки взносов будет распространено и на другие категории плательщиков, осуществляющих деятельность в инновационной сфере.
В их число могут быть включены проектные (инжиниринговые) организации.
Предусматривается переходный период до 2015 г. для уплаты страховых взносов организациями средств массовой информации, в рамках которого в 2011 г. сохраняется ставка на уровне 26%, с повышением ее в 2012 г. до 27% и последующим плавным повышением до общего уровня в 2015 г.
Амортизационная политика. В настоящее время состав амортизационных групп основан на физическом сроке службы того или иного объекта основных средств. Однако не во всех случаях этот срок должен определять скорость отнесения стоимости объекта основных средств на расходы по налогу на прибыль организаций.
Очевидно, что для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы - в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы.
При этом Правительство РФ вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается для снижения уровня налоговой нагрузки и учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.
Поэтому в среднесрочной перспективе предлагается пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для каждой из них.
Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях. Предусматривается в ближайшее время внести изменения в НК РФ, направленные на освобождение доходов некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от налогообложения налогом на прибыль при соблюдении ряда ограничений и условий, в соответствии с которыми некоммерческие организации должны быть лишены возможности осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, за исключением непосредственно связанных с теми целями, для достижения которых были созданы эти некоммерческие организации.
Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта. В настоящее время, если у организации после окончания действия договора гранта остается имущество, приобретенное (созданное) за счет средств гранта, возникает обязанность увеличить доходы организаций на остаточную стоимость этого имущества на момент окончания договора гранта.
Предлагается освободить
от налогообложения доходы в виде
стоимости имущества, оставшегося
после окончания действия договора
гранта, но в пределах 20% первоначальной
стоимости такого имущества.