Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март 2011 года.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.
Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Содержание

Введение 3
1. Основы налоговой системы РФ 5 1.1. Понятие, принципы построения налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 13
2. Анализ проблем функционирования налоговый системы РФ 15
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 15
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 20
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы 27
3. Перспективы развития налоговой системы РФ 29
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ 29
3.2 Перспективы развития налогового законодательства 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

мое готовое..docx

— 123.24 Кб (Скачать)

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения  на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое  развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение  возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма  с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при  управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения  определяется соотношением налоговых  поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том  числе и в отношении к каждому  конкретному налогу.

Эффективность налогообложения  заключается в следующем:

– для государства –  в увеличении доходов бюджета  за счет налоговых поступлений и  развитии налогооблагаемой базы;

– для хозяйствующих субъектов  – в получении максимально  возможных доходов (прибыли) при  минимизации налоговых платежей;

– для населения –  в получении достаточных доходов  для существования при уплате установленных налогов, за счет которых  государство предоставляет необходимые  социальные услуги.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость. Успешность развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). В связи с этим одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

 

3. Перспективы развития налоговой системы РФ

3.1 Направления совершенствования  налоговой системы РФ

Анализ налоговой системы  РФ, проведенный во второй главе  данной работы показал, что налоговая  система нашей страны нуждается  в дальнейшем совершенствовании. Попытаемся выделить основные направления совершенствования  налоговой системы РФ:

1) по мере снижения  обязательств государства в сфере  оптимизации расходов на нужды  государства и общества добиваться  снижения уровня налоговых изъятий  за счет уменьшения числа налогов  и снижения налоговых ставок  – сокращение числа налогов  и налоговых ставок вполне  может привести к тому, что  многие налогоплательщики "выйдут  из тени", перестанут скрывать  свои налоги. Так, например, было  в 2005 году, когда произошло значительное  снижение ставки единого социального  налога, что не только не привело  к уменьшению собираемости указанного  налога, а, наоборот, к значительному  росту его поступлений в бюджет. Сокращение налогов благоприятно  скажется и на финансовом состоянии  предприятий, и на их инвестиционной  деятельности – часть денежных  средств, которые будут оставаться  в результате уменьшения налоговых  ставок, будет направляться на  развитие хозяйствующих субъектов.

2) сделать налоговую систему  более справедливой по отношению  к налогоплательщикам, находящимся  не только в разных экономических  условиях, но и с учетом единого  экономического пространства для  всех субъектов налога и единого  механизма регулирования налогообложения.

3) налоговая система должна  обеспечить снижение уровня издержек  исполнения налогового законодательства  как для государства, так и  для субъектов налога. Действительно,  система налогового администрирования  является, по сути, одним из слабых  мест современной налоговой системы  России. Большое количество налогов,  сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

Для достижения указанной  цели необходимо законодательно и практически  решить следующие проблемы:

- законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы  как по отдельным видам налогов  и сборов, так и по категориям  налогоплательщиков;

- законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

- ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия,  способствующие легитимным способом  избежать снижения сумм уплаты  налогов и сборов;

- законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  и ликвидации всевозможных внебюджетных  и бюджетных фондов, сокращения  органов, ответственных за собираемость  налоговых платежей.

Реализация указанных  мероприятий будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

- выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога  посредством отмены исключений  и налоговых льгот;

- добиться отмены налогов  и сборов, взимаемых без учета  результатов реальной хозяйственной  деятельности субъектов налога;

- привести налоговую базу  по взимаемым налогам в соответствие  с экономическим содержанием  деятельности субъекта налога;

Говоря о снижении ставок конкретных налогов, следует отметить, что такой снижение не должно быть резким, оно должно быть продуманным  и не должно вести к разбалансированности бюджета. Успешные примеры в современной отечественной системе налогового реформирования есть – в 2004 год была снижена ставка НДС, формирующего большую часть бюджета с 20 до 18 %. Это прошло спокойно, без ущерба для бюджета и даже с некоторыми плюсами для налогоплательщиков.

4) необходимо обеспечить  стабильность налоговой системы  и налогового законодательства  – действительно, в настоящее  время, в течение календарного  года принимается множество поправок  в налоговом законодательстве. За  ними должны следить как работники  налоговых служб, так и работники  бухгалтерий хозяйствующих субъектов.  Это приводит к значительному  увеличению трудоемкости ведения  налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так  далее. Нестабильность налогового  законодательства приводит и  к тому, что в силу непредсказуемости  отечественной налоговой системы,  к нам боятся ехать зарубежные  инвесторы. В связи с этим  представляется целесообразным  принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на  длительный срок.

5) упростить методики  исчисления налогов – в первой  главе говорилось, что методики  исчисления ряда налогов в  нашей стране сильно отличаются  от тех, которые применяются  в других развитых странах.  Например, в состав расходов при  исчислении налога на прибыль  традиционно включаются все расходы,  связанные с бизнесом. У нас  же предприятия имеют возможность  включать далеко не все расходы  – например, командировочные, представительские  и другие расходы включаются  только в пределах норм. Это  сильно усложняет ведение как  налогового учета хозяйствующим  субъектом, так и проверку налоговым  расчетов налоговым 

6) одним из важных направлений совершенствования налоговой системы является совершенствование налогового документооборота – необходимо интенсивное и расширенное внедрение электронных процессов с целью упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений – определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте.

Документ может быть дополнен еще рядом предложений. Так, Минобразования уже заявило о желании расширить  перечень льгот для предприятий, занятых в инновационной сфере. Минэкономразвития предлагает ускорить процесс создания института регистрации  налогоплательщиков НДС. Наконец, консультационный совет по иностранным инвестициям  намерен добиваться улучшения процедур налогового администрирования.

3.2 Перспективы развития  налогового законодательства

В рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период приняты Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Они являются одним из документов, которые необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования как  при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации. Ниже предлагается комментарий к  данному документу.

В период 2011 - 2013 гг. ожидается продолжение  реализации целей и задач, предусмотренных  Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов для дальнейшего совершенствования налогового администрирования.

Корректировка тарифов страховых  взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Инструментом поддержки инновационного сектора является снижение на продолжительный  период (до 2015 г., а для отдельных  категорий - до 2020 г.) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков до 14% в пределах страхуемого годового заработка. При  этом уплату взносов по полной ставке за таких плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Прежде всего, указанная льгота будет предоставлена индивидуальным предпринимателям, имеющим статус резидента  технико-внедренческой особой экономической  зоны и производящим выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны, а также организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий.

Временное применение пониженной ставки взносов будет распространено и  на другие категории плательщиков, осуществляющих деятельность в инновационной  сфере.

В их число могут быть включены проектные (инжиниринговые) организации.

Предусматривается переходный период до 2015 г. для уплаты страховых взносов  организациями средств массовой информации, в рамках которого в 2011 г. сохраняется ставка на уровне 26%, с повышением ее в 2012 г. до 27% и последующим  плавным повышением до общего уровня в 2015 г.

  Амортизационная политика. В настоящее время состав амортизационных групп основан на физическом сроке службы того или иного объекта основных средств. Однако не во всех случаях этот срок должен определять скорость отнесения стоимости объекта основных средств на расходы по налогу на прибыль организаций.

  Очевидно, что для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы - в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы.

При этом Правительство РФ вынуждено  постоянно менять состав амортизационных  групп, что делается для снижения уровня налоговой нагрузки и учета  изменившейся ситуации в той или  иной отрасли, однако сами сроки полезного  использования того или иного  объекта основных средств перестали  быть обоснованными.

   Поэтому в среднесрочной перспективе предлагается пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для каждой из них.

   Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях. Предусматривается в ближайшее время внести изменения в НК РФ, направленные на освобождение доходов некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от налогообложения налогом на прибыль при соблюдении ряда ограничений и условий, в соответствии с которыми некоммерческие организации должны быть лишены возможности осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, за исключением непосредственно связанных с теми целями, для достижения которых были созданы эти некоммерческие организации.

Освобождение от налогообложения  доходов в виде остаточной стоимости  имущества, оставшегося после окончания  действия договора гранта. В настоящее  время, если у организации после  окончания действия договора гранта остается имущество, приобретенное (созданное) за счет средств гранта, возникает  обязанность увеличить доходы организаций  на остаточную стоимость этого имущества  на момент окончания договора гранта.

Предлагается освободить от налогообложения доходы в виде стоимости имущества, оставшегося  после окончания действия договора гранта, но в пределах 20% первоначальной стоимости такого имущества. 

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации