Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март 2011 года.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.
Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Содержание

Введение 3
1. Основы налоговой системы РФ 5 1.1. Понятие, принципы построения налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 13
2. Анализ проблем функционирования налоговый системы РФ 15
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 15
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 20
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы 27
3. Перспективы развития налоговой системы РФ 29
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ 29
3.2 Перспективы развития налогового законодательства 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

мое готовое..docx

— 123.24 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                3

1. Основы налоговой системы РФ                                                                        5 1.1.  Понятие, принципы построения налоговой  системы РФ                          5

1.2   Характеристика налоговой системы Российской Федерации                    9

1.3   Подходы  к определению эффективности  современной налоговой системы                                                                                                                   13

2. Анализ проблем  функционирования налоговый системы  РФ                      15

2.1 Анализ структуры  и динамики налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ                                                                                                            15

2.2 Анализ проблем  обеспечения налоговыми доходами  бюджетов различных уровней                                                                                                                   20

2.3 Проблемы и  ограничения развития современной  налоговой системы      27

3. Перспективы развития налоговой системы РФ                                             29

3.1 Направления  совершенствования налоговой системы  РФ                          29

3.2 Перспективы  развития налогового законодательства                                 32

Заключение                                                                                                             35

Список использованной литературы                                                                   37

Приложение                                                                                                            39

 

 

Введение

 

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно  изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе  недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция  ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности  выплат или выплат заработной платы  через "черные кассы", углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях  налоговой системы, выстроенных  в социально ориентированных  развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов  налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных  для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Подобным образом в  перспективе должна функционировать  налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Сказанное позволяет  заключить, что выбранная тема работы "Налоговая система РФ и перспективы  её развития" является актуальной. Теоретической базой данной работы выступили учебники, учебные пособия по экономике и налогообложению, затрагивающие проблемы функционирования налоговой системы, публикации в научных журналах, и сайты из интернета.

В качестве аналитической  базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март  2011 года.

Объектом исследования в  работе выступает налоговая система  Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.

Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить  проблемы и определить перспективы  её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основы налоговой системы РФ

 

    1. Понятие, принципы построения налоговой системы РФ

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть  принципы, обобщить отечественный и  зарубежный опыт.

В настоящее время сложилось  несколько подходов к определению  понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система  – это система экономико-правовых отношений между государством и  хозяйствующими субъектами, возникающих  по поводу формирования доходной части  государственного бюджета путём  отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии  налогообложения, разработанной в  данном обществе. Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

 Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Налоговое регулирование  охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое  регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного  воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может  создавать необходимые условия  для ускоренного привлечения  капитала в наиболее перспективные  отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

Мировая практика организации  налоговых систем показывает, что  существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в  использовании налогов; система  равных прав налогообложения.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему  можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и  косвенными налогами; соотношение между  налогами и объёмами внутренней и  внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой  системы определяющее значение имеют  факторы политического и правового  характера. К таким факторам можно  отнести: распределение хозяйственных  функций между федеральным центром  и местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов  местного самоуправления со стороны  федерального центра. Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

Принципы построения эффективной  налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

-Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

-Определенность налогообложения-налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

-Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

-Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов-налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков – каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации  (нейтральности) налогообложения  в отношении форм экономической  деятельности – налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав – недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав; налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия для не  запрещённой законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций;

5) принцип определённости  правил налогообложения – при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ.

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

1) принцип подвижности  (эластичности) – суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

2) принцип стабильности  – этот принцип предполагает  постоянство налоговой системы,  что важно для субъектов налоговых  отношений (для государства при  формировании доходной части  бюджета, а для плательщиков  – при планировании своих доходов,  в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов – суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

 

    1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

 

Созданная в Российской Федерации  налоговая система по своей общей  структуре и по перечню налоговых  платежей в основном соответствует  системам налогообложения в странах  с рыночной экономикой.

Первая, общая часть НК регламентирует важнейшие положения налоговой  системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и  отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с  налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая  регламентирует вопросы конкретного  применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над  второй частью Налогового кодекса практически  завершена.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации