Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа
В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март 2011 года.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.
Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Введение 3
1. Основы налоговой системы РФ 5 1.1. Понятие, принципы построения налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 13
2. Анализ проблем функционирования налоговый системы РФ 15
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 15
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 20
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы 27
3. Перспективы развития налоговой системы РФ 29
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ 29
3.2 Перспективы развития налогового законодательства 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 39
Содержание
Введение
1. Основы налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Налоговая система Российской
Федерации последние 20 лет постоянно
изменялась под влиянием как социально-экономических,
так и институционально-
По мере развития рыночных
отношений присущие налоговой системе
недостатки приводят к несоответствию
происходящих в обществе и государстве
изменений. Это является тормозом экономического
и социального развития государства
и его территориальных
В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально ориентированных развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.
Подобным образом в
перспективе должна функционировать
налоговая система Российской Федерации,
где налоги являются одним из наиболее
действенных методов
В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март 2011 года.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.
Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
1.Основы налоговой системы РФ
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы, обобщить отечественный и зарубежный опыт.
В настоящее время сложилось
несколько подходов к определению
понятия налоговой системы. Так,
согласно первому, налоговая система
– это система экономико-
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.
Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.
Мировая практика организации
налоговых систем показывает, что
существуют следующие варианты их построения:
разграничение налоговых
К экономическим факторам,
характеризующим налоговую
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
-Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
-Определенность налогообложения-налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
-Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.
-Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов-налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип
2) принцип недискриминации
(нейтральности)
3) принцип недопустимости
создания препятствий
4) принцип единства
5) принцип определённости
правил налогообложения – при
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения; акты
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности
(эластичности) – суть его заключается
в том, что налоговая нагрузка
может быть оперативно
2) принцип стабильности
– этот принцип предполагает
постоянство налоговой системы,
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и
Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.
Первая, общая часть НК регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса практически завершена.