Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март 2011 года.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.
Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Содержание

Введение 3
1. Основы налоговой системы РФ 5 1.1. Понятие, принципы построения налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 13
2. Анализ проблем функционирования налоговый системы РФ 15
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 15
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 20
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы 27
3. Перспективы развития налоговой системы РФ 29
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ 29
3.2 Перспективы развития налогового законодательства 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

мое готовое..docx

— 123.24 Кб (Скачать)

Элементами, характеризующими налоговую  систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно  принятые в государстве органами  законодательной власти соответствующих  территориальных образований.

На территории нашей страны взимают  три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным  налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ. В  настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы  в соответствии с принятыми  в государстве законами.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная  Дума, Совет Федерации, Президент  РФ и Правительство РФ. Государственная  Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с  одобрения Совета Федерации после  подписи Президента РФ вступают в  силу.

Законодательные органы субъектов  Федерации принимают законы о  налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.

Органы местного самоуправления, в  лице представительных органов, принимают  правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры  органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.

Законодательство РФ о налогах  и сборах состоит из:

- Налогового кодекса РФ и  принятых в соответствии с  ним федеральных законов о  налогах и сборах;

- законов о налогах и сборах  субъектов РФ, принятых в соответствии  с НК РФ;

- нормативных правовых актов  органов муниципальных образований  о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с  НК РФ.

1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы

 

По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая  система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной  и неэкономичной. Она является сложной  и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению  отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам  налогов для различных групп  субъектов налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в законодательство, приводит к усложнению обработки  огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и  хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку  и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном  бюджете и внебюджетных фондах, перераспределительный  характер бюджетно-налоговой системы, не побуждают власти регионов к активной экономической политике, направленной на развитие, в т.ч. региональной инфраструктуры, не стимулирует процесс изъятия  доходов у субъектов налога в  пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому, поскольку множество субъектов  налога– юридических лиц, производителей товаров, оплачивает налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации.

Обобщив результаты исследований, проведенных  отечественными учеными и специалистами, выделим ряд проблемных моментов в функционировании налоговой системы  России:

1) переоценивание роли налога  на прибыль, от уплаты которого  можно уклониться, зная особенности  налогообложения, условия и механизм  его исчисления и уплаты. В  частности, в зависимости от  вида и формы предприятия, политики  руководства, механизма уплаты  налога в организации создаются  условия, при которых прибыль  как таковая отсутствует, особенно  когда руководство преследует  цель обанкротить предприятие  или уйти от налогообложения.

2) сохранение целевых отчислений  во внебюджетные фонды, формирование  фондов, как и бюджетов, осуществляется  за счет отдельных видов налогов  и неналоговых поступлений, и  в принципе их формирование  производится из одних и тех  же налоговых источников. Этого  можно избежать, если в бюджете  предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда  в бюджете будет определенная  статья, на счет которой законом  предусматривается перечисление  средств.

3) экономически неоправданное решение  о применении единой ставки  налога на доходы физических  лиц. В РФ доля подоходного  налога в Консолидированном бюджете  РФ колеблется на уровне 9,6-10,6 и более, в Федеральном бюджете  – 0,5-1 %, региональных бюджетах  – от 9,2 до 9,8 %, местных бюджетах  – от 19 до 19,5 % от общей суммы  налоговых поступлений в соответствующий  уровень бюджета. 

Налоговая система нашей страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие  инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. До сих пор так и  не устоялась связка "налогоплательщик-государство", которую принято называть налоговым  администрированием. Она определяется взаимоотношением Министерства по налогам  и сборам и Министерства финансов - с одной стороны, и налогоплательщиками  – с другой.

Одной из главных проблем реформы  отечественной налоговой системы  является то, что в ней нет комплексности, изменения зачастую фрагментарны, не учитывают специфику российского  хозяйства. При внесении изменений  в налоговое законодательство не прогнозируются последствия, которых  можно ждать в других секторах экономики.

По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной  налоговой системе РФ, приводят к  несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу  субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности  выплат или выплате заработной платы  через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики. 

2. Анализ проблем функционирования  налоговый системы РФ

2.1 Анализ структуры и  динамики налоговых доходов консолидированного  бюджета РФ

В консолидированный бюджет Российской Федерации в  январе-марте 2011 года поступления составили 2 169,9 млрд. рублей - на 21,6% больше, чем в январе-марте 2010 года.

Удельный вес поступлений  в федеральный бюджет в общем  объеме поступлений в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составил 47% и относительно уровня января-марта 2010 года снизился на 1 процентный пункт.

Формирование всех доходов  в январе-марте 2011 года на 84% обеспечено за счет поступления налога на прибыль  – 26%, НДПИ – 20%, НДС – 20% и НДФЛ – 18%. По сравнению с январем-мартом 2010 года доля указанных налогов не изменилась.

Рис. 1

Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в  январе-марте 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.

 

 

Рис. 2

 

 

Поступления налога на прибыль  организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составили  560,7 млрд. рублей – на 45,1% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)

Из общей суммы  января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 67,1 млрд. рублей (12%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 493,6 млрд. рублей (88%).

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе- марте 2011 года поступило  431,1 млрд. рублей – на 5,9% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный  бюджет в январе-марте 2011 года поступило   19,7 млрд. рублей – в 2,4 раза больше, чем в январе-марте 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010  НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный  бюджет Российской Федерации составили  в январе-марте 2011 года  123,7 млрд. рублей – на 24,9% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)

Из общей суммы  января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 46,7 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 77,0 млрд. рублей (62%).

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в январе-марте  2011 года  440,6 млрд. рублей – на 33,3% больше, чем в январе-марте 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть на 28,3%. (Рис. 2)

Из общей суммы  января-марта 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 433,5 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 7,1 млрд. рублей (2%).

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в январе-марте  2011 года   137,2 млрд. рублей – на 19,4% больше, чем в январе-марте 2010 года. (Рис. 2)

При этом налога на имущество  физических лиц поступило 1,5 млрд. рублей, или на 3,5% меньше, чем в январе-марте 2010 года.

Налога на имущество организаций  поступило 85,6 млрд. рублей (62,4% общей  суммы поступлений имущественных  налогов), или на 22,5% больше, чем в  январе-марте 2010 года.

Транспортного налога в январе-марте 2011 года поступило 21,7 млрд. рублей (15,8% общей суммы поступлений имущественных  налогов), что на 5,3% больше, чем в  январе-марте 2010 года.

Поступления земельного налога в январе-марте 2011 года составили 28,3 млрд. рублей (20,6% всех поступлений имущественных  налогов) и выросли относительно января-марта 2010 года на 23,9%.

В федеральный бюджет за январь-март 2011 года поступления составили 1 010,5 млрд. рублей - на 18,7% больше, чем в январе-марте 2010 года.

Рис. 3

 

В консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  в  январе-марте 2011 года поступления составили 1 159,3 млрд. рублей - на 24,5% больше, чем в январе-марте 2010 года.

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в январе-марте 2011 года на 89% обеспечили налог на прибыль - 43%, НДФЛ - 34%, и имущественные налоги - 12%. В январе-марте 2010 года их доля составляла 86%.

 

Рис. 5

 

В марте 2010 года Минфин России приступил к использованию средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В связи с этим, была осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации в общей сумме 600,0 млрд. рублей и произведено перечисление указанных средств на единый счет федерального бюджета.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации