Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2010-2012 годах, а также данные за январь – март 2011 года.
Объектом исследования в работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.
Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Содержание

Введение 3
1. Основы налоговой системы РФ 5 1.1. Понятие, принципы построения налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 9
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 13
2. Анализ проблем функционирования налоговый системы РФ 15
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ 15
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней 20
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы 27
3. Перспективы развития налоговой системы РФ 29
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ 29
3.2 Перспективы развития налогового законодательства 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

мое готовое..docx

— 123.24 Кб (Скачать)

По состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 775,21млрд. рублей, Фонда национального благосостояния – 2 695,52 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2011 года часть резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила  0,99 млрд. СДР,  при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь 2011 года составила  0,31 млрд. рублей.

Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального  благосостояния, размещенных на депозите во  Внешэкономбанке составила   12,81 млрд. рублей.

Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния на счетах в Центральном банке Российской Федерации за 1 января  2011 года составила:

для Резервного фонда –  26,38 млрд. рублей,

для Фонда национального благосостояния –  73,05 млрд. рублей.

Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2011 года совокупный объем средств:

- резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 748.53 млрд. рублей

- фонда национального благосостояния – 2 609,66 млрд. рублей

2.2 Анализ проблем обеспечения  налоговыми доходами бюджетов  различных уровней

 

По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-март 2011 года составило:

- объем поступивших доходов –  2 391,30 млрд. рублей, или  27,0% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов”;

- кассовое исполнение расходов –  2 260,86 млрд. рублей, или  22,8% к уточненной росписи;

- дефицит –  121,30 млрд. рублей.

- первичный дефицит – 204,28  млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета за январь-март 2010 года в разрезе федеральных  органов исполнительной власти - администраторов  доходов федерального бюджета, на которые  приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

- Федеральной налоговой службой – в сумме 1 010,58  млрд. рублей, или  28,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год;

- Федеральной таможенной службой – в сумме 1 151,43  млрд. рублей, или  24,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год;

- Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме  5,69 млрд. рублей, или  6,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год;

По итогам исполнения за январь-март 20011 года уровень доходов федерального бюджета РФ составил 28,1% ВВП, уровень расходов федерального бюджета -15,7% ВВП, а профицит бюджета - 7,7% ВВП. По итогам января-март 20010 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 34,8% ВВП, расходы консолидированного бюджета -24,8% ВВП, а профицит бюджета - 10,0% ВВП.

В таблице 1 представлена динамика основных параметров федерального бюджета РФ в 2009-2011 гг. По предварительной оценке Министерства финансов РФ по кассовому исполнению в январе-март 2011 г. федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 3 334,84 млрд. руб. , или  (30,5% ВВП), по расходам 2 260,86 млрд. руб. или  (22,8% ВВП), профицит федерального бюджета составил 1 073,98 млрд. руб.(7,7% ВВП). По абсолютной величине доходы и расходы федерального бюджета за рассматриваемый период оказались несколько выше соответствующих показателей прошлого года (доходы - 2 931,8 млрд. руб., а расходы - 1 870,4 млрд. руб.). В то же время по отношению к ВВП данные показатели несколько снизились (соответственно 24,9% и 15,9% ВВП).

 Следует отметить, что  профицит федерального бюджета  в номинальной величине близок  к показателю прошлого года (1 061,4 млрд. руб.), в то время, как  в долях ВВП наблюдается снижение  по сравнению с предыдущим  периодом (9,0% ВВП).

Таблица 1 Основные параметры федерального бюджета РФ в 2009-2011 гг. (в % ВВП)

Год

2009

март 2010

2010

март 2011

Доходы

23,7%

24,9%

23,5%

30,5%

Расходы

16,2%

15,9%

16,2%

22,8%

Дефицит (-)/ Профицит (+)

7,5%

9,0%

7,4%

7,7%


 

Доходы федерального бюджета на 2011 год запланированы в сумме 8 844,6 млрд. рублей (из них нефтегазовые доходы составят 4 090,0 млрд. рублей). Расходы  бюджета определены в объеме 10 658,6 млрд. рублей. Таким образом, дефицит  федерального бюджета на 2011 год установлен на уровне 1 814,0 млрд. рублей.

На плановый период 2012 - 2013 годов  поступления в доходную часть  бюджета прогнозируются в следующих  объемах: 2012 год - 9 503,5 млрд. рублей; 2013 год - 10 379,9 млрд. рублей. С учетом расходов в 2012 году в сумме 11 237,9 млрд. рублей, в 2013 году в сумме 12 175,6 млрд. рублей, дефицит бюджета составит соответственно 1 734,4 млрд. рублей и 1 795,7 млрд. рублей.

Предполагается, что дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться  за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований. Покрытие дефицита в 2012 и 2013 годах будет  в основном осуществляться за счет средств от приватизации федерального имущества и государственных  заимствований.

Таблица 2 Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2009-2011 гг. (в % ВВП)

Доходы федерального бюджета (основные статьи) за 2009-2011 гг. (в % ВВП)

2009

Март 2010

2010

Март 2011

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - ВСЕГО

23,72%

25,07%

23,58%

21,77%

1. Налог на прибыль организаций

1,75%

1,99%

1,92%

1,89%

2. Единый социальный налог

1,24%

1,19%

1,19%

1,29%

3. Налоги на товары и услуги, реализуемые на территории РФ

5,16%

4,63%

3,82%

3,90%

3.1.Налог на добавленную стоимость

4,75%

4,25%

3,47%

3,54%

3.2. Акцизы по подакцизным товарам

0,41%

0,38%

0,35%

0,35%

4. Налоги на товары, ввозимые  на территорию РФ

2,15%

2,19%

2,27%

2,76%

4.1. Налог на добавленную стоимость

2,07%

2,12%

2,20%

2,68%

4.2. Акцизы по подакцизным товарам

0,08%

0,06%

0,06%

0,09%

5. Налог на добычу полезных  ископаемых

3,95%

4,61%

4,11%

3,44%

6. Ввозные таможенные пошлины

1,25%

1,28%

1,28%

1,51%

7. Вывозные таможенные пошлины

6,25%

7,66%

7,12%

5,60%


 

Таблица 3 Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2009-2011 гг. (в % от ВВП)

Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2009-2011 гг. (в % от ВВП)

2009

март 2010

2010

март 2011

Общегосударственные вопросы

2,58%

2,32%

2,19%

2,20%

из них: обслуживание государственного долга

1,06%

0,75%

0,65%

0,46%

Национальная оборона

2,71%

3,03%

2,57%

2,97%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,05%

2,31%

2,08%

2,37%

Национальная экономика

1,17%

1,22%

1,31%

1,49%

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,04%

0,20%

0,20%

0,27%

Охрана окружающей среды

0,02%

0,03%

0,03%

0,03%

Образование

0,73%

0,95%

0,78%

1,09%

Культура, кинематография и средства массовой информации

0,22%

0,23%

0,21%

0,22%

Здравоохранение и спорт

0,42%

0,59%

0,56%

0,66%

Социальная политика

0,88%

0,95%

0,81%

0,81%

Межбюджетные трансферты

5,77%

6,28%

5,68%

6,10%

ВСЕГО РАСХОДОВ

16,58%

18,10%

16,40%

18,21%


 

Основными приоритетами бюджетного финансирования являются: постепенное сокращение антикризисных  мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на ее модернизацию и технологическое  развитие; исполнение законодательно установленных обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций  в сфере социальной защиты населения; развитие транспортной инфраструктуры; обеспечение закупок новых видов  вооружения и реализации социальных гарантий для военнослужащих; финансирование организации и проведения особо  значимых международных мероприятий.

Ожидается, что верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2012 года составит 5 148,4 млрд. рублей, на начало 2013 года - 6 976,4 млрд. рублей, на начало 2014 - 8 826,3 млрд. рублей. Верхний предел внешнего госдолга в 2012 году планируется на уровне 55,6 млрд. долларов США или 44,9 млрд. евро, на начало 2013 года - 65,2 млрд. долларов США  или 52,1 млрд. евро, на начало 2014 года - 75,6 млрд. долларов США или 58,2 млрд. евро.

Формирование доходов федерального бюджета на 2011 - 2013 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора. Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

По данным Минфина России средняя  цена на нефть марки Urals достигла в  феврале 2011 г. уровня 101,3 долл. за барр. (в январе она составляла 93,8 долл.). Продолжающийся рост цен на нефть  дает основание предполагать, что  среднегодовая цена на Urals существенно  превысит уровень 75 долл. за барр., из которого рассчитывались показатели федерального бюджета на текущий год.

Главными факторами, определяющими  объем нефтегазовых доходов бюджета, являются уровень экспортных цен  на нефть и газ, и курс рубля, сопутствующими факторами — объемы налогооблагаемой добычи и экспорта энергоносителей, ставки экспортных пошлин и НДПИ.

По оценке ИКСИ, в рамках сценарных  условий 2011—2013 гг. изменение экспортной цены нефти Urals на один долл. приводит к  увеличению/снижению нефтегазовых доходов  бюджета на 60-68 млрд. руб. (см. таблицу). В свою очередь, изменение стоимости  доллара на один рубль приводит к  увеличению/сокращению нефтегазовых доходов  на 132-158 млрд. руб.

Так, например, федеральный бюджет станет в 2011 г. бездефицитным при  цене на нефть 105 долл. за барр. и среднегодовом  курсе 29,3 руб. за долл., дополнительные доходы бюджета при этом составят  1,8 трлн. руб. В случае, если курс рубля продолжит рост и составит в среднем за год 26 руб. за долл., а среднегодовая цена нефть — 100 долл. за барр., федеральный бюджет получит в 2011 г. дополнительные нефтегазовые доходы в сумме более 0,9 трлн. руб. (дефицит федерального бюджета при этом  снизится до 0,9 трлн. руб.).

Объем инвестиций в основной капитал в России в 2010 г. составил 9,11 трлн. руб. (около 300 млрд. долл.), или 20,5% ВВП. При этом объем финансирования из федерального бюджета ФАИП (без оборонного заказа) составил 0,34 трлн. руб., что составило лишь 62,2% от плана. Для сравнения, в Китае в 2010 г. объем инвестиций в основные фонды составил 4,2 трлн. долл. или 69,8% ВВП. В 2011 г. расходы федерального правительства на стимулирование экономического развития запланированы в размере 1,7 трлн. руб., или 3,4% ВВП (раздел «Национальная экономика» федерального бюджета), в частности 0,7 трлн. в рамках ФАИП (без оборонного заказа). Такой объем финансирования явно недостаточен для обеспечения ускорения экономического роста.

Учитывая это, представляется целесообразным отказаться от накопления резервов и  направить дополнительные доходы федерального бюджета, на стимулирование инвестиционной активности экономических субъектов.

 

 

 

Показатели

Утверждено Законом  о федеральном бюджете на 2011—2013 гг. и Основными направлениями  бюджетной политики на 2011—2013 гг.

Обновленный (декабрь 2010 г.) прогноз  социально-экономического развития России на 2011—2013 гг.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Основные параметры (сценарные условия) используемые для расчета нефтегазовых доходов бюджета:

— цена на нефть Urals (среднегодов., долл. за баррель)

75

78

79

81

83

84

— цена на газ (дальнее  заруб.,  долл. за тыс. м. куб.)

323

317,9

319,5

310

316

321

— среднегодовой  курс (руб. за долл.)

29.3

28,4

27,9

31,3

31,3

31,6

млрд . руб.

           

Нефтегазовые доходы федерального бюджета, млрд. руб.

4003,0

4088,1

4295,0

4641,5

4891,2

5152,8

в том числе, дополнительные доходы к предусмотренному Законом о бюджете уровню, млрд. руб.

   —

   —

   —

638,5

803,1

957,8

Дефицит бюджета

-1814,0

-1734,5

-1765,7

-1175,5

-931,4

-937,9

Увеличение/снижение поступления нефтегазовых доходов при:

           

— увеличении/снижении цены барреля нефти Urals на 1 доллар

60,6

60.1

60,4

64,8

66,1

68,3

— увеличении/снижении курса доллара на 1 рубль

131,7

140,8

147,1

143,6

151,3

157,8


 

2.3 Проблемы и ограничения  развития современной налоговой  системы

 

Говоря о проблемах  современной налоговой системы  РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования –  налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной  и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических  процедур приводят к значительному  увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации