Налоговая система России: проблемы ее формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – описать налоговую систему РФ и проблемы ее формирования. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть налоговую систему РФ и принципы ее функционирования
- Провести классификацию налогов и сборов
- Изучить роль налогов в финансовой системе
- Проанализировать пути совершенствования налоговой системы

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налоговая система и ее законодательные основы
1.1 Налоговая система РФ и принципы ее функционирования 6
1.2 Налоговый кодекс 7
1.3 Классификация налогов и сборов в соответствии
с Налоговым Кодексом РФ 10
Глава 2. Налогово-бюджетная политика
2.1 Государственный бюджет и его структура 18
2.2 Налоги и их разновидности. Кривая Лаффера.
Принципы формирования налоговой системы 20
2.3 Распределение налогового бремени и факторы, его
определяющие
2.4 Налогово-бюджетная политика правительства
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы 23
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая Готовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать)
 

     Регрессивным  называется налог, составляющий большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

 

     Налог с продаж, заложенный в цену, какого либо деликатесного товара, составит большую часть от доходов менее обеспеченных лиц и меньшую часть доходов тех, кто получает более высокие доходы, и, таким образом, будет являться регрессивным.

     При пропорциональном налоге ставка не меняется по мере изменения размера дохода.

 

     Например, пропорциональным в России является подоходный налог, который составляет 13%.

     Различают два принципа налогообложения _ принцип платежеспособности и принцип получаемых благ.

     Принцип платежеспособности означает, что налоги должны зависеть от величины получаемого  дохода.

 

     Согласно  этому принципу больше должны платить те, чей доход выше.

     Принцип получаемых благ означает, что налоги должны уплачиваться пропорционально выгодам, которые физические и юридические лица получают от государства.

 

     Конечно, нельзя строить всю налоговую систему на принципе получаемых благ, но отдельные виды налогов могут взиматься по этому принципу: налог на транспортные средства, налог на домашних животных, который взимается в отдельных странах, и т.п.

     Хотя  в налоговой философии преобладает  первый принцип, следовательно, прогрессивная  система налогообложения, осуществлять налоговую политику необходимо так, чтобы налоговая система была эффективной. Ведь стремление пополнить государственный бюджет, увеличивая налоговый прессинг, может привести к противоположным результатам: у производителя при взгляде на высокие налоги «опускаются руки», он уходит в «теневую» экономику либо отдает предпочтение спекулятивным операциям.

     Подтверждением  сказанного является кривая Лаффера (рис. 2.1)

     Автор – американский экономист А. Лаффер.

     На  рисунке по горизонтали отмечена налоговая ставка (tax – t), по вертикали – налоговые поступления в бюджет (tax revenues – T). Таким образом кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в бюджет: по мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут сначала расти от 0 до какого-то максимального уровня, а затем снижаться опять до 0. 100-процентная ставка налога – это конфискационная мера, прекращающая производство.

  Налоговые

поступления

       Ставки

     0                    В1                 В2 = 50%               В3           В4 = 100% налога %

 

     Рисунок 2.1 Кривая Лаффера

 

        Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы

 

     В настоящее время Россия находится  в конце пути реформы налогообложения. Ее результаты, по замыслу властей, должны в течение ближайших 2 лет создать налоговую структуру с широкой базой по каждому из основных налогов (корпоративный, НДС и на доходы физических лиц) и выйти по широте налоговой базы и уровню дифференциации ставок на один уровень с большинством стран ОЭСР.

     Несмотря  на определенный подъем эффективности налоговой системы РФ, при осуществлении дальнейшего реформирования налоговой системы следует исходить из факта, что коль скоро Россия является равноправным членом мирового экономического сообщества, необходима перспективная ориентация налоговой системы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, - реализацию концепции ее многофункциональности, естественно, с учетом особенностей национальной экономики.

     Сегодня налоговые доходы (в процентах к ВВП) в России сопоставимы со странами ОЭСР; улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков; налоговые долги реструктуризируются; реформы в области налогов на доходы физических лиц, прибыль предприятий и НДС существенно упростили систему и уменьшили ставки. В течение ближайших лет Россия, но нашему мнению, способна сформировать налоговую систему, которая может соответствовать всем новым требованиям, предъявляемым к налоговым системам стран ОЭСР, и функционировать на сравнимом с этими странами уровне эффективности получения доходов.

     Вместе  с тем, с нашей точки зрения, в рамках дальнейшего развития налоговой системы РФ целесообразно осуществить следующие реформации, способствующие реализации концепции ее многофункциональной направленности:

     1. Механизм налогообложения прибыли  предприятий должен включать элемент льготирования собственной прибыли, инвестируемой на расширение и техническую реконструкцию производства; необходимо введение дополнительной системы льгот в области обложения прибыли, направляемой на научно-технические разработки, фундаментальные исследования, повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению экологической безопасности производства, вложений в деятельность венчурных фирм.

     Отметим, что и мировой, и отечественный опыт доказывают: осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции налогообложения возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития отечественного производства.

     Следует подчеркнуть, что в основе реформы 2001 года налога на прибыль лежит не увеличение, а уменьшение остающегося в распоряжении предприятия объема прибыли. У «теневиков» - добровольное, в виде платы за легализацию своих доходов. У традиционно законопослушных наукоемких предприятий - принудительное, за счет ликвидации налоговых льгот па развитие и модернизацию производства, в научные исследовании и разработки.

     2. Для налога на доходы физических лиц целесообразен (по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту (через 4-5 лет) постепенный переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан с установлением на первом этапе двух или трех ставок налогообложения) с одновременным уменьшением совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения суммарных отчислений в страховые социальные фонды.

     Россия, вводя плоскую шкалу налогообложения, преследовала одну цель  - выведение  доходов из «тени». Однако эта цель не достигнута, а расслоение населения увеличилось. Если три года назад заработная плата 10% наиболее; оплачиваемых трудящихся превышала заработную плату 10% наименее оплачиваемых в 26 раз, то теперь эта разница приближается к 40 разам.

     Необходима  дифференциация величины социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов относительно уровня получаемых налогоплательщиком доходов.

     По  нашему мнению, не следует облагать налогом доходы, полученные гражданами в виде материальной помощи в связи со стихийными бедствиями на погребение и организацию похорон, лечение и отдых, при рождении детей, выходе на пенсию по инвалидности или по возрасту, потере имущества в результате грабежа и кражи, в связи с террористическими актами и другими чрезвычайными обстоятельствами. Указанную помощь может оказывать государство, работодатели, общественные организации и граждане. Последние оказывают помощь из своих средств, которые уже были подвержены налогообложению, и в целях исключения двойного взимания следует эти доходы включить в перечень доходов, не подлежащих налогообложению.

     3. В целях поддержки и дальнейшего  развития малого предпринимательства следует освободить малые предприятия от уплаты квартальных платежей по налогу на прибыль, НДС и других налогов и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы и целом за год.

     4. Реформирование системы косвенного  налогообложения. В перспективе, по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту и объективному процессу расширения базы обложения НДС, целесообразно снижение базовой ставки российского НДС до 13-16% в соответствии с программой унификации этого налога на территории Европы. Уже с 1 января 2004 года ставка НДС в России понижена до 18%.

     В настоящее время постоянно муссируется вопрос о снижении ставки НДС до 13%. В этой связи предлагается снизить, начиная с 2007 года ставку НДС с 18 до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.

     В документе отмечается, что увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3 процентных пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов, по оценкам, может вначале составить около 300 млрд. рублей.

     Но  Государственная Дума России и Министерство финансов настаивают на сохранении ставки в 18%.

     Повышение акцизов до уровня, применяемого в странах ОЭСР, могло бы предоставить дополнительно доходы бюджету, дать возможность активнее осуществлять политику снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий, реализуя тем самым регулирующую и стимулирующую функции налоговой политики на государственном уровне. Однако, учитывая низкие доходы населения, динамику роста акцизов следует тесно связывать с динамикой платежеспособного спроса.

     Усиление  косвенного налогообложения не должно идти чисто фискальным путем, то есть ограничиваться копированием опыта развивающихся стран, а максимально учитывать и другие, особенно производственно-стимулирующую, функции налогообложения.

     5. В связи с исследованием проблемы  налога на имущество физических  лиц необходимо отметить, что определенные категории россиян уже сегодня имеют возможности и должны платить полную стоимость затрат по содержанию и обслуживанию жилья, поэтому в современных условиях целесообразен отказ от оценки имущества по инвентаризационной стоимости и принятие оценки по рыночной стоимости и по более высоким ставкам. При этом необходима разработка социально ориентированной системы дифференциации ставок налога на имущество, реально соотносимой с качеством и стоимостью облагаемой недвижимости. Это обусловлено теми же мотивами: определенная часть граждан, построив или купив дорогостоящее, элитное жилье или загородные дома, могут и должны уплачивать налог на имущество, исходя из его оценки по рыночной цене и по более высоким ставкам.

     6. В обществе развивается, принимая все более четкие формы, система финансового федерализма, заключающаяся в распределении полномочий в области планирования, осуществления и финансирования общественных задач.

     В целях ликвидации недостатков налогового федерализма разработана правительственная схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в РФ. Которая в 2006 году предусмотрела: федеральный статус 9 налогов, в том числе 3 регулирующих (налог на добычу углеводородного сырья и прочих полезных ископаемых, акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия, налоги на прибыль предприятий). Из 6 остальных 3 «чисто» (на 100%) собственные налоги (таможенные пошлины, НДС, акцизы на газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ) и 3 налога закреплены за нижестоящими бюджетами по установленным нормативам их расщепления; региональный статус 4 налогов, в том числе 3 регулирующих (экологический налог, налог на игорный бизнес) и 1 «чисто» собственный - транспортный налог; муниципальный статус 3 налогов - налог на недвижимость (имущество, земля), налог на вмененный доход.

     Анализ  правительственной схемы позволяет  сделать несколько выводов:

     - стратегия разграничения основ  налоговых полномочий доходных источников между уровнями бюджетной системы отвечает требованиям 
повышения уровня собственных налогов в доходах территориальных бюджетов; 

     Очевидна  необходимость расширения собственной  налоговой базы и четкое определение  статуса в рамках системы финансового федерализма бюджетов органов территориального самоуправления. Что позволит им брать на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федеральный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, содействуя, таким образом, проведению политики, соответствующей интересам региона.

     Сейчас  налоговая система России находится  на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, осуществлены в 2000-2005 годах.

     С.Шаталов  считает, что важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги», начиная с 2004 года с 20 до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. С 2005 года произошло существенное снижение ЕСН. В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно. Примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах.4

Информация о работе Налоговая система России: проблемы ее формирования