Налоговая система России: проблемы ее формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – описать налоговую систему РФ и проблемы ее формирования. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть налоговую систему РФ и принципы ее функционирования
- Провести классификацию налогов и сборов
- Изучить роль налогов в финансовой системе
- Проанализировать пути совершенствования налоговой системы

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налоговая система и ее законодательные основы
1.1 Налоговая система РФ и принципы ее функционирования 6
1.2 Налоговый кодекс 7
1.3 Классификация налогов и сборов в соответствии
с Налоговым Кодексом РФ 10
Глава 2. Налогово-бюджетная политика
2.1 Государственный бюджет и его структура 18
2.2 Налоги и их разновидности. Кривая Лаффера.
Принципы формирования налоговой системы 20
2.3 Распределение налогового бремени и факторы, его
определяющие
2.4 Налогово-бюджетная политика правительства
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы 23
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая Готовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 
 
 

Финансово-экономический  факультет

 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»

 
 

на  тему: Налоговая система России: проблемы ее формирования.

 
 
 

                                                            

 
 

                   Выполнила:

                                                               Студентка __I__курса

                   Тз-06-6 группы

                   Заочного  отделения 

                    Сайдашева

                   Оксана Владимировна

 
 

                Руководитель:____________

 

                Суббота

                        Наталья Валентиновна

 
 
 
 
 

Клин  2007

ПЛАН

 Введение                                                                                               3

Глава 1. Налоговая система  и ее законодательные  основы

1.1 Налоговая  система РФ и принципы ее функционирования     6

1.2 Налоговый  кодекс                                                                         7

1.3 Классификация  налогов и сборов в соответствии 

с Налоговым  Кодексом РФ                                                                10

Глава 2. Налогово-бюджетная политика

2.1 Государственный бюджет и его структура                                18

2.2 Налоги и их разновидности. Кривая Лаффера.

Принципы  формирования налоговой системы                                20

2.3 Распределение налогового бремени и факторы, его

определяющие

2.4 Налогово-бюджетная политика правительства  

Глава 3. Пути совершенствования  налоговой системы           23

 Заключение                                                                                          29

 Список литературы                                                                             31

         Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность темы заключается в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, а развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

     Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

     Адам  Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе  экономики:

     1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

     2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок  уплаты, способ платежа, сумма платежа).

     3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его.

     4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.

     Переходя  к проблеме налогов в Российской Федерации, необходимо отметить, что  все 4 принципа находят у нас слабое отражение. Перестройка экономики  привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению большого числа безработных, существенному сокращению государственного сектора. В настоящее время признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране — ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

     Цель работы – описать налоговую систему РФ и проблемы ее формирования. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть налоговую систему РФ и принципы ее функционирования

- Провести классификацию налогов и сборов

- Изучить роль налогов в финансовой системе

- Проанализировать пути совершенствования налоговой системы

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения.

     В первой главе раскрываются аспекты налоговой системы и ее законодательных основ.

Во второй главе рассматривается налогово-бюджетная политика.

В третьей  главе анализируются пути совершенствования налоговой системы.

В заключении приведены выводы по проделанной  работе.

        Глава 1 Налоговая система и ее законодательные основы

 

     1.1 Налоговая система РФ и принципы ее функционирования

 

     Согласно  Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности  государства и (или) муниципальных образований. Уплата налогов не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами, либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например, штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесённого ущерба).

     Часто отмечается, что налоги это денежные платежи. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определённых случаях допускают уплату налогов путём предоставления государству товаров и услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности.    Налоги – это сложное, многоаспектное явление реальной жизни общества, концентрирующее в себе экономические и социально-политические отношения. Однако определяющим в познании сущности налога является его экономическая составляющая. Исторически налог трактуется как важнейшая экономическая категория, опосредующая распределительные и перераспределительные отношения в обществе, а именно движение стоимости от субъектов её создавших к  государству. Эти отношения объективны, ибо связаны с необходимостью обеспечения жизненно важных для государства нужд, отчуждением части доходов собственников в общегосударственное пользование. Первичное распределение стоимости порождают такие элементы, как капитал, рента, зарплата. На базе этих элементов и формируются, по мнению таких классиков, как Д. Риккардо и А. Смит, перераспределительные отношения, относимые к налоговым.1

     Действительно, налоговые платежи осуществляют участники общественного производства и распределения валового внутреннего продукта (ВВП). Постичь сущность такой многоплановой категории как налог, может помочь рассмотрение его экономической природы. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое налог оказывает на участников общественного производства и народное хозяйство в целом.

     Воздействие налога на участников общественного  производства (отдельных физических лиц, частных хозяйств и общества в целом) связывается в настоящее время со следующими направлениями:

   1      финансированием расходов государства;

2      изменением в распределении доходов членов общества;

3      изменением хозяйственного поведения экономических субъектов.

     Согласно  первому аспекту экономическое  содержание налогов выражается  во взаимоотношениях хозяйствующих  субъектов, а также физических лиц  по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

     В соответствии со вторым аспектом налоги, их структура должна быть таковы, чтобы с их помощью доходы, формируемые у участников рыночного пространства, перераспределялись в интересах государства.

     Так, если государство решает финансировать  услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищную сферу за счет налогов, то тогда менее обеспеченные члены общества могут позволить себе хорошее образование и жилищные условия, а также доступ к хорошему медицинскому обслуживанию.

 

     1.2 Налоговый кодекс

 

     Общие принципы налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1999 г. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации .

     Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

     В законодательстве реализованы следующие  основные принципы построения налоговой системы:

  • единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставления права на получение налоговых льгот, а также на защиту интересов всех налогоплательщиков
  • четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти
  • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения
  • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения
  • определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, с другой

     На  территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему России. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности.

Информация о работе Налоговая система России: проблемы ее формирования