Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Задача данной дипломной работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
2.3. Налоговая система на современном этапе 35

Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1 Проблемы налоговой системы РК 49
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 52

Заключение 58

Литература 60

Приложение 62

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие налоговой системы.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

Отрицательным фактором, оказывающих значительное влияние на выполнение прогнозных данных, является наличие большого количества убыточных предприятий, число которых по состоянию на 1 января 2000 года составило 1187 или 42% от общего числа плательщиков, привлеченных к уплате подоходного налога с юридических лиц. В целях обеспечения выполнения прогнозных данных налоговыми органами области проводится ряд мероприятий, в частности, ведется ежедневный контроль за поступлением денежных средств, поступающих на расчетные счета предприятий и организаций АО «Актюбемунайгаз», АО «Феррохром», АО «Донской Гок» с дальнейшим прослеживанием использования их предприятиями в части выполнения ими имеющихся обязательств перед бюджетом.

По состоянию на 01.01.00 общая сумма поступления подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, составила 1268857,1 тыс. тенге или 40,4% к прогнозу. По сравнению с аналогичным периодом 1999 года поступило налога на 816363,0 тыс. тенге меньше.

Основными причинами невыполнения прогноза завышенный прогноз, продолжающийся спад производства, ликвидации предприятий, сокращение выпуска продукции на действующих предприятиях, что в свою очередь влечет сокращение значительного числа работающих и, как следствие, сокращение налогооблагаемой базы.

Так, если на 01.01.99 в целом по области фонд оплаты труда составил 17486,0 млн. тенге, то на 01.01.00 он составил 14600,0 млн. тенге. Резкое падение поступлений в октябре и ноябре, а также увеличение поступлений в декабре объясняется тем, что из-за финансового кризиса в России не была произведена проплата за отгруженную продукцию АО «Актюбемунайгаз». В результате не была выплачена заработная плата работникам АО «Актюбемунайгаз» и соответственно не было поступлений подоходного налога, доля которого в общей сумме поступлений подоходного налога занимает 19,9%.

По состоянию на 01.01.00 прогноз выполнен на 38,6%, поступило в бюджет 49128,8 тыс. тенге, что меньше, чем за такой же период 1999 года на 32262,5 тыс. тенге.

Невыполнение прогноза связано с завышением прогнозных показателей, а также в связи с ограничением потентируемых видов предпринимательской деятельности согласно приказу МФ РК №136 и 149. кроме этого с 01.01.998 изменился порядок исчисления патента НДС и внебюджетных платежей, доля подоходного налога стала составлять от 12% до 28% в зависимости от стоимости патента.

По состоянию на 01.01.00 поступило налога в сумме 96390,9 тыс. тенге или 85,6% к прогнозу. По сравнению с соответствующим периодом 1999 года поступление увеличилось на 3941,8 тыс. тенге (см. приложение 5).

Причина невыполнения прогноза связано с завышением прогноза, а также согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК №200-1 от 8.12.97 ставка налога на основное количество налогооблагаемых объектов (легковые автомобили производства стран СНГ сроком эксплуатации свыше 6 лет) снижена в 3,3 раза.

      Прогноз по сбору за регистрацию эмиссии ценных бумаг за  1999 год выполнен на 90,3%(прогноз 76500,0 тыс. тенге, выполнение 75230,0 тыс. тенге).

Невыполнение поступлений по сбору за регистрацию эмиссии связано прежде всего:

-  с 1.01.99 г. в связи с  изменениями, внесенными в налоговое законодательство, произошло сужение налогооблагаемой базы;

-  большинство АО области  прошло перерегистрацию и провело размещение проспекта эмиссии ценных бумаг в 1997-1998  гг., следовательно, поступление по данному налогу было реально лишь при условии выпуска дополнительной эмиссии ценных бумаг, что весьма проблематично ввиду того, что рынок ценных бумаг в области находится в зачаточном состоянии.

     Из поступивших платежей по сбору  за регистрацию эмиссии ценных бумаг 95,7% или 72000,0 тыс. тенге составляет поступление  по результатам купли-продажи  60,3% акции АО « Актюбемунайгаз» приобретенными в1998 году Китайской Национальной Корпорации по нефтегазовой разведке и разработке, которое поступило в сентябре 1999 года.

По состоянию на 1.01.00 поступило налога в сумме 48254,6 тыс. тенге или 67,2% к прогнозу. По сравнению с соответствующим периодом 1999 года поступление уменьшилось на 7541,7 тыс. тенге.

42% всех платежей приходится на июнь и июль, это связано с тем, что уплата налога владельцев транспортных средств производится в срок до 1 сентября отчетного года.

Областным управлением дорожной полиции проведен порядок проведения регистрации и перерегистрации транспортных средств, а также регистрации доверенности в органах дорожной полиции, который устанавливает проведение вышеуказанных процедур только после предоставления справки налогового органа об отсутствии задолженности юридического лица перед бюджетом.

Введение налогового порядка и проведение указанных действий позволило усилить полноту и своевременность уплаты налога на транспортные средства юридических лиц. Основной причиной не обеспечения прогнозного плана является завышение прогноза на 12942,3 тыс. тенге и неплатежеспособность плательщиков, которые на 1.01.00 допустили недоимку в сумме 10654,1 тыс. тенге.

Выполнение прогнозных данных по роялти составило 67,4 % при установленном прогнозе в сумме 440000 тыс. тенге поступило в бюджет 296521,2 тыс. тенге.

Основной объективной причиной невыполнения прогноза является тот факт, что имеются недоимки прошлых месяцев в сумме 26310,2 тыс. тенге за счет предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и в то же время официально не ликвидированных, которые не имеют денежные средства на расчетных счетах. Так, например АО «Кимперсайское рудоуправление» с начала 2000 года объявлено банкротом. Рудник «Юбилейное» (по добыче золотосодержащей руды), переданный в управление СП «Кожема» (совместное Казахстанско-Французское предприятие), в течение 1998 года бездействовал. По причине падения цен на золото это предприятие несколько раз откладывало контракта на недропользование с компетентным органом Комитетом по инвестициям РК. Окончательное решение по этому вопросу СП «Кожемалтын» должен был принять в декабре 1998 года.

Другой причиной невыполнения прогноза является то, что один из самых крупных налогоплательщиков роялти по области АО «Актюбемунайгаз», имея ежемесячные платежи в сумме 16-17 млн. тенге, в настоящее время допустил недоимку 25817,4 тыс. тенге. При сравнительно стабильной добыче полезных ископаемых из-за резкого снижения цен на реализации (так, если в январе 1999 года цена за реализации составила 5291 тенге за 1 тонну, то в ноябре – декабре она составила 2125 тенге), сумма роялти с одной тонны добытой нефти снизилось в среднем на 3166 тенге (на 60 %) или по этой же причине потери бюджета только поэтому предприятию составили 115,2 млн. тенге (9,6 млн. тенге на 12 месяцев).

В Актюбинском заводе ферросплавов объем выпущенной товарной продукции во втором квартале 2000 года составил 92000 м. куб, а в четвертом квартале этот объем снизился до 80000 м. куб или на 13 %.

Из 16 заключенных контрактов на недропользование по разведке добычи углеводородов по области только АО НПЦ «Мунай» занимается добычей и реализацией нефти в небольших объемах (за 10 месяцев 2000 года перечислено в бюджет роялти 7,6 млн. тенге), остальные занимаются разведкой углеводородного сырья на контрактных территориях.

По состоянию на 1 января 2000 года прогноз по налогу на добавленную стоимость выполнен на 91,6 %, в бюджет поступило 2764070,9 тыс. тенге при плане 3016164,0 тыс. тенге.

Потеря бюджета по нулевой ставке НДС за 1999 год по АО «Феррохром» составила 424,4 млн. тенге, по АЗХС 475,9 млн. тенге, всего 900,3 млн. тенге.

Наблюдается спад объема реализации предприятий нефтегазовой промышленности, являющихся основными плательщиками НДС в области.

Так по АО «Актюбемунайгаз» объем реализации продукции в 1998 году составил 241771417,7 тыс. тенге, за 1999 год 20314065,0 тыс. тенге, это на 1163076,7 тыс. тенге меньше прошлого года.

На уменьшение объема реализации продукции повлиял прежде всего финансовый кризис в России, так как основными потребителями сырой нефти (до 50 % от общего объема отгрузки за пределы республики) являются Российские фирмы, а также в связи с падением цен на нефть на мировом рынке и понижением курса рубля, цена 1 тонны нефти упала от 90$ в январе 1999 года до 20-22$.

В целях обеспечения дополнительного поступления налога в бюджет налоговыми органами привлечены к уплате предприятия и организации всех форм собственности.

Кроме того, для обеспечения поступления в бюджет налога на добавленную собственность работниками налоговых комитетов систематически проводятся документальные проверки предприятий, имеющих дебетовые сальдо на НДС.

По состоянию на 1.01.00 поступило сбора за право занятия отдельными видами деятельности в сумме 41987,8 тыс. тенге или 63,6 % от прогноза, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года на 6819,1 тыс. тенге.

Невыполнение плана связано с завышением прогнозных показателей, а также с отменой лицензирования деятельности пунктов общественного питания, автозаправочных станций, а также перевозки грузов и пассажиров (см. приложение 5).

По состоянию на 1.01.00 поступило сбора за право реализации товаров на рынках РК 126480,7 тыс. тенге или 99,9 % к прогнозу, недопоступило 71,3 тыс. тенге.

Невыполнение плана объясняется завышенным прогнозом поступлений. Так, если в 1998 году при прогнозе 103475,0 тыс. тенге поступило 91489,7 тыс. тенге, то 1999 году при прогнозе 126552,0 тыс. тенге поступило 126480,7 тыс. тенге. Таким образом, прогноз на 1999 год по сравнению с 1998 годом увеличен на 23077,0 тыс. тенге.

Увеличение поступления сбора в декабре по сравнению с октябрем и ноябрем объясняется открытием в областном центре нового рынка «Батыс».

По состоянию на 1.01.00 поступило доходов от дивидендов на государственный пакет акций в сумме 16835,9 тыс. тенге или 8,2 % к прогнозу. Невыполнение прогнозного показателя связано с его нереальностью из-за снижения количества хозяйствующих субъектов, в уставном капитале которого имеется доля (пакет акций) государства в связи с дальнейшей приватизацией предприятий и их убыточностью.

По состоянию на 1.01.00 поступило средств от аренды имущества в сумме 17747,5 тыс. тенге или 84,3 % к прогнозу. Снижение поступлений по сравнению с соответствующим периодом 1999 года составило 1367,7 тыс. тенге.

Основными причинами невыполнения прогнозного показателя и снижение поступления против соответствующего периода 1999 года объясняется резким уменьшением количества сдаваемых в аренду нежилых помещений ввиду невыгодности их сдачи. Кроме того, одним из стабильных плательщиков являлась Западная железная дорога. Однако постановлением правительства РК от 31.01.97 № 129 «О реорганизации предприятий железной дороги РК» с созданием РГП «Казахстан темiр жолы» на праве хозяйственного ведения, вся полученная сумма от аренды остается в его распоряжении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1 Проблемы налоговой системы РК

 

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того, какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

1.                      Стабильность налоговой системы;

2.                      Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

3.                      Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

4.                      Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

5.                      Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);

6.                      Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

7.                      Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);

8.                      Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.

Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

Информация о работе Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования