Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Задача данной дипломной работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
2.3. Налоговая система на современном этапе 35

Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1 Проблемы налоговой системы РК 49
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 52

Заключение 58

Литература 60

Приложение 62

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие налоговой системы.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

Единица налогообложения – это единица измерения предмета налога, с помощью, которой определяется налоговая база (например, в земельном налоге единицей налогообложения выступает 1 га земельного участка). Там, где применяется масштаб налога, единица налогообложения совпадает с единицей масштаба налога (например, в налоге на транспортные средства, где масштабом налога выступает мощность транспортного средства, выраженная в киловаттах, единицей налогообложения выступает 1 киловатт).

Норма налога – установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.

Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев размер налога является результатом взаимодействия ставки налогообложения с единицей налогообложения.

Ставка налогообложения – размер налога на единицу налогообложения.

Умножение ставки налогообложения на количество единиц налогообложения определит сумму налогового платежа.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением ставки налогообложения. Равное налогообложение наиболее отчетливо проявляется при подушном налоге – со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место при уплате предпринимателями индивидуального налога путем выкупа патента – стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской деятельности. Ставки налогообложения могут быть:

-   в твердой денежной сумме с единицей налогообложения (например, земельный налог);

-   процентные, где все налогоплательщики платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого дохода). Таким образом, сама сумма налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для всех налогоплательщиков;

-  прогрессивные – ставка.

При простой поразрядной прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается налог в виде оклада в абсолютной сумме.

Удобством такого метода налогообложения является простота исчисления суммы налога – достаточно определиться со своим налоговым разрядом, как эта сумма будет известна. Неудобством – скачкообразность размера налога, что приводит к неравномерности налогообложения.

Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся в прошлом, в настоящее время не используется.

При простой относительной прогрессии налогооблагаемая база также разбивается на определенные разряды, но при переходе от низшего разряда к высшему возрастает ставка налога, выраженная в пропорциональном размере.

Такой метод налогообложения применяется в Казахстане при расчете размера налога на сверхприбыль недропользователей.

Удобством такого метода выступает относительная простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера налога. Так, при возрастании внутренней нормы прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда к высшему. Однако  на границах каждого разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных применительно к каждому разряду.

В Казахстане такой метод применяется при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы – по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара[1].

Подчеркивая важность ставки налога, М.Ф. Ивлиева пишет, что «именно этот элемент налога определяет предел вмешательства государства в отношении собственности, а точнее – размер отчуждаемой государством для удовлетворения общегосударственных нужд и потребностей собственности частного лица или предприятия»[2].

Необходимо подчеркнуть, что значение налогов как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого, во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне и, проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов столь очевидно и столь откровенно.

 

1.2   Принципы организации налоговой системы

 

      Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в  налоговой сфере.

    Условно можно выделить три системы принципов:

  - экономические принципы налогообложения

  - юридические принципы налогообложения (принцип налогового права)

  - организационные принципы налоговой системы.

    Экономические принципы налогообложения:

  1- принцип справедливости

  2- принцип соразмерности

  3- принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков

  4- принцип экономичности (эффективности).

   Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

1.                        Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течении 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.

   В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.

     Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).

     В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

     А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).

     Следует отметить, что выделение " вертикальной" и " горизонтальной" справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере сегодня: как определить степень справедливости налогообложения?

     Действия принципа справедливости можно продемонстрировать на примере кривой Лоренца (см. приложение 1).

Кривая Лоренца показывает, что прогрессивные налоги делают распределение  после налоговых доходов (сплошная линия) более равномерным, чем распределение предналоговых доходов (точечная линия).

     Кривая Лоренца подтверждает, что прогрессивное налогообложение более справедлива, так как обеспечивает большее равенство.

     С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.

2.                        Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.

     Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.

     Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера (см. приложение 2).

Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.

       Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.

Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер.

      Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.

     Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

     Налогообложение - как экономическая  категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.

         Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.

3.                        Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.

     В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового   законодательства.

    Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога  

4.                        Принцип экономичности (эффективности).

    Он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.

 

1.3   Налоговая система РК

 

В Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи. К «другим обязательным платежам», которые упоминаются в статье 35 Конституции Республики Казахстан, относятся в первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина[3].

Из числа отчислений в настоящее время в настоящее время применяются «отчисления пользователей автомобильных дорог» в Дорожный фонд, которые являются типичным налогом.

Термин взносы связан с платежами в фонды обязательного страхования[4].

Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать только Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях – Президент Республики. Плату же – в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке – может устанавливать любой местный орган.

1. В  Республике  Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими  источниками  государственного  бюджета Республики  Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,  определенном в Законе Республики  Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

Информация о работе Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования