Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:32, курсовая работа
Цель дипломной работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Задача данной дипломной работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.
Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
2.3. Налоговая система на современном этапе 35
Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1 Проблемы налоговой системы РК 49
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 52
Заключение 58
Литература 60
Приложение 62
2. Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.
3. Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
4. Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".
Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".
Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Становление налоговой системы Республики Казахстан
Для начала рассмотрим историю возникновения налогов, а также развитие налогообложения в некоторых зарубежных странах.
Организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.
Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной.
Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы.
И так, едва можно точно определить дату возникновения первых налогов.
Одно не вызывает сомнений – прототипы налогов появились вместе с первыми организационными формами управления человеческим обществом.
В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером.
Именно на этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму.
Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Поданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.
В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось поступлением военного времени.
По свидетельствам историков персидский царь Дарий (IV век до нашей эры) брал налоги, даже евнухами.
Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительную денежную форму.
Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армии, на возведение укреплении вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминают ныне существующие налоги.
Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регамии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства)
Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий.
Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком и семейным положением (прообраз декларации о доходах).
Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV-III вв. до нашей эры развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов.
Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства.
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Октавианом Августом (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения.
Основным налогом государства выступил поземельный налог.
Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты.
Кроме прямых, появились и косвенные налоги, например: налог с оборота -1 %, налог с оборота при торговле рабами -4 %.
Уже в Римской Империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора техники или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более двухсот. Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней.
Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и Республики Казахстан, то ряд платежей поражают своей схожестью (см. приложение 3).
Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы.
Наша республика не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения Цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.
Известный афоризм " Деньги не пахнут" также связан с налогами. Эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9 - 79 г.г.), который ввел налог на отхожие места.
Так император ответил на вопрос - " Зачем ты берешь налог за это?"
В Европе XVI-XVII в.в. развитые налоговые системы отсутствовали.
Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой цены откупа. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены " случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.
Именно в конце XVII -начале XVIII.в. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги.
Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Развитие демократических процессов в Европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов.
Так, в Англии в 1215 году в " Великой хартии вольностей" было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации.
Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.
Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1722 - 1790 г.г.).
В своей работе " Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 год), он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
Третий период развития налогообложения начавший свою историю в XIX веке, отличается уменьшением числа налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.
Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета.
Во второй половине Х1Х века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.
Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения.
Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего индивидуальный подоходно- прогрессивный налог, заняли ведущее место.
В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы.
Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы почти всех развитых стран свидетельствуют о справедливой, соразмерной и обоснованной системе налогообложения.
Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему"[5].
Формирование налоговой системы Республики Казахстан можно разделить на следующие периоды:
Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.
На первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.
Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Не работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.
Информация о работе Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования