Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Задача данной дипломной работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
2.3. Налоговая система на современном этапе 35

Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1 Проблемы налоговой системы РК 49
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 52

Заключение 58

Литература 60

Приложение 62

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие налоговой системы.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

Определение налога, в качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

6.              В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.

Характеризуя целевые налоги и отмечая их положительные качества, С.Г. Пепеляев указывает, что во-первых с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу, в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением доходов[10]

Налоговая система Казахстана формально не знает специальных налогов. Однако, если рассмотреть такие платежи в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог и сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле, то мы увидим в них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами и элементами (сбор, например, за реализацию – самый обычный налог с продаж).

Кстати, стремления замаскировать налоги под всякого рода «отчисления», «сборы», «плату» и т.п. – это типичное явление для всякой финансовой системы, построенной по ведомственному признаку.

 

2.3 Налоговая система РК на современном этапе

 

В Казахстане в настоящее время введена упрощенная система определения налоговой базы и введения налогового учета.

Важное значение в системе налогообложения приобретает четкая организация налогового и бухгалтерского учета, в основе которых лежит их взаимосвязь, связанная с доходом.

Сегодняшняя структура доходов весьма разнообразна. В частности, только доход от предпринимательской деятельности:

1 - доход, получаемый от управленческих, финансовых услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К.

2 - доход, получаемый постоянными учреждениями, расположенными на территории Р.К.

3- доход, возникающий от продажи товаров в Р.К.

4- доход, получаемый от всех видов работ и услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К., или резиденту Р.К.

5- другие виды доходов.

Характеризуя приведенные разновидности доходов в целом, следует различать доходы физического лица и доходы юридического лица (см. приложение 4).

1. Подоходный налог с юридических и физических лиц

2. Налог на добавленную стоимость

3. Акцизы

4. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации.

5. Специальные платежи и налоги недропользователей

6. Социальный налог

7. Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

8. Земельный налог

9. Единый земельный налог

10. Налог на имущество юридических и физических лиц

11. Налог на транспортные средства

12. Сбор за регистрацию физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц

13.Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности

14. Сбор с аукционных продаж

15.Сбор за право реализации товаров на рынках

16.Плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан

17.Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

18.Сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", " Республика", " Национальный" (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

19.Сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1 % от базы исчисления[11]. Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных пунктами 7), 12)-16), 18) и 19) определяются Правительством Республики Казахстан.

Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных налогов.

1.      Подоходный налог с физических и юридических лиц взимается на основании Закона Республики Казахстан имеющего силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235.

Плательщикам Подоходного налога являются физические и юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, граждане иностранных государств и лиц без гражданства. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью, исчисленный, как разница между совокупным годовым доходом и вычетами (разрешается в целях налогообложения). К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной или натуральной форме за налоговый год. Ставка налога (для физических лиц - 5-40%, для юридических - 30%) расчет с увеличением облагаемого налогом дохода.

2. Платежи, налоги за недропользование. В него входят бонус - плата за право проведения геологических работ, Роялти - плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль.

3.   НДС (налог на добавленную стоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами НДС, начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Плательщикам НДС являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по НДС. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. Объектом обложения НДС является облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ или услуг исходя из применяемых цен и товаров, без включения в них НДС. Облагаемым импортом является импортируемые товары. Ставка НДС установлена в размере 20% от облагаемого оборота и облагаемого импорта. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма НДС, начисленная за отчетный период), определяется как разница между суммой начисленного налога, подлежащей получению по облагаемому обороту, и суммой налога, относимой в зачет. При применении налогоплательщиком метода начисления суммой НДС, относимой в зачет, является сумма налога, подлежащая уплате по выставленным налоговым счетам – фактором, фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (кроме зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услуг в течение отчетного периода, который используется или будут использоваться для целей облагаемого оборота. При применении налогоплательщиком кассового метода учета по отнесению сумм НДС в зачет должен иметь место факт оплаты.

4. Акцизы. Ими облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана по следующему перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирные изделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки (кроме кролика, крота, собаки, оленя, овчины), изделия из натурального меха, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы, бензин (кроме авиационного топлива), дизельное топливо, легковые автомашины, огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес.

Плательщиками являются физические лица, производящие товары на территории Казахстана и осуществляющие игорный бизнес на территории республики (игорные дома, казино) и лица, ввозящие товар на территорию Казахстана из других стран, но сделанные из сырья Казахстана, производящие разлив алкоголя ввозимого на территорию республики. Ставки утверждены правительством в процентах к стоимости товара или физическому объему в натуральном выражении.

5. Налог на имущество. Плательщиками налога являются физические лица по объектам обложения, используемым в предпринимательской деятельности, физические лица по объектам обложения неиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территории Казахстана объективные обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Налог на производственные и непроизводственные фонды физических лиц (занимающихся предпринимательской деятельностью) ежегодно составляет по 0,5% от стоимости указанного фонда. Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке 0,5% от оценочной стоимости имущества. Когда физическое лицо использует часть имущества под предпринимательскую деятельность налог на эту часть 0,5%. Срок уплаты по ставке 0,5% от стоимости имущества физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью составляет равные доли: 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового года. Уплата налога физических лиц, не занимающихся предпринимательством до 1 октября текущего года.

6. Земельный налог. Плательщиками являются физические лица, имеющие во владении или пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы.

7. Государственная пошлина. Взимается на основе закона республики Казахстан “о госпошлине“ принятого, Верховным Советом Республики Казахстан 19.12.92 № 17.92. Плательщиками являются физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение. Госпошлина исчисляется в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска, удостоверяемого договора и т.п.) или к месячному расчетному показателю.

Местные налоги взимаются на территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми актами местного самоуправления, если иное непредусмотрено законодательным актом республики Казахстан.

Далее проанализируем поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет на 2000 год. Данные представлены из областного налогового комитета, где я проходила практику.

По состоянию на 1 января 2000 года по Актюбинской области при прогнозе 12387,1 тенге поступило налогов и других обязательных платежей в бюджет 9548,7 тенге выполнение прогнозных данных составило в целом 77,1%.

По сравнению с соответствующими периодами 1999 года (по банку) без учета зачетов поступило налогов и платежей на 475948,5 тыс. тенге больше.

Сравнительные данные в разрезе налогов и платежей прилагаются в виде налогов и платежей, по которым допущено невыполнение прогноза:

По подоходному налогу за 12 месяцев 2000 года поступило в бюджет 1041212,8 тыс. тенге при прогнозе 2409775,0 тыс. тенге, что составляет 43,2% к прогнозу.

На невыполнение прогноза по этому виду налога оказывают влияние результаты финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков: АО «Актюбемунайгаз», АО «Донской Гок», АО «Феррохром», производящих около 60% продукции от общего объема валовой продукции области. Всего этими предприятиями за 12 месяцев 2000 года уплачено в бюджет 278330,5 тыс. тенге, что составляет 26,6% от общей суммы поступления подоходного налога с юридических лиц. Из них на долю АО «Актюбемунайгаз» приходится 31589,8 тыс. тенге (30%), АО «Донской Гок» 17799,1 тыс. тенге (17%), АО «Феррохром» 68831,6 тыс. тенге (6,6%).

Главной причиной невыполнения является необоснованно завышенный прогноз. Так, поп состоянию на 1 января 1998 года недоимка составила 124,1 млн. тенге, а на 1 января 1999 года – 98,3 млн. тенге. В налоговые органы представлены налогоплательщиками расчеты авансовых платежей налога на текущий год в сумме 1090,0 млн. тенге.

По декларации о совокупном годовом доходе за 1997 год в целом по области следовало к возврату 638,6 млн. тенге подоходного налога, в том числе только по АО «Актюбемунайгаз» 616,0 млн. тенге, который на 1 января 2000 года не возвращена.

Поэтому, только из-за завышения прогноза 1221,5 млн. тенге не выполнен прогноз поступления налога с юридических лиц.

На неравномерное поступление подоходного налога с юридических лиц повлияли также продолжающийся спад производства и значительные объемы бартерных операций, доля которых в хозяйственной деятельности предприятий составляет от 10% до 98%. Так по АО «Трансстрой» общий объем реализаций составил – 24898,0 тыс. тенге, в том числе по бартеру 24470,0 тыс. тенге или 98% по АО «Кус» выручка от реализации всего 133,2 тыс. тенге, в том числе бартер – 124,0 тыс. тенге или 93% по АО «Завод «406 ГА» доля поступления по бартеру – 80%.

Следует отметить прослеживающуюся тенденцию снижения авансовых платежей, проведенным анализом представленных справок о предполагаемых суммах подоходного налога с юридических лиц за 2000 год установлено уменьшение авансовых платежей за 12 месяцев по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. на 651000,0 тыс. тенге. Также ряд крупных плательщиков (Управление железной дороги,  областная дирекция телекоммуникаций, ДАО «Трансгаз») в текущем году рассчитались, централизовано, в связи, с чем в область недопоступило 600,0 млн. тг. подоходного налога.

Информация о работе Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования