Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы и организации налогообложения в Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, его сущности и функций, основных принципов построения налоговой системы в РФ. Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1 Налогообложение как один из важнейших факторов развития
рыночной экономики России 4
1.1 Сущность налогов 4
1.2 Функции налогов 6
2 Налоговая система РФ 8
2.1 Основные принципы построения налоговой системы 10
2.2 Структура действующей налоговой системы РФ 15
3 Основные налоги, собираемые на территории РФ 18
Заключение 27
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

Налоги курсяк.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

Нерезиденты, не осуществляющие предпринимательской деятельности в России, но получающие доходы из источников в России, не представляют налоговые  декларации, и налог с них удерживается у источника по единой ставке, равной 20%.

Налог на добавленную стоимость. Налогом на добавленную стоимость  облагаются продажи товаров и  оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ, а также импорт товаров и  услуг в РФ. Экспорт товаров  и услуг от НДС освобождается.

Плательщиками НДС считаются  любые предприятия и организации, осуществляющие продажи товаров, оказание услуг или выполнение работ в  рамках своей предпринимательской  деятельности. Предприятиями для  целей обложения НДС признаются любые лица, как юридические, так  и физические, которые выполняют  вышеуказанную деятельность от своего имени и в свою пользу.

Стандартная ставка НДС составляет 20%. Основные пищевые товары и товары для детей облагаются по пониженной ставке, равной 10%. Освобождены от НДС  следующие виды деятельности: оказание банковских услуг, страхование, медицинские  услуги, образование, услуги в сфере  культуры, пассажирские перевозки, продажа  почтовых марок и конвертов и  др.

Подлежащий внесению в  казну НДС рассчитывается как  разность между НДС, полученным от покупателей  товаров (услуг, работ) по выставленным на них счетам-фактурам (в которых  НДС должен указываться отдельной  суммой), и НДС, уплаченным поставщикам за приобретенные ресурсы, используемые в производстве (товары, материалы, услуги или работы).

Другие налоги. Налоги на имущество .предусмотрены как для предприятий, так и для физических лиц.

Налог на имущество предприятий  взимается с балансовой стоимости  имущества предприятий. Расчет налога ведется на основе среднегодовой  стоимости имущества, при этом из состава имущества предприятия  исключается стоимость принадлежащей  ему земли, объектов жилого фонда  и социально-культурной сферы, а  также линий связи и энергопередачи, путей сообщения, продуктопроводов и т.д. Ставка налога устанавливается властями соответствующей республики (области), но не свыше 0,5% налогооблагаемой базы. От уплаты налога освобождены бюджетные организации, сельскохозяйственные и рыбодобывающие предприятия, религиозные объединения и имущество, используемое для нужд народного образования и культуры.

Налогом на имущество физических лиц облагаются находящиеся в  их собственности жилые дома и  другие помещения и сооружения, а  также водные и воздушные моторные суда и транспортные средства.

Ставка налога для строений и помещений составляет 0,1% их инвентаризационной стоимости, для транспортных средств ставка налога определяется расчетным путем исходя из мощности двигателя. От уплаты налога освобождены пенсионеры и участники войн.

Налог на землю взимается  с собственников земельных участков. Ставки налога устанавливаются на уровне республик и областей и различаются  в зависимости от качества земли  и условий хозяйствования.

Акцизы вводятся федеральным  законом как средство обложения  продаж так называемых подакцизных товаров — вино-водочных изделий, пива, табака, шоколада, икры осетровых и лососевых рыб, автомобилей, ювелирных изделий, мехов и т.д. Акцизы также установлены для определенных видов минерального сырья. Ставки акцизов различаются в зависимости от вида товара, наиболее высокие — для алкогольных напитков и ювелирных изделий.

Ряд налогов взимается  в целях формирования внебюджетных фондов.

Предприятия выплачивают  взносы в пенсионный и другие фонды социального страхования и социального обеспечения. Эти взносы устанавливаются в форме начислений на фонд заработной платы и составляют от 28% (взносы в пенсионный фонд) до 1,5% (по страхованию от безработицы). Общая сумма таких начислений составляет около 40% фонда заработной платы. Из зарплаты работников также удерживается еще 1% — как взнос в пенсионный фонд.

Для формирования внебюджетного  дорожного фонда установлен ряд  налогов, важнейшие среди которых  следующие: налог на пользователей  автомобильных дорог (ставка равна 2,5% суммы общего оборота (выручки) предприятия), налоги на владельцев автотранспортных средств и на продажи автомобилей.

Предприятия облагаются также  налогом на содержание социальной сферы. Ставки налога устанавливаются на уровне местных органов власти, в московском регионе ставка этого налога составляет 1,5% оборота (выручки) предприятия.

Таможенные пошлины. Экспорт  товаров, как правило, таможенными  пошлинами не облагается. Импортные  пошлины составляют от 5 до 100% фактурной  стоимости ввозимого товара. Наиболее высокими пошлинами облагается ввоз легковых автомобилей, алкогольных  напитков, пива, табачных изделий. Для  товаров из развивающихся стран  применяются пониженные ставки таможенных пошлин, для товаров с неподтвержденной страной происхождения ставки таможенных пошлин удваиваются.

В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены разнообразные  виды санкций — от штрафов, составляющих до 100% суммы укрытого от налогообложения  дохода, до тюремного заключения в  особо серьезных случаях.

Заключение

 

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой  системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности  эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой  системы. Таким образом, структура  и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой  системы в Российской Федерации  определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах  является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Эффективность налоговой  системы обеспечивается соблюдением  определенных критериев, требований и  принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих  налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой  системы в Российской Федерации  сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой  системы:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

 

 

Основные тенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость  их классификации. Отнесение того или  иного налога к определенному  виду позволяет более четко уяснить  его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги;
  • местные налоги;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией  налогоплательщику от попыток местных  органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем  введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются  также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным  налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2) [Текст]: офиц. текст.-М. : Изд-во «Элит», 2012.-158 с. 

2 Александров, И.М. Налоги и  налогообложение [Текст]: учебник/И.М. Александров - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 296 с.

3 Алиев, Б.Х. Теоретические основы  налогообложения [Текст]: учебное пособие для вузов/Б.Х.Алиев, А.М. Абдулгалимов - М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. - 159 с.

4 Богата И.Н., Кузнецова Л.Н. Налоги и налогообложение в РФ [Текст]: Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 2001г. - 352 с.

5 Налогообложение организаций [Текст]: учебник /науч. ред. Л.Н. Гончаренко - М.: экономист, 2006. - 480 стр.

6 Дмитриев Д.Б. налоги и налогообложение [Текст]: Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 416 с.

Информация о работе Налоговая система РФ