Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
Целью работы является изучение налоговой системы и организации налогообложения в Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, его сущности и функций, основных принципов построения налоговой системы в РФ. Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.
Введение 2
1 Налогообложение как один из важнейших факторов развития
рыночной экономики России 4
1.1 Сущность налогов 4
1.2 Функции налогов 6
2 Налоговая система РФ 8
2.1 Основные принципы построения налоговой системы 10
2.2 Структура действующей налоговой системы РФ 15
3 Основные налоги, собираемые на территории РФ 18
Заключение 27
Список использованных источников 32
- субъект налога должен
отдавать только часть своего
дохода из той его части,
которая превышает семейный
- более богатый субъект
налога должен нести большее
бремя налогов, то есть более
богатый должен отдать
Налоговая система должна
быть экономичной по своему организационно-структурному
построению и эффективной по собираемости
налогов в соответствующий
Если нет компромиссного
решения в вопросах построения экономичной
по организационно-структурному принципу
системы и ее эффективностью, то
в любом случае она должна удовлетворять
принципу оптимальности или
2.1 Основные принципы построения налоговой системы
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
- единства или единой
законодательной и нормативно-
- стабильности налогового законодательства;
- рациональности и
- организационно-правового
построения и организации
- единоначалия и централизации управления налоговой системой;
- максимальной эффективности налоговой системы;
- целевого поступления
налогов в бюджеты
Принцип единства или единой
законодательной и нормативно-
- все налоги (сборы, пошлины)
вводятся и отменяются только
органами государственной
- единство подхода к
построению налоговой системы
или вопросам налогообложения,
включая законодательную и
Единство законодательной
и нормативно-правовой базы системы
налогообложения означает, что все
платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются
централизованно единым законодательным
актом (налоговым кодексом или законом),
действующим на всей территории государства
(экономическом пространстве), все
налогоплательщики находятся в
равных условиях: несут равную повинность
и имеют равные права, в том
числе и территориальные
Принцип стабильности налогового
законодательства предполагает невнесение
изменений, поправок, дополнений или
новых налогов в течение
Построение стабильной налоговой
системы с правовым механизмом взаимодействия
всех элементов способствует разграничению
функций органов
Стабильность налоговой
системы можно характеризовать
коэффициентом стабильности, определяющим
изменение материального
Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.
Критериями рациональности и оптимальности системы могут служить:
1. Количество налоговых
служащих, задействованных в
2. Общее количество налоговых
служащих (входящих в налоговую
систему), необходимых для охвата
контролем всех
3. Количеством денежных
средств, затрачиваемых на
Если К_о > 1, то новая система не рациональна, не оптимальна; при К = 1 - системы равнозначны; при К < 1 новая система более рациональна и оптимальна по отношению к существующей системе.
Принцип организационно-правового
построения и функционирования налоговой
системы характеризует
Данный принцип законодательно
предусматривает четкое разграничение
налогов по уровням государственной
структуры и разграничение
Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т.д.
В соответствии с данным
принципом в налоговом
Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.
Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, во Франции и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.
В РФ, до принятия нового Налогового кодекса, действовало более 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъяснений, регулирующих налоговое законодательство. Изданные различными ведомствами и министерствами документы до настоящего времени не отменены и продолжают действовать в условиях нового законодательства.
В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью возложены на единый орган, как свидетельствует опыт зарубежных стран, а в России на шесть министерств и ведомств, согласованность действий которых определена только в области разграничения функций, а взаимодействие организовано на уровне руководителей этих министерств и ведомств.
Принцип максимальной эффективности
налоговой системы заключается
в максимуме собираемости налогов
при оптимальности или
Эффективность системы можно характеризовать коэффициентом эффективности.
В настоящее время в
РФ насчитывается более 3 млн. только
юридических лиц, третья часть которых
вообще не представляет отчетности и
не платит налоги, а из оставшихся 2
млн. - 75% платят налоги нерегулярно
или не в полном объеме, в то время
как налоговая система
Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, а в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение уровня жизни общества.
2.2 Структура действующей налоговой системы РФ
Сущность налоговой системы
РФ сформулирована в Налоговом Кодексе
РФ: "Налоговая система РФ представляет
собой совокупность предусмотренных
настоящим Кодексом федеральных, региональных
и местных налогов, принципов, форм
и методов их установления, изменения
и отмен, уплаты и применения мер
по обеспечению их уплаты, осуществления
налогового контроля, а также привлечения
к ответственности и мер
Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:
1. Федеральные (на уровне страны)
2. Региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
3. Местные (на уровне органа местного самоуправления)
Таким образом, в России действует
трёхуровневая налоговая
1. Федеральные налоги
В Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги: а) налог на добавленную стоимость (НДС); б) акцизы; в) налог на прибыль (доход) организаций; г) налог на доходы физических лиц (НДФЛ); д) государственная пошлина; е) единый социальный налог (ЕСН); ж) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); з) водный налог; и) сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
2. Региональные налоги - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.