Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы и организации налогообложения в Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, его сущности и функций, основных принципов построения налоговой системы в РФ. Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1 Налогообложение как один из важнейших факторов развития
рыночной экономики России 4
1.1 Сущность налогов 4
1.2 Функции налогов 6
2 Налоговая система РФ 8
2.1 Основные принципы построения налоговой системы 10
2.2 Структура действующей налоговой системы РФ 15
3 Основные налоги, собираемые на территории РФ 18
Заключение 27
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

Налоги курсяк.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

- субъект налога должен  отдавать только часть своего  дохода из той его части,  которая превышает семейный прожиточный  минимум;

- более богатый субъект  налога должен нести большее  бремя налогов, то есть более  богатый должен отдать государству  и большую часть своего дохода  в сравнении с малоимущим.

Налоговая система должна быть экономичной по своему организационно-структурному построению и эффективной по собираемости налогов в соответствующий бюджет территориального образования: федеральный, региональный, местный.

Если нет компромиссного решения в вопросах построения экономичной  по организационно-структурному принципу системы и ее эффективностью, то в любом случае она должна удовлетворять  принципу оптимальности или экономической  целесообразности как для государства, так и для субъекта налога, в том числе с точки зрения эффективности управления системой в целом.

 

 

2.1 Основные принципы построения налоговой системы

 

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения  можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными  являются следующие:

- единства или единой  законодательной и нормативно-правовой  базы;

- стабильности налогового  законодательства;

- рациональности и оптимальности  налоговой системы;

- организационно-правового  построения и организации налоговой  системы;

- единоначалия и централизации  управления налоговой системой;

- максимальной эффективности  налоговой системы;

- целевого поступления  налогов в бюджеты соответствующих  территориальных образований и  другие.

Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:

- все налоги (сборы, пошлины)  вводятся и отменяются только  органами государственной власти  с законодательным определением  полномочий каждого уровня власти;

- единство подхода к  построению налоговой системы  или вопросам налогообложения,  включая законодательную и нормативно-правовую  базу, единую для всех налогоплательщиков  на всем экономическом пространстве  государства. Например, получение  налоговых льгот, защиту законных  принципов налогоплательщиков, действие  одних и тех же законов, налоговых  ставок, тарифов и т.д.

Единство законодательной  и нормативно-правовой базы системы  налогообложения означает, что все  платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются  централизованно единым законодательным  актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все  налогоплательщики находятся в  равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том  числе и территориальные образования, в соответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или  новых налогов в течение определенного  времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Построение стабильной налоговой  системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению  функций органов государственной  власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов  в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения  ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается на доходах  и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между  налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых  налогов или изменения в налоговых  ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой  политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.

Стабильность налоговой  системы можно характеризовать  коэффициентом стабильности, определяющим изменение материального положения  налогоплательщиков (граждан).Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности системы могут быть требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая система и которые изложены в предыдущем разделе. Например, налоговая система должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых система обеспечивает максимум или оптимальность собираемости налогов в бюджет соответствующего территориального образования.

Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет  оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное  построение, содержание, обеспечение  и оснащение средствами автоматизации.

Критериями рациональности и оптимальности системы могут  служить:

1. Количество налоговых  служащих, задействованных в обслуживании  всех налогоплательщиков или  по отношению к общему числу  населения страны, при условии,  что они обеспечивают собираемость  налогов.

2. Общее количество налоговых  служащих (входящих в налоговую  систему), необходимых для охвата  контролем всех налогоплательщиков  в стране при условии собираемости  налогов.

3. Количеством денежных  средств, затрачиваемых на организацию,  содержание, обеспечение и обслуживание  вновь создаваемой (рациональной  или оптимальной) системы в сравнении с существующей при одинаковом уровне (коэффициенте) собираемости налогов.

Если К_о > 1, то новая система не рациональна, не оптимальна; при К = 1 - системы равнозначны; при К < 1 новая система более рациональна и оптимальна по отношению к существующей системе.

Принцип организационно-правового  построения и функционирования налоговой  системы характеризует разграничение  полномочий (прав и обязанностей) между  различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных  налоговым законодательством или  высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.

Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение  налогов по уровням государственной  структуры и разграничение налоговых  потоков (поступлений) в бюджеты  соответствующих территориальных  образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том  числе их перераспределение между  уровнями.

Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и  обязанностей в вопросах налогообложения  по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и  взиманию пошлин и т.д.

В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определены функции каждого  элемента налоговой системы.

Принцип единоначалия или  централизации управления налоговой  системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает  построение единой централизованной системы  с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую  систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом  управления.

Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время  в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, во Франции и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.

В РФ, до принятия нового Налогового кодекса, действовало более 900 законов, подзаконных актов, инструкций и  разъяснений, регулирующих налоговое  законодательство. Изданные различными ведомствами и министерствами документы  до настоящего времени не отменены и продолжают действовать в условиях нового законодательства.

В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью возложены на единый орган, как свидетельствует опыт зарубежных стран, а в России на шесть министерств и ведомств, согласованность действий которых определена только в области разграничения функций, а взаимодействие организовано на уровне руководителей этих министерств и ведомств.

Принцип максимальной эффективности  налоговой системы заключается  в максимуме собираемости налогов  при оптимальности или экономичности  структуры системы.

Эффективность системы можно  характеризовать коэффициентом эффективности.

В настоящее время в  РФ насчитывается более 3 млн. только юридических лиц, третья часть которых  вообще не представляет отчетности и  не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. - 75% платят налоги нерегулярно  или не в полном объеме, в то время  как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служащих, то есть на одного налогового работника приходится фактически 11 юридических лиц.

Принцип целевого поступления  налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в  соответствии с законом о налогах  и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета  и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в  систему, заключается не столько  в целевом поступлении или  расходовании налоговых средств, а  в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение  первоочередных задач и целевых  программ, предусмотренных планами  развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение  уровня жизни общества.

 

 

2.2 Структура действующей  налоговой системы РФ

 

Сущность налоговой системы  РФ сформулирована в Налоговом Кодексе  РФ: "Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных  настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения  и отмен, уплаты и применения мер  по обеспечению их уплаты, осуществления  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства ".

Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

1. Федеральные (на уровне страны);

2. Региональные (на уровне регионального органа государственной власти);

3. Местные (на уровне органа  местного самоуправления)

Таким образом, в России действует  трёхуровневая налоговая система. Такая система присуща большинству  государств, имеющих федеративное устройство.

1. Федеральные налоги представляют  собой обязательные платежи физических  и юридических лиц, которые  устанавливаются высшим органом  законодательной власти федеративного  государства. Поступления от федеральных  налогов зачисляются в федеральный  бюджет либо распределяются между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов РФ. Состав федеральных  налогов, налогоплательщики, элементы  налогообложения определяются высшим  законодательным органом РФ. Федеральные  налоги создают основу доходной  части федерального бюджета, за  счёт них поддерживается финансовая  стабильность нижестоящих - региональных  и местных бюджетов. Перечень  федеральных налогов и сборов  устанавливается НК РФ, эти налоги  обязательны к уплате на всей территории РФ.

В Российской Федерации установлены  следующие федеральные налоги: а) налог на добавленную стоимость (НДС); б) акцизы; в) налог на прибыль (доход) организаций; г) налог на доходы физических лиц (НДФЛ); д) государственная пошлина; е) единый социальный налог (ЕСН); ж) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); з) водный налог; и) сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

2. Региональные налоги - это обязательные  платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

Информация о работе Налоговая система РФ