Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы и организации налогообложения в Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, его сущности и функций, основных принципов построения налоговой системы в РФ. Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1 Налогообложение как один из важнейших факторов развития
рыночной экономики России 4
1.1 Сущность налогов 4
1.2 Функции налогов 6
2 Налоговая система РФ 8
2.1 Основные принципы построения налоговой системы 10
2.2 Структура действующей налоговой системы РФ 15
3 Основные налоги, собираемые на территории РФ 18
Заключение 27
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

Налоги курсяк.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства.

В структуре всех доходов бюджета  государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения  как средства регулирования предпринимательской  активности требует более тщательного  рассмотрения элементов налоговой  системы для нахождения баланса  интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства  и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в  настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение  различных схем ухода от налогов.

Государство с помощью налогов  осуществляет воздействие на экономическую  систему страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые  обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки  приведет к увеличению цены и, при  наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют  себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой  нагрузки на предприятие приведет к  увеличению налоговых поступлений  лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой  системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и  иные результаты, прямой измеримый  эффект от которых отсутствует, но имеет  место решение социально-политических задач.

Налоговая система — это важнейший  элемент рыночных отношений и  от нее во многом зависит успех  экономических преобразований в  стране.

Естественно, что идеальную налоговую  систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически  влиять на укрепление рыночных начал  в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев  населения.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что в условиях постоянного  развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации  особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы  налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью работы является изучение налоговой системы и организации налогообложения в Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, его сущности и функций, основных принципов построения налоговой системы в РФ. Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Данная курсовая работа изложена на 32 страницах печатного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Налогообложение как  один из важнейших факторов  развития рыночной экономики  России

 

1.1 Сущность налогов

 

Налоги - важнейшая экономическая  категория, исторически связанная  с появлением, существованием и функционированием  государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных  классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять  обществом государство вынуждено  содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории  работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения  выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству  необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: "И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть всех полученных доходов.

В докапиталистическую эпоху  значительная часть государственных  потребностей покрывалась доменами - доходами от недвижимости, главным  образом от земли, находящейся в собственности главы государства - короля, императора, монарха, и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность  постепенно сокращается (продается, дарится  и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов  государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства  и приобретают преимущественно  денежную форму.

Таким образом, налоги как  экономическая категория носят  исторический характера. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Налоги выражают реально  существующие отношения, связанные  с процессом изъятия части  стоимости валового внутреннего  продукта.

Налоговые отношения - это  область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Из сказанного можно заключить, что налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается  государством в форме различных  принудительных платежей с юридических  и физических лиц в установленном  размере и в установленные  сроки в целях реализации общественных интересов.

Современное государство, экономика  которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

- необходимость удовлетворения  общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы  и т.п.);

- необходимость регулирования  экономической деятельности субъектов  хозяйствования, наносящих вред  окружающей среде, и т.д.;

- долгосрочные капиталовложения  и переложение повышенных рисков  с экономических субъектов на  государство (например, освоение  космоса);

- создание общегосударственных  резервов на случай непредвиденных  обстоятельств. 

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

 

 

1.2 Функции налогов

 

Налоги являются важнейшим  элементом экономической политики государства и выполняют следующие  функции: фискальную; регулирующую; социальную; контрольную.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция  налогообложения. Именно посредством  этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных  и целевых государственных программ. Благодаря фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых  для оборонных, социальных, природоохранных  и других функций.

Регулирующая функция налогов  означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические процессы в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует: регулированию спроса и предложения; выравниванию доходов отдельных социальных групп; развитию малого и среднего предпринимательства; регулированию экспортно-импортной деятельности; стимулированию научно-технического прогресса.

Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов  и граждан, создавая тем самым  общий благоприятный налоговый  климат.

Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства  в доходах, прибылях, приводящее к  отрицательным последствиям. Такое  равновесие устанавливается между  домашними хозяйствами и фирмами. С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, пенсионеров, инвалидов), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путём понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы роскоши.

Контрольная функция налогов создает  условия для оценки пропорций  в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и  капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

 

2. Налоговая система РФ

 

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое  и выполняющих единую задачу - изъятие  налогов и сборов с субъектов  налога в соответствующие бюджеты  и внебюджетные фонды территориальных  образований.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать  как законодательно принятую в государстве  совокупность налогов и сборов, изымаемых  соответствующими органами с субъектов  налога (налогоплательщиков).

К налоговой системе, как  и иной другой системе, предъявляется  ряд требований, которым она должна удовлетворять.

Требования, предъявляемые  к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность  и эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим  налоговую систему, можно отнести  следующие:

- рациональность;

- оптимальность;

- минимизацию количества  элементов, составляющих налоговую  систему;

- справедливость, в том  числе социальную справедливость  распределения налогового бремени;

- простоту исчисления  налогов;

- доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

- экономичность;

- эффективность и др.

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения  в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов  и минимальным количеством нормативных  документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный и местный.

Налоговая система должна носить справедливый распределительный  характер налогового бремени по отношению  ко всем субъектам налога. Требование означает, что все налогоплательщики  должны иметь одинаковые права и  нести одинаковые обязанности на всем экономическом пространстве государства. С этой точки зрения в налоговом законодательстве не должно быть льготных режимов для отдельных граждан, групп лиц или территорий. Требование означает, что в государстве не должно быть оффшорных, свободных и иных зон, обладающих льготным налогообложением. Установление льготного налогообложения для отдельных зон и режимов, для отдельных территорий носит чисто дискриминационный характер в отношении не только отдельных субъектов налога, что противоречит Конституции РФ, но и в отношении целых территорий, ставя граждан в неравные условия на едином экономическом пространстве государства.

Налоговая система должна быть социально справедливой, сглаживать несправедливое распределение богатств (доходов) и своевременно благоприятно сказываться на росте капиталов.

Требование означает, что  распределение налогового бремени  между субъектами налога должно учитывать  уровень доходности каждого из них  и строиться с учетом принципов:

- каждый субъект налога  должен отдавать часть своего  дохода государству для выполнения  последним своих функций перед  обществом, то есть нести свои обязанности перед государством в соответствии с конституцией;

Информация о работе Налоговая система РФ