Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
Целью работы является изучение налоговой системы и организации налогообложения в Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, его сущности и функций, основных принципов построения налоговой системы в РФ. Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.
Введение 2
1 Налогообложение как один из важнейших факторов развития
рыночной экономики России 4
1.1 Сущность налогов 4
1.2 Функции налогов 6
2 Налоговая система РФ 8
2.1 Основные принципы построения налоговой системы 10
2.2 Структура действующей налоговой системы РФ 15
3 Основные налоги, собираемые на территории РФ 18
Заключение 27
Список использованных источников 32
Введение
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
В структуре всех доходов бюджета
государства налоги составляют, по
разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения
как средства регулирования
Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.
Государство с помощью налогов
осуществляет воздействие на экономическую
систему страны, получая соответствующую
сумму налоговых платежей и обеспечивая
те экономические эффекты, которые
обусловлены влиянием налогов: рост
объемов производства, увеличение капиталовложений,
рост нормы прибыли. Некоторые из
эффектов видны сразу, например, увеличение
акцизов на алкогольные напитки
приведет к увеличению цены и, при
наличии товаров-заменителей, к некоторому
снижению спроса. Другие эффекты проявляют
себя лишь в долгосрочном периоде, например,
доказано, что снижение налоговой
нагрузки на предприятие приведет к
увеличению налоговых поступлений
лишь через определенный промежуток
времени. Вместе с тем, помимо экономического
эффекта от воздействия налоговой
системы на хозяйствующие субъекты,
государство получает также и
иные результаты, прямой измеримый
эффект от которых отсутствует, но имеет
место решение социально-
Налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Естественно, что идеальную налоговую
систему можно создать только
на серьезной теоретической
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы является изучение налоговой системы и организации налогообложения в Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, его сущности и функций, основных принципов построения налоговой системы в РФ. Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.
Данная курсовая работа изложена на 32 страницах печатного текста.
1 Налогообложение как один из важнейших факторов развития рыночной экономики России
1.1 Сущность налогов
Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.
Появление государства приводит
к тому, что, выражая интересы различных
классов общества, оно вырабатывает
экономическую, экологическую, демографическую,
социальную и др. политику, для реализации
которых необходимы денежные средства.
Кроме этого, для того чтобы управлять
обществом государство
Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.
На ранних ступенях государственной
организации начальной формой налогообложения
можно считать
В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами - доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности главы государства - короля, императора, монарха, и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятие определенной хозяйственной деятельностью.
По мере развития товарно-денежных
отношений государственная
Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характера. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.
Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта.
Налоговые отношения - это
область централизованных финансовых
отношений
Из сказанного можно заключить, что налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.
Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
- необходимость удовлетворения
общественных потребностей (управление,
оборона, обеспечение
- необходимость регулирования
экономической деятельности
- долгосрочные капиталовложения
и переложение повышенных
- создание общегосударственных
резервов на случай
Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.
1.2 Функции налогов
Налоги являются важнейшим
элементом экономической
Фискальная функция - собственно
изъятие средств
Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические процессы в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует: регулированию спроса и предложения; выравниванию доходов отдельных социальных групп; развитию малого и среднего предпринимательства; регулированию экспортно-импортной деятельности; стимулированию научно-технического прогресса.
Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.
Социальная функция
Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.
2. Налоговая система РФ
Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
Налоговую систему любого
государства можно
К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять.
Требования, предъявляемые
к налоговой системе, являются признаками
(критериями), характеризующими ее оптимальность
и эффективность
- рациональность;
- оптимальность;
- минимизацию количества
элементов, составляющих
- справедливость, в том
числе социальную
- простоту исчисления налогов;
- доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;
- экономичность;
- эффективность и др.
Налоговая система должна
быть рациональной системой с единой
законодательной базой
Налоговая система должна носить справедливый распределительный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога. Требование означает, что все налогоплательщики должны иметь одинаковые права и нести одинаковые обязанности на всем экономическом пространстве государства. С этой точки зрения в налоговом законодательстве не должно быть льготных режимов для отдельных граждан, групп лиц или территорий. Требование означает, что в государстве не должно быть оффшорных, свободных и иных зон, обладающих льготным налогообложением. Установление льготного налогообложения для отдельных зон и режимов, для отдельных территорий носит чисто дискриминационный характер в отношении не только отдельных субъектов налога, что противоречит Конституции РФ, но и в отношении целых территорий, ставя граждан в неравные условия на едином экономическом пространстве государства.
Налоговая система должна быть социально справедливой, сглаживать несправедливое распределение богатств (доходов) и своевременно благоприятно сказываться на росте капиталов.
Требование означает, что распределение налогового бремени между субъектами налога должно учитывать уровень доходности каждого из них и строиться с учетом принципов:
- каждый субъект налога
должен отдавать часть своего
дохода государству для