Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Рассмотреть существующие виды налогов;
3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Налоговая система основы и принципы
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2. Принципы построения налоговой системы
2. Характеристика налоговой системы РФ
2.1. Структура построения налоговой системы РФ
2.2. Управления налоговой системой РФ
2.3. Нормативно-правовая база сферы налогообложения
3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовик НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

По своему содержанию налогово-правовые нормы подразделяются на:

а) нормы, закрепляющие права и обязанности участников налоговых правоотношений;

б) нормы, определяющие основные положения правового статуса  налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и т. д.;

в) нормы, определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию налоговых  органов и органов налоговой полиции;

г) нормы, определяющие формы и методы осуществления  налогового контроля;

д) нормы, закрепляющие основные положения порядка возникновения  и исполнения обязанности по уплате налога или сбора;

е) нормы, устанавливающие  ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Источники налогового права – официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие  в процессе налогообложения, т.е. формы  внешнего содержания налогового права  – законы и подзаконные акты.

Иерархически  выстроенная по юридической силе система нормативно правовых актов, регулирующих налогообложение, выглядит следующим образом.

1. Конституция  РФ;

2. Международные  договоры РФ;

3. Решения Конституционного  Суда РФ;

4.Федеральные конституционные законы, регулирующие налогообложение;

5. Специальное  налоговое законодательство:

а) Федеральное  законодательство о налогах и  сборах: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные  законы о налогах и сборах;

б) Региональное законодательство о налогах и сборах – законы субъектов РФ;

в) нормативные  правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований;

6. Общее налоговое  законодательство – Таможенный  кодекс РФ, ежегодные федеральные  законы о бюджете, Бюджетный  кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

7. Подзаконные  нормативные правовые акты по  вопросам, связанным с налогообложением  и сборами.

 

 

 

 

 

 

3. Текущее  состояние, проблемы и перспективы  реформирования налоговой системы РФ

3.1. Проблемы  реформирования налоговой системы

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходной части бюджетов всех уровней, тем самым выполняя фискальную функцию налогов, но следует отметить, что не должно быть только лишь фискальной направленности налоговой политики. К сожалению, России присуще данная тенденция, от чего нужно отходить и воплощать в реальность на практике нашей страны социальную функцию налогов и основной упор делать именно на нее. С другой стороны, изымая часть финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализовывая тем самым регулирующую функцию налогов.

Проводимые в России налоговые реформы должны привести к обеспечению экономического роста, развитию предпринимательской активности, к привлечению в Россию полномасштабных иностранных инвестиций, должна ликвидировать теневую экономику6. Но на практике реформы не приносят ожидаемого результата. Попробуем осветить круг проблем, касающихся реформирования налоговой системы. Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов7.

Буквальная трактовка  Налогового Кодекса Российской Федерации  предоставляет безграничные возможности  для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

Все большое распространение  на практике имеют различные теневые схемы, то есть схемы ухода от уплаты налогов и все это по причине пробелов и белых пятен в нашем законодательстве. В связи с чем, налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять всё, что можно» и, исходя из этого принципа, делаем вывод: «В России воруют все и не платят налоги все». Хотя в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам) 8.

Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. «Оплошностей» в законодательстве множество. Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Всех налогоплательщиков условно можно разделить на законопослушных и незаконопослушных. В связи этим совершенно невинные плательщики могут быть наказаны лишь потому, что наше законодательство не соответствует должному уровню. Также следует отметить, что в части первой Налогового кодекса все противоречия трактуются в пользу налогоплательщика, т.е. вместо того, чтобы устранять эти противоречия, законодательство дает «карты в руки» незаконопослушным налогоплательщикам, чем на сегодняшний день они и злоупотребляют. Усилия Федеральной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост. Даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ и в настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком, в связи с чем, их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

Так же, отсутствует «системность»  проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.

Вышеперечисленные проблемы во многом обусловлены тем, что при  разработке концепции налоговой  системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Подводя итоги, выделим  причины такого состояния налоговой  системы, в частности налогового законодательства:

1. В науке налогового  права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность,  разноуровневость и коллизионность  концептуальных подходов к построению, как отдельных институтов налоговых  законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

2. Несовершенство налогового  законодательства, связанное с текущими  потребностям практики. Одна из  главных проблем проводимой налоговой  политики и стремительно развивающейся  экономики.

Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов 9.

Проведение налоговой  реформы должно быть основано на научных  концепциях, должна быть четко установлена  цель реформы. Научный подход к выработке  налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Пока не будет выработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и ее правовая форма, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

 

3.2. Основные  направления совершенствования  налоговой системы РФ

Учитывая общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое сообщество и необходимость привлечения иностранного капитала в экономику РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.

Налоговые системы экономически развитых стран складывались под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, налогооблагаемой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам налоговые системы имеют ярко выраженные национальные особенности. Вместе с тем международные нормы налогового права являются приоритетными при построении национальных налоговых систем ввиду необходимости обеспечения развития международного экономического сообщества и свободного передвижения капитала, товаров и услуг в рамках, например, Европейского Союза. Поэтому налоговые системы различных стран строятся на основе общепринятых принципов.

Принципы построения эффективной налоговой системы недостаточно точно соблюдаются в действующей налоговой системе РФ, что подтверждает ее анализ.

Уровень налогового бремени в России значительно  выше, чем в экономически развитых странах. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в целом соответствует  мировому уровню (РФ - 35%, Германия - 45%, Бельгия - 39%, Великобритания - 33%, Нидерланды - 35%, Италия - 52%), уровень реального изъятия прибыли в Российской Федерации значительно выше. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в международной практике принято исключать из налогооблагаемой базы. Во-вторых, отечественной методикой определения налогооблагаемой прибыли не учитывается фактор инфляции, в результате чего налогооблагаемая прибыль неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения.

К традиционно  критикуемым недостаткам налоговой  системы относится нестабильность налогового законодательства, которая  оказывает негативное воздействие  на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.

Налоговая система  страны характеризуется серьезной  асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным  категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов.

Наконец, налоговая  система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).

Сегодня тезис  о коренной ломке действующей  налоговой системы уже не является актуальным. Большинством экономистов  признано, что резкие изменения в  налоговой системе лишь породят  неуверенность экономических агентов  в своей будущей предпринимательской деятельности и чреваты дестабилизацией общей экономической ситуации. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала. Россия делает первые шаги в направлении интегрирования в мировую экономику, преследуя цель вступить в ЕС и заключить новые международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Кардинальное изменение действующей налоговой системы ставит под сомнение выполнение этой задачи и сделает Россию закрытой для иностранных инвесторов.

Ряд положений  российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с  развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:

- неполного  отнесения на себестоимость расходов  по уплате процентов за банковский  кредит (лишь в пределах учетной  ставки), а также отнесения командировочных,  представительских и некоторых  других расходов на себестоимость  в пределах норм, установленных правительством;

- применения  норм амортизации, лимитированных  государством и не соответствующих  экономической жизни основных  средств (т.е. учитывающих не  только физический, но и моральный  износ), что не позволяет обеспечить  своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);

- игнорирования  инфляционного фактора при оценке  производственных запасов и основных  фондов для исчисления налогооблагаемой прибыли;

- отсутствия  в российском законодательстве  основной концепции, согласно  которой налогообложению подлежит  прибыль, полученная в течение  всего срока существования юридического  лица, что позволяет покрывать  убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).

Понимая причины  данных специфических черт российского  налогового законодательства (кризисная  ситуация, невозможность резкого  снижения налогового бремени), необходимо тем не менее признать нелогичность отстаивания и в перспективе своей своеобразной модели построения налоговой системы.

Информация о работе Налоговая система РФ