Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Рассмотреть существующие виды налогов;
3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации.
Введение
1. Налоговая система основы и принципы
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.2. Принципы построения налоговой системы
2. Характеристика налоговой системы РФ
2.1. Структура построения налоговой системы РФ
2.2. Управления налоговой системой РФ
2.3. Нормативно-правовая база сферы налогообложения
3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованных источников
5) принцип определённости
правил налогообложения – при
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения; акты
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности
(эластичности) – суть его заключается
в том, что налоговая нагрузка
может быть оперативно
2) принцип стабильности – этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);
3) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.
В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.4
2. Характеристика налоговой системы РФ
2.1. Структура построения налоговой системы РФ
В действующем законодательстве
за последнее время нет
Налоговая система любого государства является результатом исторического развития. Влияние на формирование налоговой системы оказывает множество факторов. В современных условиях налоговая система находится в тесной взаимосвязи с конституционно-правовыми основами и устоявшейся финансовой системой государства, поскольку сама налоговая система государства является составной частью финансовой системы. Наибольшее влияние на формирование налоговой системы имеет сформировавшаяся бюджетная система, так как налоги и сборы являются носителем фискальной функции, призванной обеспечить бюджет государства финансовыми ресурсами.
Налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и принимаемые государством методы налогообложения.
Совокупность законодательно установленных налогов, сборов и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Классификация налогов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период. Кроме того классификация необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто не осуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.
Классификация
налогов – обоснованное распределение
налогов и сборов по определенным
группам, обусловленное целями и
задачами систематизации и сопоставлений.
В основе каждой классификации лежит современно
определенный классифицирующий признак.
Рассмотрим основные классифицирующие
признаки и соответствующие им классификации
налогов:
Классификация по способу взимания, разделяющая
налоги на прямые и косвенные - это наиболее
известная и исторически традиционная
классификация налогов. Прямые налоги
– налоги, взимаемые непосредственно
с дохода или имущества налогоплательщика.
Косвенные налоги – налоги, взимаемые
в процессе оборота товара. Их цена в конечном
итоге оплачивается потребителем.
Классификация
по субъекту (налогоплательщику) делит
налоги на: налоги с физических лиц
(НДФЛ, налог на имущество физических
лиц и другие);налги с
Классификация по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. В соответствии с ней налоги, действующие в РФ делятся на 3 группы: федеральные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные на территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, НДФЛ); региональные налоги - налоги, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на имущество организаций, на имущество, дорожный налог, региональные лицензионные сборы и др.); местные налоги – налоги, обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы и др.).
Классификация
по уровню бюджета, в который зачисляются
налоговые платежи. Налоги делятся
на закрепленные (непосредственно и
целиком поступающие в
Классификация по целевой направленности. Можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специализированные). Абстрактные налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (например, сбор на нужды образовательных учреждений) 5.
Говоря о классификации налогов, следует сказать о налоговой ставке.
Налоговая ставка
– размер налога на единицу налогообложения.
Ставки налога подразделяются на регрессивные,
твердые, пропорциональные и прогрессивные,
и соответственно налоги бывают регрессивные,
пропорциональные и прогрессивные. При
регрессивных налогах процент изъятия
дохода налогами уменьшается при возрастании
дохода. Косвенные налоги, взимаемые в
ценах товаров, всегда регрессивные. Для
пропорциональных налогов взимается одна
и та же ставка налога независимо от размера
дохода. Твердые налоги взимаются по строго
установленной ставке не зависимо от размера
единицы налогообложения. При прогрессивных
налогах ставка налога повышается при
возрастании дохода.
Наиболее распространенным является деление
действующих в Росси налогов на прямые
и косвенные. Остановимся подробнее именно
на них.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления
материальных благ непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщика.
В этом случае размер налогового оклада
точно известен налогоплательщику или
его можно рассчитать, а налоговые отношения
возникают непосредственно между налогоплательщиком
и государством. В свою очередь прямые
налоги подразделяются на реальные и личные.
Разделение налогов на реальные и личные
основывается на том, что реальными налогами
облагаются отдельные вещи, принадлежащие
налогоплательщикам, а личными налогами
— совокупность доходов или имущество
налогоплательщика. Группу прямых реальных
налогов образуют поземельный, подомовой
налоги, налоги на доходы от денежных капиталов
на ценные бумаги. В группу прямых личных
доходов включают подоходный налог с физических
лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных
обществ (корпорационный), налог на доходы
от денежных капиталов, налог на прирост
капитала, налог на сверхприбыль, подушный
налог. К личным налогам относятся также
налог на имущество. Если строго следовать
системе разделения налогов на реальные
и личные, то к личным поимущественным
следует причислять лишь те, где объектом
налогообложения выступает стоимость
имущества. Важную роль в составе прямых
налогов играет налог на прибыль организаций.
Налогоплательщиками являются российские
организации и иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в РФ
через постоянные представительства или
получающие доход от источников в РФ. Объектом
налогообложения признается прибыль,
полученная налогоплательщиком. При этом
под прибылью понимается для российских
организаций и для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в РФ через
постоянные представительства полученные
доходы, уменьшенные на величину произведенных
расходов; для иных иностранных организаций
– доходы, полученные от источников в
РФ. Так называемая основная ставка налога
на прибыль с 1 января 2009 года составляет
20% из которых 2% зачисляется в Федеральный
бюджет и 18% (но не ниже 13,5%) в бюджеты субъектов
РФ.
Что же касается косвенных налогов, то они взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг. Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком в этом случае подсчитать невозможно. Однако, очевидно, что основная часть бремени по уплате этих налогов берет на себя конечный потребитель, то есть физическое лицо. Основные виды косвенного налогообложения — это акцизы, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, а также отдельные виды пошлин и сборов. В структуре бюджетообразующих налогов исключительно важная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). НДС – разновидность косвенного налога на товары и услуги, устанавливается в процентах от облагаемого оборота. Многолетний опыт использования НДС показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства. Но помимо выполнения чисто фискальной функции НДС используется как инструмент регулирования экономики. Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещение товаров через таможенную границу РФ. Объекты налогообложения – реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территорию РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налогообложение производится по ставкам 0%, 10%, 20%. НДС зачисляется в федеральный бюджет в размере 100%, а затем по нормативной ставке распределяется между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.
Система налогов существенно влияет на экономический рост, на уровень жизни населения. Многообразие налогов делает систему налогообложения сложной и, следовательно, требует четкого и эффективного управления. Поэтому, при обосновании видов налогов и их ставок необходимо учитывать все факторы с тем, чтобы они служили интересам государства и населения в целом.
Современная налоговая
система РФ была сформирована Законом «Об основах налоговой системы
РФ» от 1991 года. Этот закон работал вплоть
до введения Налогового кодекса, а три
его статьи все еще определяют перечень
налогов и сборов, действующих на территории
Российской Федерации.
Национальные налоговые системы формируются
в соответствии с определенными принципами.
Для современной России особо важное значение
имеет отработка принципов построения
налоговой системы применительно к особенностям
развития государства федеративного типа.
Специфика перехода экономики к рынку
и решение проблем взаимоотношений федерального
центра и регионов определяют и особенности
состава и структуры налогообложения.
В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы РФ:
-единство налоговой системы;
-разграничение
полномочий налогооблогающих
-справедливости налогообложения;
-достаточности налогообложения;
-подвижности (эластичности) налогообложения;
-стабильности налоговой системы;
-удобство налогообложения.
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
Каждому органу управления трехуровневая
система налогообложения дает возможность
самостоятельно формировать доходную
часть бюджета исходя из собственных налогов,
отчислений от налогов, поступающих в
вышестоящий бюджет (регулирующих налогов),
неналоговых поступлений от различных
видов хозяйственной деятельности (арендная
плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая
деятельность и пр.) и займов. Естественно,
что эти полномочия сочетаются с полной
ответственностью за исполнение бюджета,
как доходной, так и расходной его частей.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным
отношениям, внедрила у себя налоговую
систему, схожую по построению с применяемыми
в других крупных федеративных государствах.
По ряду параметров можно наблюдать сходство
с США и Германией при сохранении некоторых
специфических российских особенностей.
В соответствии
с различными классификациями налоговых
систем, российскую налоговую систему
можно характеризовать как