Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретает уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      

     2.3 Механизм управления налоговой системой  

     Для повышения конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

     Налоговое администрирование – относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание – от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

     Среди российских экономистов до сих пор  отсутствует единство в понимании  налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, то есть, по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина – «налоговый контроль». [14, с.36]

     В современной экономической литературе также встречается фактическое  отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяет определить его как управление в области налогообложения.

     Необходимо  выделение проблематики, связанной с управлением налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения.

     Таким образом, налоговое администрирование – это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами.

     Проблемы  российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

     На  налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно  влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. [11, с.28]

     В последнее время говорят о добросовестном налогоплательщике, имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это означает, что можно говорить и о добросовестном налоговом инспекторе. Но мы понимаем, что коррупционная составляющая повышается, и административное давление в новых налоговых законопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучит некорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчуждения и безвозмездно.

     Стабильность  налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики. Поэтому улучшение налогового администрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, специализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотношения с налогоплательщиками. Для этого нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве. Как следствие, должен начаться процесс снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение функционирования налоговой системы.

     Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

     Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом Кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены. [15, с.33]

     Качество  налогового администрирования прежде всего отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Признавая необходимость развития услуг в области налогового консультирования, для построения отношений партнерства необходима разработка и законодательное утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений. В самом общем виде данная процедура может состоять в следующем:

1. налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяснение положений законодательства по налогам и сборам;

2. полученное разъяснение имеет определенную законом (Налоговым Кодексом РФ) юридическую силу;

3. учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или проверки налогового органа).

     Сейчас  Налоговый Кодекс допускает официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

     В совершенствовании налогового администрирования заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования – обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.

     Создание  справедливой налоговой системы государства – это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики. [13, с.23]

     Таким образом, эффективная налоговая  политика означает создание оптимальной  национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.

     Проблемы  налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.

 

    3 Текущее состояние,  проблемы и перспективы  реформирования налоговой  системы Российской Федерации

     3.1 Проблемы реформирования налоговой системы

 

     Во  всех развитых странах основными  стимулами к реформированию налогообложения  является: стремление превратить налоговую  систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять  все налоговые преграды на пути экономического роста.

     Проведение  налоговых реформ является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения полномасштабных иностранных инвестиций. [7, с.19]

     В России определены приоритетные направления  налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению  собираемости налогов.

     Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической  политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

     Необходимость проведения налоговых реформ объясняется  следующими фактами, во-первых, налоговое  законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой  реформы должно быть основано на научных  концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.

     Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться  комплексно, параллельно с проведением  других реформ, таких, как административная, судебная и другие.

     В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены  том, что при разработке концепции  налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен  комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы приводит к обострению экономических и социальных противоречий, развитию теневой экономики. [7, с.20]

     Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность и разнонаправленность концептуальных подходов к построению, как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства;

2. Несовершенство  налогового законодательства, связанное  с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости  проводимой налоговой политики  и стремительно развивающейся экономики.

     Таким образом, любая налоговая реформа  должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.  

    3.2 Основные направления  совершенствования  налоговой системы  

     Период  кардинальных изменений налоговой системы подходит к концу. На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

     На  сегодняшний день налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач –  модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы, а следовательно в 2010–2012 годах необходимо продолжать работу по оптимизации налоговой системы.

     Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать  позитивное воздействие на структурные  изменения в экономике, формировать  комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности. [12, с.24]

     При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов:

1. в кризисный период произошло резкое снижение прежде всего налоговых поступлений;

2. большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении;

3. принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль в 2009 году).

     Требуется дополнительно проанализировать последствия  повышения страховых взносов  в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового  положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта. [16, с.22]

     С учетом возникших сложностей по доступу  организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует  принять следующие меры налоговой  политики:

Информация о работе Налоговая система РФ