2.3
Механизм управления
налоговой системой
Для
повышения конкурентоспособности налоговой
системы законодательство о налогах и
сборах должно более активно реагировать
на новые явления, на сигналы об уходе
из-под налогообложения в результате белых
пятен в законодательных нормах.
Налоговое
администрирование – относительно
новый термин с точки зрения российской
теории налогов и налогообложения. Отсюда
его понимание – от самого широкого, как
управление налоговой системой и налогообложением
в целом, до более узкого, а именно как
деятельность налоговых органов по контролю
за правильностью исчисления и уплаты
налоговых платежей.
Среди
российских экономистов до сих пор
отсутствует единство в понимании
налогового администрирования. Обычно
оно определяется как деятельность налоговых
органов (в соответствии с их полномочиями)
по осуществлению контроля за соблюдением
налогового законодательства Российской
Федерации организациями и физическими
лицами, то есть, по сути, в это понятие
вкладывают содержание старого термина
– «налоговый контроль». [14, с.36]
В
современной экономической литературе
также встречается фактическое
отождествление понятий «налоговое администрирование»
и «управление налоговой системой». Понятие
«налоговое администрирование» позволяет
определить его как управление в области
налогообложения.
Необходимо
выделение проблематики, связанной
с управлением налогообложением, а также
формированием методологических и методических
основ этого процесса в виде единого целостного
процесса. Такой подход диктуется тем,
что в силу разобщенности, разноведомственности
органов власти, занимающихся управлением
налоговыми процессами, возникают противоречия
в нормативно-правовом обеспечении процессов
налогообложения между экономическими,
социальными и политическими целями государства
и возможностями финансового обеспечения
их достижения.
Таким
образом, налоговое администрирование
– это определяющая часть управления
налоговой системы, внутренний фактор
ее развития. Налоговое администрирование
осуществляется исполнительными органами
власти и налоговыми органами.
Проблемы
российской административной системы
заключаются в отсутствии надежных контактов
с гражданами и организациями, в недоверии
граждан к государственной службе и институту
государства. Поэтому в управлении налоговыми
процессами должны участвовать не только
специализированные органы. В него должны
быть вовлечены все органы законодательной
и исполнительной власти: Конституционный
суд РФ, научные коллективы отраслевых
институтов, вузы, а также общественные
организации, например союзы предпринимателей,
«Общественная ассоциация защиты прав
налогоплательщиков».
На
налоговые взаимоотношения плательщиков
и государства непосредственно
влияют правоохранительные органы, аудиторские,
адвокатские и консультационно-юридические
службы. [11, с.28]
В
последнее время говорят о добросовестном
налогоплательщике, имея в виду налоговые
отношения. Следовательно, это означает,
что можно говорить и о добросовестном
налоговом инспекторе. Но мы понимаем,
что коррупционная составляющая повышается,
и административное давление в новых налоговых
законопроектах увеличивается. Призыв
к добросовестности звучит некорректно
в условиях, когда налог взимается в форме
отчуждения и безвозмездно.
Стабильность
налоговой системы во многом определяется
в федеративном государстве тем, насколько
строго соблюдаются пределы компетенции
центра и регионов при принятии мер в области
налоговой политики. Поэтому улучшение
налогового администрирования будет происходить
по нескольким направлениям, прежде всего
это улучшение работы самих налоговых
органов. Следует создать оптимальные
структуры налоговых органов, специализированные
налоговые инспекции, а также необходимо,
чтобы налоговые органы качественно изменили
взаимоотношения с налогоплательщиками.
Для этого нужно более рационально организовать
работу налоговых инспекций, свести к
минимуму временные затраты налогоплательщиков
по ведению налогового учета, подготовке
и сдаче налоговой отчетности, особенно
в малом предпринимательстве. Как следствие,
должен начаться процесс снижения издержек
налогоплательщиков и государства на
обеспечение функционирования налоговой
системы.
Так
же налоговое администрирование, прежде
всего, должно быть эффективно. Это значит,
что и для государства, и для налогоплательщиков
взыскание и уплата налогов не должны
быть затратными (обременительными).
Сегодня
большое значение имеет прописывание
процедур проведения налоговых проверок
непосредственно в Налоговом Кодексе.
Недопустимо, что налоговое администрирование
фактически превращается в отдельный
вид бизнеса, причем фактически теневой.
Тем более опасно, когда в средства массовой
информации попадают сведения о результатах
проведенных проверок, которые даже еще
не предъявлены налогоплательщику, а соответственно
не оспорены и не проверены. [15, с.33]
Качество
налогового администрирования прежде
всего отражается на характере взаимоотношений
налогоплательщиков и налоговых органов.
Признавая необходимость развития услуг
в области налогового консультирования,
для построения отношений партнерства
необходима разработка и законодательное
утверждение процедуры согласования спорных
или отсутствующих в действующем законодательстве
положений. В самом общем виде данная процедура
может состоять в следующем:
1. налогоплательщик
посылает запрос в налоговый орган на
предварительное разъяснение положений
законодательства по налогам и сборам;
2. полученное
разъяснение имеет определенную законом
(Налоговым Кодексом РФ) юридическую силу;
3. учитывая
содержание разъяснения, налогоплательщик
либо строго следует ему и рассчитывает
на правовую защиту при налоговых проверках,
либо имеет право в судебном порядке оспорить
его до наступления события (проведения
операции или проверки налогового органа).
Сейчас
Налоговый Кодекс допускает официальные
разъяснения финансовых и иных уполномоченных
государственных органов, но эта процедура
четко не прописана. В результате это положение
либо не работает, либо способствует коррупции.
В
совершенствовании налогового администрирования
заявлено несколько приоритетных направлений.
Для начала следует существенно снизить
налоговую нагрузку, далее обеспечить
четкую регламентацию полномочий и действий
налоговых органов и придерживаться ее.
Особая задача налогового администрирования
– обеспечить стабильность и предсказуемость
российской налоговой системы. Налоговое
администрирование должно не ужесточать,
а постоянно улучшать систему налогообложения
в России.
Создание
справедливой налоговой системы государства
– это многоэтапный процесс, основанный
на четко сформулированных целях и приоритетах
в рамках пользующейся поддержкой общества
последовательной государственной налоговой
политики. [13, с.23]
Таким
образом, эффективная налоговая
политика означает создание оптимальной
национальной налоговой системы, которая,
обеспечивая финансовыми ресурсами потребности
государства, не должна снижать стимулы
налогоплательщика к предпринимательской
деятельности, одновременно обязывая
его к постоянному поиску путей повышения
эффективности хозяйствования. Такая
политика должна на длительную перспективу
ориентировать налоговую систему на оптимальную
налоговую нагрузку. Без улучшения налогового
администрирования и контроля трудно
рассчитывать на то, что будет развиваться
конкуренция в стране.
Проблемы
налогового администрирования необходимо
решать при взаимодействии и диалоге исполнительных
органов, институтов и организаций (прежде
всего саморегулируемых) гражданского
общества и научного сообщества.
3
Текущее состояние,
проблемы и перспективы
реформирования налоговой
системы Российской
Федерации
3.1
Проблемы реформирования
налоговой системы
Во
всех развитых странах основными
стимулами к реформированию налогообложения
является: стремление превратить налоговую
систему в образец справедливости,
простоты, эффективности и снять
все налоговые преграды на пути экономического
роста.
Проведение
налоговых реформ является одним из
важнейших факторов обеспечения экономического
роста, развития предпринимательской
активности, ликвидации теневой экономики,
привлечения полномасштабных иностранных
инвестиций. [7, с.19]
В
России определены приоритетные направления
налоговой политики, которые сводятся
к формированию стимулов к повышению
собираемости налогов.
Налоговая
система является одним из наиболее
действенных инструментов экономической
политики государства. С одной стороны,
она обеспечивает формирование доходных
источников бюджетов всех уровней. С другой
стороны, меняя объемы финансовых ресурсов
хозяйствующих субъектов, государство
влияет на экономическое поведение налогоплательщиков,
реализуя тем самым регулирующую функцию
налогов.
Необходимость
проведения налоговых реформ объясняется
следующими фактами, во-первых, налоговое
законодательство по-прежнему претерпевают
серьезные изменения. Проведение налоговой
реформы должно быть основано на научных
концепциях, должна быть четко установлена
цель реформы.
Во-вторых,
отсутствует «системность» проведения
реформ, которая означает, что реформирование
налоговой системы должно проводиться
комплексно, параллельно с проведением
других реформ, таких, как административная,
судебная и другие.
В-третьих,
имеющиеся недостатки во многом обусловлены
том, что при разработке концепции
налоговой системы, налогового законодательства
в полной мере не был обеспечен
комплексный подход к проблеме налогообложения;
не были учтены сложные взаимосвязи
всех участников общественных отношений,
складывающихся в процессе установления
и взимания налогов. Отсутствие комплексного
подхода при формировании налоговой системы
приводит к обострению экономических
и социальных противоречий, развитию теневой
экономики. [7, с.20]
Причинами
такого состояния налогового законодательства
можно назвать следующие:
1. В науке
налогового права нет концептуального
единства. Отмечаются многовариантность
и разнонаправленность концептуальных
подходов к построению, как отдельных
институтов налоговых законов, так и всей
системы актов в области финансовой деятельности
государства;
2. Несовершенство
налогового законодательства, связанное
с текущими потребностям практики.
Именно эта проблема совместимости
проводимой налоговой политики
и стремительно развивающейся экономики.
Таким
образом, любая налоговая реформа
должна быть связана с совершенствованием
налоговых правовых институтов.
Период
кардинальных изменений налоговой системы
подходит к концу. На современном этапе
реформирования налоговой системы приоритетное
внимание уделяется решению проблем повышения
эффективности налогового администрирования,
в том числе налогового контроля как главной
его составляющей.
На
сегодняшний день налоговая политика
должна быть нацелена на решение двух
основных задач – модернизацию российской
экономики и обеспечение необходимого
уровня доходов бюджетной системы, а следовательно
в 2010–2012 годах необходимо продолжать
работу по оптимизации налоговой системы.
Структура
и уровень налогообложения должны
минимизировать искажающее и оказывать
позитивное воздействие на структурные
изменения в экономике, формировать
комфортные условия для развития
предпринимательской деятельности
и инновационной активности. [12, с.24]
При
формировании налоговой политики на
среднесрочную перспективу должен
учитываться ряд актуальных факторов:
1. в кризисный
период произошло резкое снижение прежде
всего налоговых поступлений;
2. большинство
граждан и организаций находятся сегодня
в сложном финансовом положении;
3. принятые
решения о переходе на страховые принципы
ресурсного обеспечения государственной
пенсионной системы и соответствующее
повышение размеров платежей приведут
к увеличению финансовой нагрузки на бизнес
(даже с учетом снижения налоговой нагрузки
по налогу на прибыль в 2009 году).
Требуется
дополнительно проанализировать последствия
повышения страховых взносов
в системе пенсионного и медицинского
страхования для финансового
положения организаций и определить,
возможно ли снижение налоговой нагрузки
в целях смягчения потенциального отрицательного
эффекта. [16, с.22]
С
учетом возникших сложностей по доступу
организаций к кредитным ресурсам
и проблем с ликвидностью следует
принять следующие меры налоговой
политики: