Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:23, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретает уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России. [9, с.224]
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей.
2.1
Правовые основы становления
и развития налоговой
системы
Законодательную базу налоговой системы Российской Федерации определяет Налоговый Кодекс. В нашей стране общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.
Рассмотрим становление налоговой системы в РФ. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991года впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. (Приложение 1)
В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным. [17, с.8]
Поэтому первый этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательством изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 года предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы – принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х годов в РФ налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.
До введения Налогового Кодекса РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов – из установленных двадцати трех видов двадцать видов были необязательными. Как открытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.
Введение в Налоговый Кодекс РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.
Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний период – этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия Налогового Кодекса в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.
Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.
Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 года последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка Налогового Кодекса РФ и подготовка к его принятию.
Третий этап развития налоговой системы – это этап реформирования. В 1998 году была принята и с 1 января 1999 года вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть Налогового Кодекса РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С 1 января 2001 года вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов. [8, с.85]
Налоговый Кодекс РФ – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
2.2 Характеристика элементов
построения налоговой
системы
Построение
налоговой системы
Одним из неотъемлемых элементов налоговой системы является совокупность принципов организации ее функционирования. К этим принципам относятся:
- единство
налоговой системы (примером
- разграничение полномочий налогооблагаемых субъектов, что обозначает четкое разделение компетенций по установлению и введению определенных налогов на определенной территории;
- справедливость
построения налогообложения,
- «подвижная
стабильность» налогообложения:
- удобность налогообложения для налогоплательщика: все мероприятия связанные с уплатой налогов должны сопровождаться минимальными издержками для налогоплательщика.
Вторым элементом налоговой системы является налогооблагающий состав – это субъекты публичной власти, в пользу которых уплачивается налог (сбор): это Российская Федерация, 87 субъектов РФ и около 29 тысяч муниципальных образований.
Следующим элементом выступает система налогов и сборов, которая отражает федеративное устройство государства. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). Следовательно, систему налогов Российской Федерации необходимо охарактеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.
Первой частью Налогового Кодекса РФ установлено в целом тринадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина), три региональных (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес и транспортный налог) и два местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).
Кроме того, Налоговым Кодексом РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральные налоги не всегда зачисляются полностью в федеральный бюджет. Законодательством установлены виды налогов, сумма которых распределяется между разными бюджетами. Рассмотрим это на примере акцизов.
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного Налоговым Кодексом РФ. В части федеральных налогов, перечень которых установлен в Налоговом Кодексе РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной власти.
Четвертым элементом налоговой системы является податный состав – состав налогоплательщиков. По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой. [10, с.69]
Пятый элемент налоговой системы – это система налогового контроля, который осуществляют налоговые органы Российской Федерации. Система налоговых органов РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением и состоит из трех звеньев: Центрального Аппарата Федеральной Налоговой Службы, межрегиональных инспекции ФНС и территориальных налоговых органов.
Следующим
элементом налоговой системы
является система налоговой
Седьмым элементом налоговой системы является система налогового права. Налоговое право – совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также определяющих налоговые санкции. Понятие налогового права включает налоговое законодательство и науку налогового права. Предметом налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения, то есть правоотношения по установлению и взиманию налогов и сборов с юридических и физических лиц в бюджетную систему.
Состав прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений – это последний элемент налоговой системы. Под содержанием налогового правоотношения понимаются взаимные права и обязанности сторон этого правоотношения, которые перечислены в Налоговом Кодексе РФ.
На сегодняшний день российскую налоговую систему можно охарактеризовать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную. Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием внутрисистемных и внешнесистемных факторов (воздействий), то есть она является не статической, а динамической системой.