Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, реферат
Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства.
3. Налог на добавленную стоимость.
Акцизы.
Сборы.
Платы.
1.Плата
за пользование земельными
2. Плата
за пользование водными
3.Плата за загрязнение окружающей среды.
4.Плата за пользование животным миром.
5.Плата за лесные пользования.
6.Плата
за использование особо
7.Плата
за использование
8.Плата
за пользование судоходными
9.Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Государственная пошлина.
Государственная пошлина
Таможенные платежи.
1.8.
Налоги: теория, сущность
и функции.
Что же такое “налоги”? Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги – это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы – эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.
Пр.: в подоходном налоге налоговая единица - рубль, тенге или марка; в поземельной – 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном – 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также существует понятие налоговой системы – взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально – политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.).
Налоги выполняют следующие функции:
1.Фискальная (мобилизационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.
2.Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.
3.Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.
4.Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.
5.Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.
6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.
В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (НДС). регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.
По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).
Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает что существуют следующие основные налоги: корпоративный подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.
Практика
подоходного налогообложения
К
косвенным налогам, широко применяемым
в различных странах относятся
акцизы. Как и другие косвенные налоги,
акцизы включаются в цену товара и оплачиваются
покупателями данного товара. Однако диапазон
действия акцизов невелик - это в основном
особые, избранные товары, поэтому у потребителя
есть возможность переориентации на занимающие
товары и “ухода” от уплаты этих налогов.
1.9.Нововведения
в Налоговом кодексе.
Налоговый кодекс | Закон о налогах и других обязательных платежах в бюджет | Позитивные моменты | |
Введены
принципы налогообложения,
такие как:
1. принцип
обязательности уплаты налогов
и других обязательных 2. определенности, 3. справедливости налогообложения, 4. единства налоговой системы, 5. гласности налогового законодательства |
Отсутствует | Определена
основа налогового не может противоречить принципам налогообложения, определенным Налоговым кодексом | |
Корпоративный подоходный налог | |||
В совокупный годовой доход не включается отрицательная курсовая разница, полученная при реализации товаров, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе | В совокупный годовой доход включается отрицательная курсовая разница, полученная при реализации товаров, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе | С целью
определения реального | |
Налог на добавленную стоимость | |||
Введение
порогового уровня в целях остановки
на учет по НДС |
Отсутствует. Все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками НДС | Снижение
налоговой нагрузки по НДС для
субъектов малого
бизнеса; упрощение налогового администрирования для налоговых органов | |
Социальный налог | |||
Установлены единые ставки по социальному налогу на доходы отечественных и иностранных работников | Шкала ставок: 5 МРП за каждого иностранного специалиста и 10 МРП за каждого иностранного рабочего | С целью
создания равных условий | |
снижение
ставки по социальному налогу до
22 процентов |
ставка
26 процентов |
С целью уменьшения налоговой нагрузки | |
Индивидуальный подоходный налог | |||
Пересмотрены
границы шкалы ставок по индивидуальному
подоходному налогу: От 15 до 40 годового расчетного показателя (ГРП) - сумма налога с 15тикратного ГРП + 10% с суммы превышения 40 до 600 ГРП - сумма налога с 40кратного ГРП + 20% с суммы превышения От 600 и свыше ГРП - сумма налога с 600кратного ГРП + 30% с суммы превышения |
Действующая
шкала ставок:
"О налогах..." От 15 до 30 годового расчетного показателя (ГРП) - сумма налога с 15тикратного ГРП + 10% с суммы превышения От 30 до 65 ГРП - сумма налога с 30тикратного ГРП + 20% с суммы превышения От 65 и свыше ГРП - сумма налога с 65тикратного ГРП + 30% с суммы превышения
|
С целью
уменьшения налоговой нагрузки
при средних
уровнях дохода | |
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств | |||
Введен специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога | Единый
земельный налог действует как
вид налога |
Порядок исчисления,
уплаты и представления налоговой
Отчетности по основным видам налогов
и других обязательных платежей
для крестьянских (фермерских) хозяйств
изложен в одной главе. Действующий
порядок налогообложения был изложен
в различных частях Закона, что представляло
неудобство для применения при исчислении
налогов. Кроме того в данной главе Кодекса
изложены порядок исчисления и уплаты
по отдельным другим обязательным
платежам в бюджет (платам за загрязнение
окружающей среды и за воду) | |
Сельхозтоваропроизводителей | |||
В
расчете стоимости патента действующая
на сегодня норма - 80% льгота распространена
и на налоги, счисленные
по переработке сельхозпродукции собственного производства |
Ранее
данная льгота применялась только
к налогам, исчисленным по производству
и реализации сельхозпродукции, а налоги,
исчисленные по переработке не подлежали
льготе
|
В целях
поддержки производителей сельхозпродукции,
имеющих единую технологическую линию по производству конечного продукта, а также для удешевления продукции сельского хозяйства | |
| |||
Увеличена
площадь придомового земельного
участка с 600 кв.м. до 1000 кв.м.,
облагаемых по ставке 0,20 тенге за
1
кв.метр в городах областного значения |
По ставке 0,20 тенге облагались придомовые земельные участки до 600 кв.м, свыше 600 кв.м. - по ставке 6 тенге за 1 кв.м. | С целью
понижения налоговой нагрузки
на граждан, имеющих придомовые
участки и предотвращения
возврата земельных участков в земельный
баланс | |
Транспортный налог | |||
Снижены ставки налога на легковые автомашины с объемом двигателя свыше 1500 по 4000 кубических сантиметров (за каждую единицу превышения объема двигателя взимать по 7 тенге) | За
каждую единицу превышения 12 тенге |
С целью
снижения налоговой нагрузки | |
Налог на имущество | |||
Юридические
лица по объектам водохранилищ, гидроузлов
и других водохозяйственных
сооружений природоохранного
назначения, находящиеся в государственной
собственности и
финансируемые за счет средств государственного бюджета исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процент к среднегодовой стоимости объектов налогообложения |
Отсутствует | С целью снижения налоговой нагрузки | |
Другие обязательные платежи | |||
Включены
в Налоговый кодекс положения
по
другим обязательным платежам (сборам, платам, государственной пошлине и таможенным платежам) |
Отсутствует | В одном нормативном
правовом акте сведены все другие
обязательные платежи, поступающие
в доход бюджета. Сокращено количество
взимаемых в настоящее
время сборов. Предлагается отменить
взимание 5 сборов и 2 плат:
1. сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации; 2. сбор за право реализации товаров на рынках; 3. сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках 4. сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", "Республика", "Национальный" в фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках; 5. сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты; 6. плата за предоставление в пользование информации о недрах; 7. плата за
воспроизводство животного 1. сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов; 2. сбор
за государственную и маломерных судов; 3. сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; 4. гербовый сбор. Упорядочен механизм и порядок уплаты (в том числе наличными деньгами на основе бланков строгой отчетности) сбора за
проезд автотранспортных Изменен плательщик сбора с аукционов (в настоящее время плательщиком сбора является устроитель аукциона) - лица, осуществляющие реализацию имущества на аукционах. Усовершенствован механизм взимания платы за использование
радиочастотного ресурса | |
Налоговое администрирование | |||
Определены
виды налогового контроля, проводимого
в следующих формах:
1. Регистрационного учета налогоплательщиков; 2. Учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; 3. Учета поступлений в бюджет; 4. Учета плательщиков
налога на добавленную 5. Налоговых проверок; 6. Камерального контроля; 7. Мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков; 8. Правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; 9. Маркировки
отдельных видов подакцизных установления акцизных постов; 10. Соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства. |
Отсутствует | Конкретизированы формы налогового контроля и дан их исчерпывающий перечень |