Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, реферат

Описание работы

Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Казахстана-реф.docx

— 63.39 Кб (Скачать)

 Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. О налоговой системе Республики Казахстан……………………...6

    1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……………..6
    2. Принципы построения налоговой системы…………………………...7
    3. Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет……9
    4. Понятие о составе налогового законодательства………………………………………………………………...9
    5. Регулирование вопросов поступления налогов и других                            обязательных поступлений в бюджет………………………………………..10
    6. Порядок внесения изменений и дополнений в Налоговый                                                          кодекс…………………………………………………………………………….11
    7. Виды налогов и другие обязательные платежи в бюджет…………………………………………………………………………...12
    8. Налоги: теория, сущность, функции………………………………………………………………………….13
    9. Нововведения в Налоговом кодексе…………………………………………………………………………...17

Глава II.

Практика применения законодательства

2.1. Налоговая проверка  на предприятии…………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...26

Литература………………………………………………………………………28

 

    Введение

 

    С приобретением независимости, как  в правовой, так и в экономической  сфере потребовались радикальные  изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые  условия для формирования налоговой  политики, от прозрачности которой  зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система  Казахстана находится в состоянии  постоянного совершенствования.

    Учитывая  важную роль налогов в регулировании  социально-экономических процессов  и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость  принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", заложившего базовую основу налоговой системы, организации специального аппарата управления и контроля за налогами.

    На  сегодняшний день в налоговое  законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что, в основном, связано с приведением  налоговой системы в соответствие с объективно обусловленным динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических  взаимоотношений.

    С момента возникновения государства  необходимым звеном экономических  отношений в обществе являются налоги, изменение форм которых неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. На самых ранних стадиях  формой налогообложения можно считать  жертвоприношение, которое не всегда было добровольным, но являлось неким  неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано:"... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу", видно, что еще в древности была четко  определена своеобразная ставка налога.

    Более универсальные подходы к построению налоговой системы были заложены еще в классической теории налога, на фундаменте которой строились  основы теорий. Здесь нельзя не остановиться на самих принципах налогообложения, выведенных А. Смитом. Основными из них являются принципы равномерности, определенности, удобства и дешевизны.

    Принцип равномерности - это своего рода условие, необходимое для справедливого  и эффективного сбора налогов  соразмерно доходу налогоплательщика. В нашей практике он не всегда соблюдается.

    К примеру, метод начислений - метод  налогового учета, согласно которому доходы и вычеты учитываются с момента  выполнения работ, представления услуг, отгрузки с целью реализации и  оприходования имущества, независимо от времени оплаты. При таком методе налогоплательщик обязан платить налог  не только при отсутствии средств  на его уплату, но даже при отсутствии самого объекта налогообложения, что  приводит к нарушению налогоплательщиком сроков уплаты налога. Впоследствии налогоплательщик несет финансово-правовую ответственность.

    Аналогично  при исчислении отдельных видов  налогов производится нарастающим  итогом в течение года. Отчасти  это обоснованно, но, учитывая то, что  налоги взимаются ежемесячно, такой  подход приводит к тому, что не соблюдается  единство моментов получения дохода и взимания с него налога. В результате возможна ситуация, когда при наличии  дохода за определенный период времени  и соответствующем его налогообложении  за этот же период отсутствие дохода (убытки) за последующий период приводит к  возврату уже уплаченного налога.

    Такая система не стимулирует эффективность  деятельности предприятий. В связи  с этим равномерность должна обеспечиваться взиманием налогов именно с тех  доходов (иных объектов налогообложения), которые получены в данный конкретный период.

    Определенность, равно как и удобство, то есть отсутствие произвольности в механизме  налогообложения, действиях налоговых  органов и налогоплательщиков, наличие  ясных методов взимания и уплаты налогов, не носящее двусмысленный  характер, является основой построения любой налоговой системы. Отсутствие четких разграничений между такими, казалось бы, близкими понятиями, как  объект налогообложения, облагаемый оборот, налоговая база нередко приводит к непониманию законодательной  нормы.

    Принцип дешевизны - классической теорией А. Смита он описывается с точки  зрения рациональности величины самого налога сообразно потребностям государства. В современных условиях мы видим  понятия дешевизны налога, как  его окупаемость, эффективность  затрат на его администрирование. Оптимален  тот налог, затраты на сбор которого равны либо, более того, не превышают  сами поступления в бюджет.

    Для формирования налоговой системы  необходимо дополнить в основу не только выше рассмотренные принципы налогообложения, но и другие.

    Принцип справедливости, обеспечивающий равное налогообложение всех налогоплательщиков, где недопустимо установление налоговых  каникул для отдельных налогоплательщиков, либо превышение ставок налога в зависимости  от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и иных, не установленных законом  оснований.

    Одним из основополагающих принципов является принцип законодательной формы  установления налогов законом, принятым законодательным органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Налоговый кодекс должен быть не орудием борьбы с  уклонением от уплаты налогов, а нормативным  правовым актом, помогающим налогоплательщику  платить правильно налоги.

    Как мы знаем, налог носит общественный характер. Развитие общества любой  общественно-экономической формации связано с необходимостью налогов  в обеспечении таких общественных интересов, как:

    - социальное обеспечение населения;

    - обеспечение обороноспособности  страны;

    - проведение крупномасштабных научных  исследований;

    - создание общегосударственных резервов  на случай непредвиденных обстоятельств;

    - обеспечение исполнения задач,  заложенных в Стратегии-2030.

    Для обеспечения готовности налогоплательщика  платить за эти практические действия необходимо ввести право свободного доступа к информации о затраченных  ресурсах на различные и крупномасштабные мероприятия государства. Одновременно это способствует воспитанию налоговой  культуры у населения.

    Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства. По словам Президента Нурсултана Назарбаева, "малый  бизнес является одним из главных  инструментов реализации стратегического  курса государства". Поддержка  предпринимательства в нашей  стране определена как одно из приоритетных направлений развития государства.

    Налоговая система должна быть стабильной. Постоянные корректировки,

вносимые  в налоговое законодательство, недовольство всех субъектов налоговых правоотношений действующей налоговой системой, наличие проблем бюджетной недостаточности  свидетельствуют о том, что действующая  налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития общества и уровень общественного сознания.

    В заключение хотелось бы отметить, что  обеспечение позитивности налогообложения - задача сложная, решение ее во многом зависит от объективных и субъективных факторов. Налогообложение является подлинным отражением экономической  и политической зрелости общества.

О налоговой системе  Республики Казахстан.

1.1. Сущность налогов  и их роль в  экономике государства. 

     В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

     Налоги  выполняют три важнейшие функции.

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция );
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция);
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

     Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

  Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход,  подлежащие   обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

     Налоги  бывают двух видов. Первый вид –  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

     Второй  вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан