Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, реферат
Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства.
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
В
условиях перехода от административно-директивных
методов управления к экономическим,
резко возрастают роль и значение
налогов как регулятора рыночной
экономики, поощрения и развития
ее приоритетных отраслей. Через налоги
государство может проводить энергичную
политику в развитии наукоемких производств
и ликвидации убыточных предприятий.
На
протяжении всей истории человечества
ни одно государство не смогло существовать
без налогов. Налоговый опыт подсказал
и главный принцип
Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
4.
Каждый налог должен быть так
устроен, чтобы он извлекал
из кармана плательщика
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали “ аксиомами ” налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.
Современные принципы налогообложения таковы:
В соответствие со статьёй 61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающееся налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Согласно
статье 1 Республики Казахстан "О
налогах и других обязательных платежей
в бюджет" (далее - Налоговый кодекс)
регулируют властные отношения по установлению,
введению и порядку исчисления
и уплаты налогов и других обязательны
платежей в бюджет, а также отношения
между государством и налогоплательщиком
связанные с исполнением
Статья 2 налогового кодекса определила, что налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено налоговым кодексом.
Таким
образом, налоговое законодательство
состоит из Налогового кодекса и
нормативных правовых актов Правительства
и Министерства государственных
доходов Республики Казахстан. При
этом круг вопросов, по которым будут,
приниматься нормативные
Однако задача по разработке единого нормативного правового акта Налогового кодекса, который бы охватил регулирование всех вопросов в области налоговых правоотношений, не являлась возможной, так как регулирование отношений. Согласно теории права в области публичного права, в том числе налоговых правоотношений, требует детального регламентирования всех процедурных моментов, связанных с исполнением налогоплательщиком налогового обязательства перед государством. В частности, такими формами исполнения обязательств являются декларации, расчёты и другие формы налоговой отчётности. Налоговый кодекс, относящийся к законодательному акту, по теории права должен устанавливать только нормы права, то есть права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия должен регулировать данный закон. Утверждение форм декларации, расчётов и других форм налоговой отчётности нельзя назвать установлением нормы права, в то же время утверждение их форм является обязательным и для государства и для налогоплательщиков. Поэтому Налоговый кодекс предусматривает утверждение нормативных правовых актов Правительством и уполномоченным государственным органом. В частности, утверждение форм налоговой отчётности предоставлено уполномоченному государственному органу. Как правило, указанные формы налоговой отчётности утверждаются приказом уполномоченного государственного органа – Министерством государственных доходов Республики Казахстан . Таким образом, указанные нормативные правовые акты Правительства и Министерства государственных доходов Республики Казахстан включаются в состав налогового законодательства.
Налоговый
кодекс предполагает утверждение только
тех нормативных правовых актов,
которые прямо предусмотрены
Налоговым кодексом . Если Правительство
или уполномоченный государственный
орган, установят какие-либо формы
или нормативные правовые акты, не
содержащиеся в налоговом кодексе,
то такие формы или нормативные
правовые акты не будут иметь для
налогоплательщиков обязательного
значения.
1.5.Регулирование
вопросов поступления
налогов и других обязательных
платежей в бюджет.
Статья 2 Налогового кодекса четко определила, что:
Принятие этих норм предусматривает регулирование вопросов поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей только Налоговым кодексом.
В
настоящее время по действующему
законодательству Республики Казахстан
другие обязательные платежи неналогового
характера, поступающие в бюджет,
регулируются различными законами и
постановлениями Правительства
Республики Казахстан. Согласно статье
54 Конституции Республики Казахстан
только Парламент устанавливает
и отменяет государственные налоги
и сборы. В соответствии с этим
в Общей части Налогового кодекса
предусмотрена данная норма, исключающая
принятие в других законодательных
актах РК каких-либо дополнительных
платежей и сборов в бюджет, не предусмотренных
Налоговым кодексом. Установить какие-либо
платежи и сборы можно только
единственным способом, путем введения
в Налоговый кодекс поправки. Из
Налогового кодекса следует, что
актом, который определяет и устанавливает
налоговые отношения, может быть
только Налоговый кодекс. При этом
запрещается включение в
1.6.Порядок
внесения изменений
и дополнений в Налоговый
кодекс.
Установление новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменение ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Впервые
заложена указанная норма о возможности
введения в действие только с 1 января
календарного года законов, предусматривающих
изменения и дополнения в Налоговый
кодекс. Данная норма обусловлена
тем, что в действующее налоговое
законодательство в течение одного
календарного года вносились изменения
и дополнения, которые невозможно
было даже отслеживать, менялись также
ставки налогов и других обязательных
платежей в бюджет, которые отрицательно
влияли на финансово хозяйственную
деятельность налогоплательщика. Указанная
норма позволяет Парламенту Республики
Казахстан принимать в течение
календарного года изменения и дополнения
в Налоговый кодекс. Однако изменения
и дополнения в части изменения
ставок и налоговой базы действующих
налогов и других обязательных платежей
в бюджет будут вводиться не ранее
1 января года, следующего за годом их
принятия, кроме вопросов, связанных
с налоговым
Данная
норма является прогрессивным шагом
в налоговом законодательстве Республики
Казахстан, так как гарантирует
налогоплательщикам и органам налоговой
службы стабильность налогового законодательства
Республики Казахстан в течение
одного календарного года.
1.7. Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Статья 59. Общие положения
Налоги
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.