Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:42, реферат

Описание работы

Налоговая система Казахстана должна быть достаточно эффективной, чтобы положительно влиять на развитие предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Казахстана-реф.docx

— 63.39 Кб (Скачать)

     Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. 

    1. Принципы  построения налоговой  системы.
 

     На  протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал  и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую  золотые яйца”, т.е. как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

     Для того, чтобы глубоко вникнуть в  суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4.      Каждый налог должен быть так  устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства.

     Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали “ аксиомами ” налоговой политики.

     Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени.

     Современные принципы налогообложения таковы:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно – политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. 

1.3.Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет.

 

   В соответствие со статьёй 61 Конституции  Республики Казахстан Парламент  вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие отношения, устанавливают  основополагающие принципы и нормы, касающееся налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей в бюджет.

   Согласно  статье 1 Республики Казахстан "О  налогах и других обязательных платежей в бюджет" (далее - Налоговый кодекс) регулируют властные отношения по установлению, введению  и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательны  платежей в бюджет, а также отношения  между государством и налогоплательщиком  связанные с исполнением налоговых  обязательств. Таким образом законодатель определил, что налоговое законодательство регулирует властные отношения между  налогоплательщиком и государством в лице уполномоченного государством органа. Властность определяет и самый  главный подход к формированию налогового законодательства, система регулирования  которого основывается на системе государственно – властных предписаний одним  участникам налоговых отношений  со стороны других, выступающих от имени государства. Установление налога и других обязательных платежей в  бюджет – это принятие нормативного правового акта- Налогового кодекса, в котором даётся чёткий перечень налогов и других обязательных платежей, порядок введения, исчисления и их уплаты. При этом согласно статье 10 Налогового кодекса понятие о  налогах и других обязательных платежах в бюджет составляют:

  1. налоги – это установленные государством в одностороннем порядке обязательные платежи в бюджет, производимые в определённых размерах, носящих безвозвратный и безвозмездный характер;
  2. другие обязательные платежи – обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определённых размерах.
 
    1. Понятие о составе налогового законодательства.
 

   Статья 2 налогового кодекса определила, что  налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из налогового кодекса, а также нормативных  правовых актов, принятие которых предусмотрено  налоговым кодексом.

   Таким образом, налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса и  нормативных правовых актов Правительства  и Министерства государственных  доходов Республики Казахстан. При  этом круг вопросов, по которым будут,  приниматься нормативные правовые акты Правительства или Министерства  государственных доходов Республики Казахстан также чётко определён Налоговым кодексом.

   Однако  задача по разработке единого нормативного правового акта Налогового кодекса, который бы охватил регулирование всех вопросов в области налоговых правоотношений, не являлась возможной,  так как регулирование отношений. Согласно теории права в области публичного права, в том числе налоговых правоотношений, требует детального регламентирования всех процедурных моментов, связанных с исполнением налогоплательщиком  налогового обязательства перед государством. В частности, такими формами исполнения обязательств являются декларации, расчёты и другие формы налоговой отчётности. Налоговый кодекс, относящийся к законодательному акту, по теории права должен устанавливать только нормы права, то есть права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия должен регулировать данный закон. Утверждение форм декларации, расчётов и других форм налоговой отчётности нельзя назвать установлением нормы права, в то же время утверждение их форм является обязательным и для государства и для налогоплательщиков. Поэтому Налоговый кодекс предусматривает утверждение нормативных правовых актов Правительством и уполномоченным государственным органом. В частности, утверждение форм налоговой отчётности предоставлено уполномоченному государственному органу. Как правило, указанные формы налоговой отчётности утверждаются приказом уполномоченного государственного органа – Министерством государственных доходов Республики Казахстан . Таким образом, указанные нормативные правовые акты Правительства и Министерства государственных доходов Республики Казахстан включаются в состав налогового законодательства.

   Налоговый кодекс предполагает утверждение только тех нормативных правовых актов, которые прямо предусмотрены  Налоговым кодексом . Если Правительство  или уполномоченный государственный  орган, установят какие-либо формы  или нормативные правовые акты, не содержащиеся в налоговом кодексе, то такие формы или нормативные  правовые акты не будут иметь для  налогоплательщиков обязательного  значения. 

1.5.Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. 

        Статья 2 Налогового кодекса четко  определила, что:

  1. ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей, не предусмотренных Налоговым кодексом;
  2. налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом. 

     Принятие  этих норм предусматривает регулирование  вопросов поступления в бюджет налогов  и других обязательных платежей только Налоговым кодексом.

     В настоящее время по действующему законодательству Республики Казахстан  другие обязательные платежи неналогового характера, поступающие в бюджет, регулируются различными законами и  постановлениями Правительства  Республики Казахстан. Согласно статье 54 Конституции Республики Казахстан  только Парламент устанавливает  и отменяет государственные налоги и сборы. В соответствии с этим в Общей части Налогового кодекса  предусмотрена данная норма, исключающая  принятие в других законодательных  актах РК каких-либо дополнительных платежей и сборов в бюджет, не предусмотренных  Налоговым кодексом. Установить какие-либо платежи и сборы можно только единственным способом, путем введения в Налоговый кодекс поправки. Из Налогового кодекса следует, что  актом, который определяет и устанавливает  налоговые отношения, может быть только Налоговый кодекс. При этом запрещается включение в неналоговое  законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. Данное весьма важное положение означает, что даже если законодателем будут  приниматься законы, регулирующие налоговые  отношения, то в целях налогообложения  будут применяться нормы Налогового кодекса. 

1.6.Порядок внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс. 

   Установление  новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменение ставок и налоговой базы действующих  налогов и других обязательных платежей в бюджет могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года  и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

   Впервые заложена указанная норма о возможности  введения в действие только с 1 января календарного года законов, предусматривающих  изменения и дополнения в Налоговый  кодекс. Данная норма обусловлена  тем, что в действующее налоговое  законодательство в течение одного календарного года вносились изменения  и дополнения, которые невозможно было даже отслеживать, менялись также  ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые отрицательно влияли на финансово хозяйственную  деятельность налогоплательщика. Указанная  норма позволяет Парламенту Республики Казахстан принимать в течение  календарного года изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Однако изменения  и дополнения в части изменения  ставок и налоговой базы действующих  налогов и других обязательных платежей в бюджет будут вводиться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, кроме вопросов, связанных  с налоговым администрированием.

   Данная  норма является прогрессивным шагом  в налоговом законодательстве Республики Казахстан, так как гарантирует  налогоплательщикам и органам налоговой  службы стабильность налогового законодательства Республики Казахстан в течение  одного календарного года. 

1.7. Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет.

    

  Статья 59. Общие положения

  1. В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом.
  2. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся на лог на добавленную стоимость и акциз.
  3. Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

  Налоги

1. Корпоративный  подоходный налог.

2. Индивидуальный  подоходный налог.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан