Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.69 Кб (Скачать)

Справочно: по данным Белстата за январь-ноябрь 2010 года выручка от реализации товаров, работ, услуг увеличилась на 15,7 процента, импорт товаров – на 20,2 процента. 

Почти 20 процентов общего объема косвенных  налогов формируют акцизы. Их поступления  выросли на 8,5 процента, а удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 2,7 процента. Основной причиной увеличения поступлений акцизов явилось повышение в среднем на 10 процентов ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Кроме того, в 2010 году объемы реализации на внутреннем рынке табачных изделий выросли на 22 процента, бензина – на 6,9 процента, алкогольных напитков – на 5,9 процента.

Налога  при упрощенной системе налогообложения  уплачено на 34,2 процента больше, чем в 2009 году, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло почти на треть. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,3 до 0,4 процента.

Положительная динамика сложилась также по сбору  за проезд автотранспортных средств  иностранных государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики Беларусь – темп роста составил 122,2 процента, удельный вес сбора  в ВВП прирос с 0,1  до 0,2 процента. Одним из факторов роста этих платежей явилось увеличение в 2010 году количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. К примеру, количество выдаваемых Министерством транспорта и коммуникаций разрешений на проезд автомобильных транспортных средств отдельных иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь для Украины выросло в 3,9 раза, Черногории – в 1,6 раза, Болгарии и Словении – в 1,5 раза соответственно, Эстонии и Латвии – более чем на 27 процентов, Литвы – на 13 процентов.

По налогу на услуги, напротив, темп роста составил 92,9 процента, удельный вес в ВВП  по сравнению с 2009 годом не изменился  – 0,1 процента. Отрицательная динамика связана с изменением законодательства в части снижения с 2009 года ставки налога с 10 до 5 процентов – если в январе 2009 года налог на услуги уплачивался по ставке 10 процентов, то в январе 2010 года – по ставке 5 процентов.

По иным косвенным налогам и сборам, к  которым относятся курортный  сбор и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, поступления  выросли на 15,2 процента, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 0,3 процента. 

Удельный  вес прямых налогов и сборов в ВВП составил  8,2 процента, темп роста поступлений – 110,4 процента. Структура прямых налогов и сборов приведена на рисунке 5. 

Структура прямых налогов и  сборов

 

Рисунок 5 

В разрезе  прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – почти 44 процента – занимают налоги на прибыль и  доходы. Поступления их возросли на 9,8 процента, а доля в ВВП –  с 3,5 до 3,6 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.

Не менее  значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает более 40 процентов  всей группы прямых налогов. Темп роста  поступлений составил 113,4 процента, удельный вес увеличился с 3,1 до 3,3 процента в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 12,7 процента фонда заработной платы в целом по республике.

Почти 9 процентов прямых налогов и сборов обеспечивается платежами по налогу на недвижимость. Темп роста поступлений  составил 105,7 процента, а их удельный вес в ВВП остался неизменным по сравнению с 2009 годом – 0,7 процента.

Следует отметить, что с 2010 года отменены целевые  сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также  по ставке 3 процента от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Удельный вес сбора в ВВП составил 0,3 процента.

Среди группы прямых налогов и сборов отрицательная  динамика поступлений сложилась  только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 4,5 процента. Это  связано с сокращением на 6,6 процента численности плательщиков единого  налога, в том числе индивидуальных предпринимателей – на 3,7 процента, физических лиц – на 16,8 процента. Вместе с тем удельный вес налога сохранился на уровне 2009 года – 0,2 процента в ВВП.

По прочим прямым налогам и сборам, к которым  отнесены налог на игорный бизнес, плата за размещение наружной рекламы, налог за владение собаками и единый торговый сбор, темп роста составил 105,6 процента, удельный вес в ВВП по сравнению с 2009 годом не изменился – 0,1 процента.  

Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется определенный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и финансовыми результатами хозяйственной деятельности.

Доля  смешанных налогов в ВВП составила 1,8 процента, темп роста – 88,6 процента, их структура приведена на рисунке 6. 

Структура смешанных налогов, сборов, отчислений

Рисунок 6 

В общей  сумме смешанных налогов почти 57 процентов принадлежит отчислениям  в инновационные фонды, темп роста  которых составил 89,2 процента, при этом их доля в ВВП сократилась с 1,3 до 1 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства энергетики и концерна «Белнефтехим», а также сокращением количества организаций, формирующих инновационный фонд Министерства торговли Республики Беларусь.

Темп  роста земельного налога составил 99,2 процента, его удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 0,4 процента. Основной причиной сокращения платежей послужило применение с 2010 года новой методики исчисления земельного налога – исходя из кадастровой стоимости земли.

По экологическим  платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов) поступления  снизились на 25,7 процента, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,5 до 0,3 процента. Как отмечалось выше, на сокращение поступлений повлияло изменение законодательства. Кроме того, отдельные плательщики сократили объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в том числе за счет модернизации технологического оборудования и перехода на более экологически чистые виды топлива, уменьшили размеры отходов на объектах захоронения.

Темп  роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов  от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей,  составил 102,3 процента, удельный вес по сравнению с 2009 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП.  

За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 3,9 процента ВВП, их поступления уменьшились на 30,7 процента. Структура данной группы приведена на рисунке 7. 

Структура прочих налоговых  доходов, сборов, пошлин 

Рисунок 7 

Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 92 процента – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 34,2 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,8 до 3,5 процента. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 году условий поставки нефти сырой, а также установлением «нулевой» ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств - участников Евразийского экономического сообщества  товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.

Что касается отмененных налогов и сборов прошлых  лет, то их удельный вес в ВВП возрос с 0,01 до 0,1 процента. Такая динамика связана с увеличением в 2010 году объема отмененных платежей более чем в 15 раз. 
 

В заключение следует отметить, что в течение  последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой  нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой нагрузки в 2010 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного пункта.

В целях  дальнейшего упрощения налоговой  системы и сокращения величины налоговой  нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог  на услуги и три платежа в составе  экологического налога (за переработку  нефти и нефтепродуктов; за перемещение  по территории республики нефти и  нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений). Таким образом, в текущем году налоговое бремя предположительно снизится до 27,1 процента к ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Налоги  во все времена представляли собой  одну из важнейших категорий государственных  финансов. Некоторые считают, что  налоги непомерно велики, некоторые  – что их слишком много, но все  сходятся в одном – они необходимы для нормального функционирования и развития государства. И главным  инструментом в руках государства  должна быть налоговая политика, способная  решать возникающие проблемы. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая  обеспечивала бы финансовыми ресурсами  все общественные издержки и при  этом не нарушала предел изъятия средств  у налогоплательщика, который определяет возможности расширенного воспроизводства. 

С одной  стороны, серьезные социальные программы  требуют солидных поступлений в  бюджет, но с другой стороны, высокие  налоги обычно не дают развиваться  экономике, мешают рентабельной работе предприятий. Налоги не должны оказывать  первоочередное влияние при принятии деловых решений; от их величины и  порядка уплаты не должны зависеть выбор формы ведения коммерческой деятельности и характер распределения  прибыли. Необходимо, чтобы налоговая  политика правительства была направлена на создание в стране благоприятного налогового климата, на стимулирование сбережений и инвестиций. 

Налоги  в обществе выполняют ряд важных задач, которые можно свести к  трем основным функциям: регулирующей, стимулирующей и фискальной. В  настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных  налогов, которые можно классифицировать по определенным признакам. 

Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении  налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо. 

Однако  в процессе проведения налоговой  политики могут возникать и определенные проблемы. 

Как уже  было сказано, большое значение имеет  обоснование той оптимальной  доли изъятий доходов предприятий  в бюджет, при которой достигается  сочетание интересов государства  и налогоплательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Но на практике зачастую очень сложно определить эту долю изъятия и оптимальную ставку процента. 

В настоящее  время налоговая система Республики Беларусь включает значительное число  налогов и сборов. Каждый из них  имеет свои особенности. Однако такая  система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому  каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными  и разумными. Существуют проблемы и  в области налогового контроля. 

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь