Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
Справочно:
по данным Белстата
за январь-ноябрь 2010
года выручка от реализации
товаров, работ, услуг
увеличилась на 15,7 процента,
импорт товаров – на 20,2 процента.
Почти 20 процентов общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления выросли на 8,5 процента, а удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 2,7 процента. Основной причиной увеличения поступлений акцизов явилось повышение в среднем на 10 процентов ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Кроме того, в 2010 году объемы реализации на внутреннем рынке табачных изделий выросли на 22 процента, бензина – на 6,9 процента, алкогольных напитков – на 5,9 процента.
Налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 34,2 процента больше, чем в 2009 году, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло почти на треть. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,3 до 0,4 процента.
Положительная динамика сложилась также по сбору за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь – темп роста составил 122,2 процента, удельный вес сбора в ВВП прирос с 0,1 до 0,2 процента. Одним из факторов роста этих платежей явилось увеличение в 2010 году количества автомобильных транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Республики Беларусь, а также перемещающихся по территории нашей страны транзитом. К примеру, количество выдаваемых Министерством транспорта и коммуникаций разрешений на проезд автомобильных транспортных средств отдельных иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь для Украины выросло в 3,9 раза, Черногории – в 1,6 раза, Болгарии и Словении – в 1,5 раза соответственно, Эстонии и Латвии – более чем на 27 процентов, Литвы – на 13 процентов.
По налогу на услуги, напротив, темп роста составил 92,9 процента, удельный вес в ВВП по сравнению с 2009 годом не изменился – 0,1 процента. Отрицательная динамика связана с изменением законодательства в части снижения с 2009 года ставки налога с 10 до 5 процентов – если в январе 2009 года налог на услуги уплачивался по ставке 10 процентов, то в январе 2010 года – по ставке 5 процентов.
По иным
косвенным налогам и сборам, к
которым относятся курортный
сбор и единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции, поступления
выросли на 15,2 процента, а их удельный
вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года
– 0,3 процента.
Удельный
вес прямых налогов
и сборов в ВВП
составил 8,2 процента, темп роста поступлений
– 110,4 процента. Структура прямых налогов
и сборов приведена на рисунке 5.
Структура прямых налогов и сборов
Рисунок
5
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – почти 44 процента – занимают налоги на прибыль и доходы. Поступления их возросли на 9,8 процента, а доля в ВВП – с 3,5 до 3,6 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.
Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает более 40 процентов всей группы прямых налогов. Темп роста поступлений составил 113,4 процента, удельный вес увеличился с 3,1 до 3,3 процента в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 12,7 процента фонда заработной платы в целом по республике.
Почти 9 процентов прямых налогов и сборов обеспечивается платежами по налогу на недвижимость. Темп роста поступлений составил 105,7 процента, а их удельный вес в ВВП остался неизменным по сравнению с 2009 годом – 0,7 процента.
Следует отметить, что с 2010 года отменены целевые сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по ставке 3 процента от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Удельный вес сбора в ВВП составил 0,3 процента.
Среди группы прямых налогов и сборов отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 4,5 процента. Это связано с сокращением на 6,6 процента численности плательщиков единого налога, в том числе индивидуальных предпринимателей – на 3,7 процента, физических лиц – на 16,8 процента. Вместе с тем удельный вес налога сохранился на уровне 2009 года – 0,2 процента в ВВП.
По прочим
прямым налогам и сборам, к которым
отнесены налог на игорный бизнес,
плата за размещение наружной рекламы,
налог за владение собаками и единый
торговый сбор, темп роста составил
105,6 процента, удельный вес в ВВП по сравнению
с 2009 годом не изменился – 0,1 процента.
Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется определенный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и финансовыми результатами хозяйственной деятельности.
Доля
смешанных налогов в ВВП
Структура смешанных налогов, сборов, отчислений
Рисунок
6
В общей
сумме смешанных налогов почти
57 процентов принадлежит
Темп роста земельного налога составил 99,2 процента, его удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 0,4 процента. Основной причиной сокращения платежей послужило применение с 2010 года новой методики исчисления земельного налога – исходя из кадастровой стоимости земли.
По экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов) поступления снизились на 25,7 процента, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,5 до 0,3 процента. Как отмечалось выше, на сокращение поступлений повлияло изменение законодательства. Кроме того, отдельные плательщики сократили объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в том числе за счет модернизации технологического оборудования и перехода на более экологически чистые виды топлива, уменьшили размеры отходов на объектах захоронения.
Темп
роста прочих смешанных отчислений
и сборов, к которым отнесены отчисления
в фонды предупредительных (превентивных)
мероприятий, отчисления от доходов
от оказания услуг электросвязи, сбор
с заготовителей, составил 102,3 процента,
удельный вес по сравнению с 2009 годом не
изменился и сложился на уровне 0,1 процента
в ВВП.
За счет
прочих налоговых доходов,
сборов, пошлин сформировано 3,9 процента
ВВП, их поступления уменьшились на 30,7 процента.
Структура данной группы приведена на
рисунке 7.
Структура
прочих налоговых
доходов, сборов, пошлин
Рисунок
7
Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 92 процента – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 34,2 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,8 до 3,5 процента. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 году условий поставки нефти сырой, а также установлением «нулевой» ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы государств - участников Евразийского экономического сообщества товары, выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.
Что касается
отмененных налогов и сборов прошлых
лет, то их удельный вес в ВВП возрос
с 0,01 до 0,1 процента. Такая динамика
связана с увеличением в 2010 году
объема отмененных платежей более чем
в 15 раз.
В заключение следует отметить, что в течение последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой нагрузки в 2010 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного пункта.
В целях
дальнейшего упрощения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги
во все времена представляли собой
одну из важнейших категорий
С одной
стороны, серьезные социальные программы
требуют солидных поступлений в
бюджет, но с другой стороны, высокие
налоги обычно не дают развиваться
экономике, мешают рентабельной работе
предприятий. Налоги не должны оказывать
первоочередное влияние при принятии
деловых решений; от их величины и
порядка уплаты не должны зависеть
выбор формы ведения
Налоги
в обществе выполняют ряд важных
задач, которые можно свести к
трем основным функциям: регулирующей,
стимулирующей и фискальной. В
настоящее время существует достаточно
большое количество разнообразных
налогов, которые можно классифицировать
по определенным признакам.
Принцип
справедливости налогообложения особенно
четко проявляется при
Однако
в процессе проведения налоговой
политики могут возникать и определенные
проблемы.
Как уже
было сказано, большое значение имеет
обоснование той оптимальной
доли изъятий доходов предприятий
в бюджет, при которой достигается
сочетание интересов
В настоящее
время налоговая система