Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.69 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

  В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется  пристальное внимание всех слоев  населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам  и отдельные регионы, фирмы и  индивидуальные предприниматели, крестьяне  и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с  них берут несправедливо много  налогов. Любое изменение в налоговой  системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. 

  Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования  рыночной экономики.

  В то же время налоги – уникальная экономическая категория, которая  будоражит умы человечества с  древних времён. Её уникальность заключается  в степени воздействия на экономическую  и социальную жизнь общества и  в тесноте связи со всеми, без  исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения  страны. Налоги во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики, оказывающие влияние на формирование структуры производства и потребления  общественного продукта, на процесс  накопления и инвестирования капитала, ценообразование, развитие научно-технического прогресса, экологию, объём доходов  государственного бюджета, жизненный  уровень населения и другие стороны  жизни общества. 

Изучение  теоретических, методологических и  практических основ построения налоговых  систем необходимо не только студентам  экономических специальностей, но и  гражданам, занимающимся предпринимательской  деятельностью и желающим грамотно выполнять свои финансовые обязательства  перед государством. 

  В работе нашли отражение работы таких  экономистов, как Заяц Н.Е., Папов Е.М., Адаменкова С.И., Дейко А., Масинкевич Н.Э. и др. В работе также широко используются статьи, опубликованные в республиканской прессе и статистические данные, находящиеся на сайтах Интернета. Почему данная тема так актуальна в наше время? С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством – добровольной уплаты налогов в зависимости от величины получаемого дохода. 

  Существует  множество проблем системы налогов, спорность многих положений законодательных  актов, сложность понимания существующих аспектов налогообложения. Однако реформирование налоговой политики должно сделать  налогообложение более рациональным и совершенным. 

  Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы  Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть  налоговую систему, определить, какие  факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы  влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных  преобразованиях. Поиск путей решения  существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.

Налоговая система: теоретический  аспект 

1.1 Объективная необходимость  налогов, их функции 

  Налоги  в цивилизованном обществе выступают  как одно из важнейших объективных  явлений экономической жизни. Абсолютная очевидность необходимости налогов, доказанная практикой формирования государственных структур различных  общественных систем, не исключает  дискуссий о размерах взиманий и  принципах их организации. Никто  не любит платить налоги, но все  понимают их необходимость. Задача государства  состоит в построении такой налоговой  системы, которая обеспечивала бы финансовыми  ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предел изъятия  средств у налогоплательщика, который  определяет возможности расширенного воспроизводства.

  Однако  отношение к необходимости налогов  не всегда было однозначным. Долгое время  существовала теория, в соответствии с которой налоги признавались как  атрибут исключительно капиталистической  экономики. Утверждалось, что их развитие не имеет перспективы, поскольку  капитализм как общественная система  обречен на отмирание.

  Изучение  практики безналоговой системы организации  экономики имеет немалое значение, так как отрицательный опыт для  научных заключений не менее важен, чем положительный. Неэффективность социалистических методов организации национального хозяйства по сравнению с капиталистическим, выразившаяся в конечном итоге в низком жизненном уровне населения, обусловила широкомасштабные процессы ее перестройки. Задачи подъема экономики потребовали новой налоговой политики, основанной на научном подходе и учете объективных реальностей.

  Становление налоговых систем в постсоциалистических странах и в Республике Беларусь, в частности, не является единовременным актом, а представляет собой процесс адаптации мирового опыта к условиям конкретного государства.

  Что же такое вообще налоги? Налоги –  это обязательные платежи юридических  и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части  общественного продукта.

  С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками.

Налоги  в структуре общественных отношений  выполняют ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Их можно свести к следующим функциям:

  • Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
  • Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.

- стимулирующая – ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул;

- сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

- воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

    • Перераспределительная – обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой в бюджет государства.
    • Контрольная – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей с целью сопоставления их величины с потребностями в финансовых ресурсах и определения необходимости реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.
    • Социальная – поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.[1, с.29-30]

  Функции налогов взаимосвязаны, но, несмотря на это, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и  обособленности. Так, акцизы на табак  и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог  на землю в большей мере играет стимулирующую роль. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике 

  В современной рыночной экономике  применяется довольно сложная и  разнообразная система налогов.

Графически  воздействие налога на рыночное равновесие представлено на следующем рисунке.

В начале, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S. Равновесная цена составляла Р, равновесный объем продаж –Q. Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т рублей на каждую единицу товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т.

Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q по цене P, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т рублей выше, чем Р. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене.

Это рассуждение  применимо к любой точке кривой предложения. Поэтому все точки  линии предложения переместятся вверх на Т рублей. Линия предложения займет положение S1. Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q1, P1, P1*. Объем рынка Q1 будет меньше первоначального Q. Цена, которую платит покупатель, Р1, окажется выше первоначальной Р. Цена, которую фактически получает продавец (без налога), Р1* , окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P1ABP1*.[1, с.59]

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов  на экономику страны в целом, на отдельный  хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Несмотря  на то, что весь налог вносится в  госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей. Рассмотрим это на графике. 

Рисунок 1. Введение налога государством, изменение общего благосостояния Примечание — Источник [1, с.61] 

Кривая  S (кривая предложения до введения налога) связывает объем предложения с ценой, остающейся у продавца после уплаты налога; S1 – кривая, устанавливающая связь между объемом предложения и ценой, уплачиваемой покупателем, - кривая предложения после введения налога. Кривая S1 получена из кривой S смещением на Т единиц в направлении оси цен (вверх). Введение налога вызвало перемещение равновесия из точки Е0 в точку Е1, при этом объем продаж сократился с Q0 до Q1, цена, уплачиваемая покупателем, выросла с Р0 до P1, а получаемая продавцом - снизилась с Р0 до Р1*. Выгода от покупки-продажи снизилась и для покупателя, и для продавца. Излишек потребителя снизился и из-за того, что за каждую единицу покупаемого товара он вынужден платить больше, и из-за того, что ему при этом приходится сокращать объем потребления, а часть потребителей, возможно, вообще откажется от покупки данного товара. Воспользовавшись геометрическим представлением излишка потребителей, мы можем уменьшение его величины изобразить площадью фигуры P1E1E0P0. Продавец получает за каждую единицу товара меньше, чем до введения налога, и к тому же сокращается объем продаж; часть продавцов, возможно, будет вынуждена покинуть данный рынок. Сокращение их излишка представлено на рис. 2 площадью фигуры Р0Е0Е11*. Суммарному сокращению излишков покупателей и продавцов (т.е. величине налогового бремени) соответствует площадь фигуры Р1Е1Е0Е11*. Распределению налогового бремени между продавцом и покупателем соответствует отношение площадей фигур P1E1АP0 и Р0АЕ11* соответственно. А отношение это, как видно из графика, зависит от наклонов линий спроса и предложения, т.е. от ценовой эластичности спроса и предложения. Площадь треугольной области Е1Е0Е1* не покрывается величиной налогового сбора. Это чистые потери общества, обусловленные введением налога.[1, с.61]

Каковы  же основные аспекты исчисления налогового бремени в экономике? Оно осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне, что отражается на следующем рисунке. 

Рисунок 2. Основные аспекты исчисления налогового бремени 

  Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов  к созданному ВВП. Экономический  смысл этого показателя состоит  в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь