Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.69 Кб (Скачать)

  Налоговое бремя на население в целом  представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения  к среднедушевому доходу населения  страны, включая денежную оценку полученных им благ.

Налоговое бремя на работника фактически равно  экономической ставке подоходного  налога, поскольку в большинстве  стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником. Данный показатель используется для сравнения  уровня подоходного налогообложения  в разных странах.[2, с.24]

Налоговое бремя на конкретное предприятие  может оцениваться по нескольким методикам, представленным на рис.5. 

Рисунок 3. Методики оценки налогового бремени хозяйствующих субъектов  

Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении  налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо. В построении налоговых систем различных стран  все большее признание находит  принцип “низкие ставки – широкий  охват”, суть которого состоит в  расширении налоговой базы за счет отмены большинства льгот по налогам  и установленных минимально возможных  ставок налогообложения. Это дает возможность  установить принцип равномерности  и справедливости, поскольку, в противном  случае, льготный режим для одних  означает дополнительное налоговое  бремя для других. Вместе с тем  применение принципа равенства и  справедливости в каждой отдельно взятой стране тесно связано с проводимой экономической и социальной политикой.

  Таким образом, совершенствуя налоговую  систему, следует оценивать проводимые реформы как с позиции обеспечения  необходимого перераспределения налогов, так и с позиции установления реального налогового бремени налогоплательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Налогообложение  в других странах 

     Представляется  немаловажным при поиске путей совершенствования  налоговой системы обратиться также  к опыту реформирования налогообложения  в других странах. Например, Россия, пройдя путь реформирования в налоговой  сфере в 1999-2007 гг. достигла хороших  результатов. Сегодня налоговые  доходы России, выраженные в процентах  к валовому внутреннему продукту, сопоставима со странами «большой восьмерки», улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков, налоговые долги реструктурируются.

     Какие же изменения претерпела налоговая  система Российской Федерации? Принципиальным изменением стала замена с 2001 г. подоходного  налога на налог на доходы физических лиц. Эта замена не является простым  переименованием. После указанной замены доходы физических лиц разделены на две части: 1) доходы, получаемые от оплаты труда, где вместо прогрессивной (12-30%) введена единая (13%) ставка налога. Эта мера значительно стимулировала выход «из тени» средств, фактически направляемых на оплату труда, поспособствовала расширению налогооблагаемой базы; 2) пассивные доходы (по операциям с ценными бумагами, выигрыши и др.), облагаемые по повышенным, но фиксированным ставкам (30-35% в зависимости от вида пассивного дохода) [2, с.36].

     В странах Европейского Экономического сообщества ставки налога с продаж выше, чем в США. В Германии она  составляет 14%, но по ряду товаров (книги, журналы, продовольственные товары) она ниже и составляет 7%. В Республике Беларусь ставка налога с продаж колеблется от 5 до 15%.

     Исходя  из мирового опыта, следует отметить, что ставки налога на добавленную  стоимость и особенно налога на продажу  в РБ являются высокими.

     Не  совсем верно и отнесение налогов  на себестоимость продукции, работ  и услуг с последующим включением в отпускную цену товара, что говорит  о наличии косвенного налога. Из этого можно сделать выводы:

     1) Отнесение налогов и боров  на себестоимость продукции не  имеет теоретического обоснования;

     2) Себестоимость – это вполне  определенная рыночная категория  с заданным составом производственных  и коммерческих расходов, где  не должно быть место налоговым  расходам;

     3) Включение налогов в себестоимость  продукции, работ, услуг стимулирует  рост цен;

     4) Отнесение налогов на себестоимость  продукции является скрытой формой  снижения косвенных налогов в  общей налоговой нагрузке.

     Таким образом, можно отметить, что при  совершенствовании системы налогообложения  в Республике Беларусь следует обратить внимание на опыт развития налоговой  системы в других станах и возможно позаимствовать некоторые нововведения принятые в механизме налогообложения, что поспособствует приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности налоговой  системы Республики  Беларусь 

3.1 Общая характеристика  налоговой системы,  особенности налогообложения  в Республике Беларусь 

Под налоговой  системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных  на его территории и взимаемых  с целью создания централизованного  общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система государства должна строиться  исходя из знаний фундаментальных закономерностей  распределительных отношений, их влияния  на процесс развития экономики. Весь комплекс принципиальных положений  для системы налогообложения  разграничивается на две подсистемы:

    • подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных принципов. Если налоговая система строится на основе их использования, то её можно считать оптимальной.
    • подсистема, построенная на основе организационно-экономических или внутринациональных, принципов. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.[5, с.31]

Наряду  с принципами налоговая система  включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный, административный.

1) кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог Беларуси рассчитывается на основе земельного кадастра, в котором представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях и т.д.

2) декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения, в которую включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы дохода. Примером могут служить таможенные пошлины.

3) административный способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путём взимается подоходный налог с физических лиц, налог с доходов по ценным бумагам.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;
  • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ, после чего он имеет законную силу. [1, с.40-41]

На территории Республики Беларусь установлены и  действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и  местные. Такая структура налогов  позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой  налоговой системы, соответствующей  бюджетному устройству государства. [5, c. 63]

Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать  в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых  поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы  отчислений (в процентах) республиканских  налогов в местные бюджеты  на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом  Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

В некоторых  случаях суммы отдельных республиканских  налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются в местные бюджеты  суммы поступлений подоходного  налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и  ряда других республиканских налоговых  платежей.

Местные органы власти изначально не могут  вносить какие-либо коррективы в  республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные  бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения  о передаче в их бюджет сумм соответствующих  платежей.

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами  уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов  и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут  полностью зачисляться в доход  областного бюджета, определяться в  качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: 

налог на добавленную  стоимость; 

акцизы; 

налог на прибыль; 

налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; 

подоходный налог  с физических лиц; 

налог на недвижимость; 

земельный налог; 

экологический налог; 

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; 

сбор за проезд автомобильных транспортных средств  иностранных государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики Беларусь; 

оффшорный сбор; 

гербовый сбор; 

консульский сбор; 

государственная пошлина; 

патентные пошлины; 

таможенные пошлины  и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: 

налог за владение собаками; 

курортный сбор; 

сбор  с заготовителей. 

Обязательность  введения местными органами власти указанных  налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно. 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» доходы республиканского бюджета формируются за счет следующих налогов и сборов: 

налога  на прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь