Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
налога
на доходы (за исключением налога на
доходы от осуществления лотерейной
деятельности и отчислений, передаваемых
в бюджеты областей и г. Минска);
налога
на доходы от осуществления лотерейной
деятельности по республиканским и
международным лотереям;
налога
на доходы от проведения электронных
интерактивных игр;
налога
на добавленную стоимость (за исключением
отчислений, передаваемых в бюджеты
областей и г. Минска);
акцизов;
налога
на приобретение автомобильных транспортных
средств;
патентных
пошлин;
республиканского
фонда охраны природы;
фонда
национального развития;
фонда
организации сбора (заготовки)
и использования отходов в качестве
вторичного сырья;
фонда
универсального обслуживания (резерва
универсального обслуживания), а
также инновационных фондов, образуемых
республиканскими органами
налога
за использование природных
таможенных
пошлин и таможенных сборов;
оффшорного
сбора;
государственной
пошлины в соответствии с законодательными
актами;
консульских сборов;
гербового
сбора;
других
налогов и сборов, взимаемых с
выручки от реализации продукции, товаров
(работ, услуг) (за исключением зачисляемых
в местные бюджеты), иных налогов,
сборов (пошлин), установленных Президентом
Республики Беларусь и (или) законами,
прочих налоговых доходов, установленных
законодательными актами;
взносов
на государственное социальное страхование.
[6, с. 40]
Зачисляются
в местные бюджеты областей и
г. Минска:
подоходный
налог с физических лиц;
налоги
на доходы и прибыль по нормативам;
налог
на доходы от осуществления лотерейной
деятельности по местным лотереям;
налог
на недвижимость;
налог
на добавленную стоимость по нормативам;
налог
за использование природных
земельный
налог;
налог
при упрощенной системе налогообложения;
акцизы
на вина, напитки слабоалкогольные
и винные (кроме акцизов на указанные
товары, взимаемых при ввозе на
таможенную территорию Республики Беларусь,
а также уплачиваемых в бюджеты
свободных экономических зон);
единый
налог с индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц;
единый
налог для производителей сельскохозяйственной
продукции;
налог
на игорный бизнес;
государственная
пошлина в соответствии с законодательными
актами;
другие
налоги, сборы (пошлины) в соответствии
с законодательными актами. [6, с. 41]
3.2
Совершенствование
налоговой политики
государства, перспективы
развития налоговой
системы
Налоговая
политика является неотъемлемой частью
социально-экономической
С учетом
целей и задач, которые на определенном
этапе решает гоcударство, формируется
его налоговая политика, обусловливается
уровень налоговой нагрузки и структура
налогов.
Совершенствование
налоговой системы последних
лет было направлено на:
• введение
общепринятых правил налогообложения,
принципов, методов и способов регулирования
отношений, связанных с уплатой
налогов и сборов;
• сокращение
количества налогов за счет отмены
малоэффективных сборов и отчислений
в целевые бюджетные фонды, объединение
налогов, имущих сходную налоговую
базу;
• модернизацию
методов расчета, а также механизмов
и принципов взимания косвенных
налогов.
Совершенствование
налоговой системы проходит поэтапно.
Свидетельством этого являются ежегодно
принимаемые законы о бюджете
и другие законодательные акты Республики
Беларусь по вопросам налогообложения,
которыми предусматривается снижение
ставок и отмена отдельных налогов
и сборов.
С 1 января
2008 года отмен ряд платежей (налог
с пользователей автомобильных
дорог, отчисления в фонд строительной
науки, местные сборы за осуществление
торговли на территории соответствующих
административно-
В области
бюджетно-налоговой политики предусмотрено
совершенствование налогового законодательства,
основными целями которого являются снижение
налоговой нагрузки, улучшение налогового
администрирования и повышение рациональности,
справедливости и стабильности налоговой
системы.
Предполагается
максимально упростить
Особое
внимание будет уделяться
Продолжится
работа по систематизации категориальных
налоговых льгот, что позволит выровнять
условия налогообложения для
плательщиков и обеспечить частичную
компенсацию от реализации мер по
предполагаемому снижению налоговой
нагрузки.
Структура налоговой системы Беларуси схожа с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т.д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.). Причем наиболее емкой является группа прямых и косвенных налогов, которые составляют более 70 % всех налоговых доходов или 25,8 % в ВВП (9,3 % и 16,5 % соответственно).
После
завершения этой работы налоговая система
по количеству установленных налоговых
платежей будет полностью
Деятельность
по дальнейшему совершенствованию
налогов системы в Беларуси продолжается.
Основные направления реформирования
остаются неизменными - это ее упрощение,
расширение налоговых баз, сокращение
числа налогов, упорядочение льгот,
организационное
В 2011 году
уменьшение налоговой нагрузки произошло
за счет отмены сбора на развитие территорий
и местного налога на услуги. Первый составлял
до 3 % от прибыли, остающейся у субъекта
хозяйствования после уплаты налога на
прибыль, второй достигал 5 % от выручки
от оказания услуг, соответствующих перечню.
Сокращен ряд объектов по экологическому
налогу. Налоговые декларации по налогу
на прибыль теперь необходимо представлять
один раз в год с ежеквартальной уплатой
налога. предоставлено право отчитываться
и уплачивать НДС ежеквартально, исключена
необходимость внесения авансовых платежей
по НДС. К слову, еще в 2010 г. плательщиками
производилось до 6 платежей. Согласно Национальной
стратегии устойчивого социально-экономического
развития, к 2020г., налоговая нагрузка на
экономику должна уменьшиться на 7,5-8,5%.
Интеграционные перспективы Беларуси
прямо увязываются с необходимостью Законодательно
закреплено право организаций не уплачивать
текущими платежами налог на прибыль в
течение налогового периода, в котором
эти организации созданы. Плательщику
ежегодного снижения республиканского
уровня налогообложения с целью его приведения
к российским стандартам, где уже сегодня
доля налогов в ВВП меньше белорусского
уровня на 9%. В 2010 году величина налоговой
нагрузки на экономику (без учета взносов
в Фонд социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты) составила
27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом
сократилась на 2,6 процентного пункта
(таблица 1)
Таблица 1- Величина и структура налоговой нагрузки на экономику
Показатели |
2009 г. | 2010 г. | Отклонение, п.п., (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка в том числе: |
30,1 | 27,5 | -2,6 |
косвенные налоги | 13,8 | 13,6 | -0,2 |
прямые налоги | 8,0 | 8,2 | +0,2 |
смешанные налоги | 2,3 | 1,8 | -0,5 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины | 6,0 | 3,9 | -2,1 |
Республики
Беларусь за 2009-2010 гг.
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента).
Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.
В
результате удельный вес в
ВВП косвенных налогов и
Одновременно доля прямых налогов и сборов в ВВП выросла на 0,2 процентного пункта, что связано с улучшением в 2010 году финансового состояния плательщиков.
Справочно:
по данным Белстата
прибыль от реализации
товаров, работ, услуг,
полученная организациями
республики, увеличилась
в сопоставимых ценах
на 14,9 процента.
Несмотря на рост поступления косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась и составила 13,6 процента.
В общей сумме косвенных налогов и сборов более 73 процентов приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 4.
Структура косвенных налогов и сборов
Рисунок 4
Темп роста поступлений НДС составил 121,9 процента, удельный вес в ВВП вырос с 8,8 до 10 процентов. Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Кроме того, в 2010 году ставка налога повысилась с 18 до 20 процентов.