Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.69 Кб (Скачать)

налога  на доходы (за исключением налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

налога  на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и  международным лотереям; 

налога  на доходы от проведения электронных  интерактивных игр; 

налога  на добавленную стоимость (за исключением  отчислений, передаваемых в бюджеты  областей и г. Минска); 

акцизов; 

налога  на приобретение автомобильных транспортных средств; 

патентных пошлин; 

республиканского  фонда охраны природы; 

фонда национального развития; 

 фонда  организации сбора (заготовки)  и использования отходов в качестве вторичного сырья; 

 фонда  универсального обслуживания (резерва  универсального обслуживания), а  также инновационных фондов, образуемых  республиканскими органами государственного  управления, иными государственными  организациями, подчиненными Правительству  Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ. 

налога  за использование природных ресурсов (экологического налога); 

таможенных  пошлин и таможенных сборов; 

оффшорного  сбора; 

государственной пошлины в соответствии с законодательными актами; 

консульских сборов;

гербового сбора; 

других  налогов и сборов, взимаемых с  выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (за исключением зачисляемых  в местные бюджеты), иных налогов, сборов (пошлин), установленных Президентом  Республики Беларусь и (или) законами, прочих налоговых доходов, установленных  законодательными актами; 

взносов на государственное социальное страхование. [6, с. 40] 

Зачисляются в местные бюджеты областей и  г. Минска: 

подоходный  налог с физических лиц; 

налоги  на доходы и прибыль по нормативам; 

налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям; 

налог на недвижимость; 

налог на добавленную стоимость по нормативам; 

налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части  платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществлящими переработку нефти; 

земельный налог; 

налог при упрощенной системе налогообложения; 

акцизы  на вина, напитки слабоалкогольные и винные (кроме акцизов на указанные  товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты  свободных экономических зон); 

единый  налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; 

единый  налог для производителей сельскохозяйственной продукции; 

налог на игорный бизнес; 

государственная пошлина в соответствии с законодательными актами; 

другие  налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательными актами. [6, с. 41] 

3.2 Совершенствование налоговой политики государства, перспективы развития налоговой системы 

Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны. Она развивается и изменяется вместе с приоритетами государства. 

С учетом целей и задач, которые на определенном этапе решает гоcударство, формируется его налоговая политика, обусловливается уровень налоговой нагрузки и структура налогов. 

Совершенствование налоговой системы последних  лет было направлено на: 

• введение общепринятых правил налогообложения, принципов, методов и способов регулирования  отношений, связанных с уплатой  налогов и сборов; 

• сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды, объединение  налогов, имущих сходную налоговую  базу; 

• модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания косвенных  налогов. 

Совершенствование налоговой системы проходит поэтапно. Свидетельством этого являются ежегодно принимаемые законы о бюджете  и другие законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которыми предусматривается снижение ставок и отмена отдельных налогов  и сборов. 

С 1 января 2008 года отмен ряд платежей (налог  с пользователей автомобильных  дорог, отчисления в фонд строительной науки, местные сборы за осуществление  торговли на территории соответствующих  административно-территориальных единиц, за осуществление строительства  объектов на территории таких единиц за размещение наружной рекламы на иностранных языках).  

В области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являются снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. 

Предполагается  максимально упростить налоговую  систему, сведя общее количество республиканских налогов к семи — восьми основным. 

Особое  внимание будет уделяться совершенствованию  системы и порядка взимания местных  налогов и сборов, возрастет значение имущественных налогов и сборов (на землю и недвижимость). 

Продолжится работа по систематизации категориальных налоговых льгот, что позволит выровнять  условия налогообложения для  плательщиков и обеспечить частичную  компенсацию от реализации мер по предполагаемому снижению налоговой  нагрузки. 

Структура налоговой системы Беларуси схожа  с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т.д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.). Причем наиболее емкой является группа прямых и косвенных налогов, которые составляют более 70 % всех налоговых доходов или 25,8 % в ВВП (9,3 % и 16,5 % соответственно).

После завершения этой работы налоговая система  по количеству установленных налоговых  платежей будет полностью соответствовать  системам развитых стран. Ее основу будут  составлять налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль и  доходы, акцизы, подоходный налог, налог  на имущество, экологический налог, местные налоги и сборы.  

Деятельность  по дальнейшему совершенствованию  налогов системы в Беларуси продолжается. Основные направления реформирования остаются неизменными - это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение числа налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование  и техническое оснащение налоговых органов.

В 2011 году уменьшение налоговой нагрузки произошло за счет отмены сбора на развитие территорий и местного налога на услуги. Первый составлял до 3 % от прибыли, остающейся у субъекта хозяйствования после уплаты налога на прибыль, второй достигал 5 % от выручки от оказания услуг, соответствующих перечню. Сокращен ряд объектов по экологическому налогу. Налоговые декларации по налогу на прибыль теперь необходимо представлять один раз в год с ежеквартальной уплатой налога. предоставлено право отчитываться и уплачивать НДС ежеквартально, исключена необходимость внесения авансовых платежей по НДС. К слову, еще в 2010 г. плательщиками производилось до 6 платежей. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, к 2020г., налоговая нагрузка на экономику должна уменьшиться на 7,5-8,5%. Интеграционные перспективы Беларуси прямо увязываются с необходимостью Законодательно закреплено право организаций не уплачивать текущими платежами налог на прибыль в течение налогового периода, в котором эти организации созданы. Плательщику ежегодного снижения республиканского уровня налогообложения с целью его приведения к российским стандартам, где уже сегодня доля налогов в ВВП меньше белорусского уровня на 9%. В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта    (таблица 1) 
 

Таблица 1- Величина и структура налоговой нагрузки на экономику

 
Показатели 
2009 г. 2010 г. Отклонение, п.п., (+/-)
в % к ВВП
 
Налоговая нагрузка

в том  числе:

30,1 27,5 -2,6
косвенные налоги 13,8 13,6 -0,2
прямые  налоги 8,0 8,2 +0,2
смешанные налоги 2,3 1,8 -0,5
прочие  налоговые доходы, сборы, пошлины 6,0 3,9 -2,1

Республики  Беларусь за 2009-2010 гг. 
 

Снижение  уровня налоговой нагрузки связано  с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением  объектов налогообложения и исключением  отдельных субъектов из состава  плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых  доходов бюджета (темп роста 98,6 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 107,6 процента).

Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а  также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.

 В  результате удельный вес в  ВВП косвенных налогов и сборов  по сравнению с 2009 годом снизился на 0,2 процентного пункта, смешанных – на 0,5 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 2,1 процентного пункта.

Одновременно  доля прямых налогов и сборов в  ВВП выросла на 0,2 процентного пункта, что связано с улучшением в 2010 году финансового состояния плательщиков.

Справочно: по данным Белстата прибыль от реализации товаров, работ, услуг, полученная организациями республики, увеличилась в сопоставимых ценах на 14,9 процента. 

Несмотря  на рост поступления косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась и составила 13,6 процента.

В общей  сумме косвенных налогов и  сборов более 73 процентов приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов  и сборов приведена на рисунке 4.

 

Структура косвенных налогов и сборов

Рисунок 4 

Темп  роста поступлений НДС составил 121,9 процента, удельный вес в ВВП вырос с 8,8 до 10 процентов. Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Кроме того, в 2010 году ставка налога повысилась с 18 до 20 процентов.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь