Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:17, дипломная работа

Описание работы

На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы , но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государств.
В написании работы использовались следующие методы исследования : логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108

Работа содержит 2 файла

ДИПЛОМ 2.doc

— 732.50 Кб (Скачать)

Структура доходов разных штатов существенно различаются, так  как не везде используются все  налоги, а экономическое состояние штатов сильно разнится, особенно по экономически значимым природным ресурсам.

В отличие от государственных  налогов местные налоги характеризуются  множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.

Местные налоги распределяются на три основные группы.

Первая группа – прямые и косвенные налоги местных органов  власти, которые собираются только на местах. К прямым относятся имущественные и промысловые налоги, налоги на наследство и дарение; к косвенным – налоги на продажи, на моторное топливо, табачные изделия и спиртные напитки. Их основная функция – коррекция схем производства, распространения и потребления товаров.

Вторая группа местных  налогов представляет собой надбавки к общегосударственным налогам. К таким налогам относятся индивидуальные подоходные и корпоративные налоги.

Третья группа местных  налогов – налоги на транспортные средства, на содержание собак, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и  прочие [39, c.81-82].

Основными местными налогами являются: имущественный; общий налог с продаж и оборота; индивидуальный подоходный налог; общий налог на продажи; корпоративный; налог на наследство и дарение.

Имущественный налог  является одним из самых значимых налоговых поступлений: практически все доходы от него принадлежат местным бюджетам. Объекты обложения имущественным налогом разные на разных территориях. Где-то облагается только недвижимость – земля, находящиеся на ней постройки и постоянные сооружения, где-то налог взимается за движимое и за недвижимое имущество, включая акции, облигации, ипотеки.

Ставка налога на имущество  исчисляется в одних случаях  как частное от деления суммы  доходов, которая должна быть получена, на стоимость облагаемого налогом имущества, в других – устанавливается определенный процент от оценочной стоимости облагаемого имущества. Оценка проводится раз в два- три года. Оценочная стоимость имущества в США в последние годы в среднем равнялась 30-35% рыночной. Процентная ставка налога определяется на проводимом администрацией референдуме и колеблется от 1 до 3%.

Общий налог на продажи  был введен с целью резкого  повышения поступлений в бюджеты всех уровней. Существенное увеличение доходов от этого налога в местных бюджетах объясняется постоянным ростом качества и количества услуг населению, увеличением активности местных властей в области рекреации. Этот налог наиболее эффективен в административных единицах, принимающих много туристов, имеющих большие объемы розничной торговли и широко развитую сферу услуг. В таком мегаполисе, как Нью-Йорк, он дает 20% всех налоговых поступлений и 8% поступлений в городской бюджет, в Чикаго, Лос-Анджелесе и Хьюстоне – не менее 50% общих налоговых поступлений.

Таким образом, финансы  штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налогах с корпораций и продаж и налоге на деловую активность.

Для США характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный  бюджет, и подчиненное положение  местных налогов. Однако урбанизация  приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов, и поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.

 

 

3.1.2 Особенности  налоговой системы Франции

 

 

Налоговая система Франции  имеет много общего с белорусской  налоговой системой и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях.

К особенностям французской  налоговой системы можно отнести:

-стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;

-социальная направленность;

-преобладание косвенных налогов;

-учет территориальных аспектов;

-широкую систему льгот и скидок;

-открытость для международных налоговых соглашений [39, c.162].

Вопросы налогообложения  во Франции регулируются Генеральным  налоговым кодексом и Книгой фискальных процедур, принятыми, соответственно, декретами от  6 апреля 1950г. и 15 сентября 1981г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Генеральный налоговый кодекс.

В связи с образованием в 1992г. единого внутреннего рынка  ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышленных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности. Реформа предусматривает уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью налоговых льгот инвестиций.

Инвестиционный потенциал  системы налогообложения Франции  предусматривает  возможность использования таких рычагов стимулирования инвестиций, как  ускоренную амортизацию и вычеты из налогооблагаемой прибыли в размере 10% прироста инвестиций в развитие производства и 50% прироста инвестиций в научные исследования, что не позволяет оценить его достаточно высоко. Отраслевой потенциал анализируемой системы также весьма невелик, поскольку ею предусмотрены только льготы по НДС для поощрения таких социально важных отраслей экономики, как производство продуктов питания, медикаментов, строительство жилья, общественный транспорт.

Основные виды налогов  – косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги, 50% от которых составляет налог на добавленную стоимость. Существует строгое деление налогов на местные и налоги, идущие в центральный бюджет.

Налоги во Франции  подразделяются на три группы:

-подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

-налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

-налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. овеществленного дохода.

Основные федеральные  налоги – налог на добавленную  стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы, налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др. Основные местные налоги – туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов [25, c 274].

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налог на доходы и на собственность являются умеренными.

Налоговые поступления  в доход бюджета центрального правительства Франции составляют более 93%. Главным источником государственных доходов являются акцизы и НДС, который обеспечивает более 40% налоговых бюджетных поступлений. Весьма сложное нормативное обеспечение этого налога включает четырехступенчатую шкалу налоговых ставок, дифференцированную по отдельным группам товаров и услуг:

-18,6% - основная ставка на все виды товаров и услуг;

-22% (раньше 33,33%) – предельная ставка на предметы роскоши, машины, ал-оголь, табак;

-7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

-5,5% - на товары и услуги первой необходимости (продукты питания, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт) [39, c. 163].

Налог платят с 18-летнего возраста. Под доходами понимаются все денежные поступления в течение отчетного года: зарплата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, прибыль от операций  с ценными бумагами.

Ставка подоходного  налога во Франции прогрессивная  и изменяется от 0 до 56,8% в зависимости  от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы.

Отличительной чертой налоговой  системы Франции является также  высокая доля взносов в фонды социального назначения. Население делает две разновидности социальных отчислений: 1,1% от профессиональных доходов и 1% от процентных доходов по вкладам в финансово-кредитных структурах. Так, сумма взносов в фонд социальной защиты в структуре обязательных отчислений составляет 43,3%, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии сумма взносов составляет 37,4%, Великобритании – 18,5%, США – 29,7% [23, c.155].

В зависимости от экономической  конъюнктуры государство может  компенсировать предприятию часть налога двумя способами: путем сокращения налога; предприятию выплачивается компенсация, а предприятие уплачивает полный налог.

Округа для создания рабочих мест могут уменьшить  или вовсе отменить этот налог предприятию [39, с. 167-168].

Налоговая система страны разрабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Эластичность налоговой системы заключается  в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

В течение ряда последних  лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий [23, с.155-156].

3.1.3 Особенности  налоговой системы Японии

 

 

Особый интерес для  изучающих зарубежное налоговое  законодательство унитарных стран  представляет налоговая система  Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке.

Современная налоговая  система  Японии была введена с 1 апреля 1989г.

Остановимся на некоторых  аспектах этой системы, поскольку она  имеет специфические особенности  и несколько отличается от налоговой  системы США и западноевропейских стран [39, c. 291].

В Японии функционируют  государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых  поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные - за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций [25, c.294].

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется  множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и  физических лиц.

Вторая - прямые налоги на имущество.

Третья - прямые и косвенные потребительские налоги.

Основу доходов бюджета  центрального правительства составляют прямые налоги. Наибольшие поступления в государственный бюджет приносит подоходный налог с юридических и физических лиц (65% всех налогов).

Значение налога на доходы физических лиц для государственного бюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги [39, c.291].

Подоходным налогом  облагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д.

Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет 33,48 %, префектуральная — 5 % от национальной, т. е. 1,67 % от прибыли, и муниципальная — 12,3 % от национальной ставки, или 4,12 % от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40 % прибыли корпораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений.

Вторая по значимости в бюджете центрального правительства  группа налогов - налоги на имущество. Юридические и физические лица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая в большинстве случаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется 1 раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель [39, c.292].

информация.htm

— 538 байт (Скачать)

Информация о работе Налоговая система РБ