Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:17, дипломная работа
На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы , но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государств.
В написании работы использовались следующие методы исследования : логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
- одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
- установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
- четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
- обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
- стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
Налоговое законодательство формировалось в условиях, когда страны Центральной и Восточной Европы закончили первоначальный этап налоговых реформ. Это позволило учесть как национальную специфику, так и позитивные и негативные результаты проведения в этих странах мероприятий по реформированию налогообложения. Это позволило учесть как национальную специфику, так и позитивные и негативные результаты проведенных в этих странах мероприятий по реформированию налогообложения (таблица 1).
Таблица 1- Структура доходов государственного бюджета Республики Беларусь
Доходы |
1991г. в % к общему итогу |
1992г. в % к общему итогу |
А |
1 |
2 |
Налог с оборота |
26,7 |
- |
Акцизы |
- |
15,5 |
Налог на добавленную стоимость |
- |
39,3 |
Налог с продаж |
4,0 |
- |
Налог на прибыль |
20,0 |
21,0 |
Налог на недвижимость |
- |
2,1 |
Подоходный налог с граждан |
7,5 |
5,2 |
Чрезвычайный налог |
3,3 |
9,6 |
Поступления централизованных источников для финансирования мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС |
17,3 |
-
|
Прочие поступления |
- |
5,2 |
Налог на топливо |
100 |
1,1 |
Итого доходов |
100 |
Примечание- Источник: [15].
Данные наглядно демонстрируют не только введение новых видов налоговых поступлений, но и изменение источников формирования государственного бюджета: 23 из них были заменены на 16 основных налоговых и неналоговых платежей. В налоговую систему 1992г. были впервые включены имущественные налоги рыночного типа: налог на недвижимость, плата за землю, экологический налог, налог на добычу и использование полезных ископаемых, налог на топливо. Существенное изменение претерпело налогообложение внешней торговли – применяемый налог на экспорт – импорт постепенно вытеснялся реальными таможенными платежами: таможенными пошлинами и сборами, а в дальнейшем и системой косвенного налогообложения: НДС и акцизами [15, c.18].
Значительно возросла доля косвенных налогов – с 30,7% (налог с оборота и налог с продаж) до 55,9% (акцизы, НДС, налог на топливо). В то же время такое увеличение доли косвенных налогов обусловлено не столько снижением прямых налогов (в частности прямые налоги с юридических лиц остались практически на прежнем уровне: налог на прибыль – 20% в 1991г. и налог на прибыль и недвижимость – 23,1% в 1992г.), сколько уменьшение неналоговых доходов, сборов и местных налогов с 4,3% до 1,2%, отменой централизованного финансирования мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, средств государственного социального страхования, финансирования из союзного бюджета, ликвидацией фонда финансирования республиканских и региональных социальных программ [15, c.18].
На специфику построения национальных налоговых систем существенное влияние оказывают основные экономические параметры (ВВП, уровень инфляции, среднедушевой доход и т.п.), формирующие базу и условия для налогообложения.
Самая высокая степень развития налогообложения в отдельных странах не дает основания считать данную систему применимой в других странах, поскольку отличаются основные производственные отношения, отношения собственности. Налогообложение основывается на смене форм собственности. Там, где есть разнообразие форм собственности, и они существуют на паритетных условиях, можно говорить о полнокровном налоговом механизме. Если же государственная собственность преобладает над всеми остальными формами собственности, ограничены экономические свободы граждан и свобода предпринимательства, то налоговый механизм превращается в систему директивного изъятия доходов в ущерб экономическому развитию. Это является причиной частых корректировок положений налоговых законов. Такая налоговая система становится обременительной для плательщика, тормозит инвестиционные процессы.
Нами не наработан тот вековой опыт, который есть у западных государств, давно исповедующих принципы рыночной экономики, а механическое перенесение чужого опыта на нашу почву может быть еще более губительным, чем длинная эволюция. Каждая страна шла к построению хорошей налоговой системы, ориентируясь на практику. В тоже время ориентация на хорошую и качественную систему, при которой налогов платится мало, берутся они с широкой налогооблагаемой базы, а механизм взимания прост и понятен, при формировании государственной экономической политики сохраняется [40].
Так, налоговая система зависит от структуры экономики и методов управления ею.
Основу налоговой системы Беларуси составляют Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01. 2004 г. и особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 1.01.2010 г.
Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежа.
Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
С принятием Общей части
Система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения:
-Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
-декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
-постановления Правительства Республики Беларусь;
-нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.
Интересы государства в
Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, принятием нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов.
Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
Налоговые органы
являются государственными органами,
обладающими правами юридическо
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика
При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер.
Состав налогов налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм, методу установления, органу взимания, использованию, характеру налоговых ставок, объекту и субъекту налогообложения и др. [46, c.192].
В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются налоги:
- республиканские (общегосударственные);
- местные;
- внебюджетные.
В соответствии с Налоговым Кодексом с изменениями и дополнениями 29.12.2009 г. № 72-3 в Республики Беларусь (статья 8) к республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налоги на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходный налог с физических лиц, экологический налог, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов, налоги на недвижимость, земельный налог; сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы, патентные пошлины.
К местным налогам и сборам относятся (в соответствии со статьей 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог за услуги, налог за владение собаками, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с заготовителей.
Налоговые платежи признаются республиканскими, если они установлены законодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Республиканские налоги зачисляются в республиканский бюджет или бюджеты областей и г. Минска и являются источниками республиканского бюджета.
Местные налоги и сборы признаются в случаях, если они регулируются местными Советами депутатов и обязательны к уплате на соответствующей территории.
Введение в действие
или изменение действующих
По фактическому плательщику выделяются две основные группы налогов:
- прямые;
- косвенные.
В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и реальные прямые.
В Республике Беларусь к личным прямым относят: подоходный налог, налог на прибыль и доходы, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам - налог на землю (для физических лиц), налог на недвижимость и др.
У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими является прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета.[46, c.194]
По характеру взимания налоговых ставок выделяются следующие виды налогов:
- прогрессивный налог – такой вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода (например, подоходный налог);
- регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы (например, государственная пошлина по делам имущественного характера, рассматриваемым в судебных инстанциях);
- твердый налог, величина которого исчисляется от неизменяемой базы (например, базовая величина, минимальная заработная плата) с учетом базовой ставки и повышающего коэффициента;
- пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль).
По способу формирования источника выплаты налоги различают:
- налоги и отчисления, выплачиваемые из выручки после реализации продукции;
- налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли;