Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:17, дипломная работа
На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы , но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государств.
В написании работы использовались следующие методы исследования : логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108
- налоги и отчисления, выплачиваемые из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).
По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы:
- включаемые в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, платежи за землю, экологический налог, отчисления в инновационный фонд, налог на недвижимость);
- налоги уплачиваемые из дохода(налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр);
- включаемые в цену продукции (Налог на добавленную стоимость, налог на услуги, акцизы) [46, c.194-195].
Если проанализировать взаимозависимость и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета , то можно сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2).
Таблица 2-Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2003-2007гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Темп роста ВВП |
105,0 |
107,0 |
111,0 |
110,0 |
109,9 |
Доходы консолидированного бюджета |
100,9 |
115,1 |
117,9 |
112,7 |
114,8 |
Налоговые поступления |
99,5 |
113,4 |
118,7 |
110,8 |
112,5 |
Примечание - Источники :[16], [21], [18].
Вводя новые или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.
Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в приложении 1.
Фискальный потенциал прямых налогов непосредственно зависит от доходов юридических лиц и граждан. Именно поэтому прямые налоги наиболее зависимы от экономической конъюнктуры и могут стать надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики в целом. В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился с 4,7 до 16,2%.
Анализ налоговой системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что в ней с момента создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.
Динамика основных косвенных налогов(с 2010г.налог с продаж отменен) в Республике Беларусь, % к ВВП на рисунке 5.
Рисунок 5-Динамика основных косвенных налогов 2000-2006 гг. в Республике Беларусь, % к ВВП
Примечание - собственная разработка на основе: [31],[1],[41].
Доля акцизов в % к ВВП увеличилась с 2,6% в 2001г. до 3,6% в 2006г., а доля налога с продаж уменьшилась с 0,9% в 2002г. до 0,5% в 2006г. Доля налога на добавленную стоимость в ВВП существенно не меняется и находится на уровне 9%.
За 2008 год поступления косвенных налогов увеличились по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах на 5,5 процента, их удельный вес в ВВП составил 17,8 процента и сократился на 1,1 процентных пункта, что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста – 109,9 процента) [45].
Динамика прямых налогов в Республике Беларусь, % ВВП представлена в таблице 3.
Таблица 3-Динамика прямых налогов в Республике Беларусь, % ВВП
Налоги |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2006 | |
Налог на недвижимость |
0,9 |
0,3 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
1,1 | |
Подоходный налог |
3,7 |
3,2 |
3,0 |
3,2 |
3,7 |
3,1 | |
Налог на прибыль |
4,4 |
4,9 |
4,4 |
0,6 |
3,1 |
4,0 | |
Налог на доходы |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,4 | |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц |
- |
- |
- |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
Примечание-Источник: [1],[27].
Как свидетельствуют данные таблицы на долю имущественных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 1,3% ВВП. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения – стоимости основных фондов, изменяющейся из года в год в зависимости от результатов переоценки [37].
Практически по всем прямым доходным источникам, кроме налога на доходы и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в 2008 году отмечалась положительная динамика.
Рисунок 6-Структура прямых налогов
Примечание- Источник:[31].
Поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2 процента, а доля налога в ВВП выросла на 0,3 процентных пункта и составила 4 процента. Налог на прибыль является достаточно гибким источником бюджетных доходов, поскольку напрямую зависит от финансовых результатов функционирования различных звеньев экономики [31].
В результате роста реальных денежных доходов населения в целом по республике на 17,5 процента, поступления подоходного налога увеличились на 18,9 процента. Удельный вес налога возрос на 0,1 процентных пункта и составил 3,1 процента в ВВП [31].
По налогу на недвижимость сложилась положительная динамика поступлений (темп роста – 100,3 процента), а его доля в ВВП к концу прошлого года составила 1,1 процента и по сравнению с 2007 годом существенно не изменилась [31].
Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1 процента, а их удельный вес в ВВП – на 0,1 процентных пункта и составил 0,3 процента. Отрицательная динамика поступлений по данному доходному источнику обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25 процентов, а также перечня видов деятельности, по которым он уплачивается [31].
На существенное снижение поступлений по налогу на доходы значительное влияние оказал перевод в 2006 году банков - основных плательщиков налога на доходы - на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. В связи с этим налоговые поступления сократились на 48,3 процента, а его доля в ВВП на 0,3 процентных пункта [31].
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе основных налогов за 2007-2008 гг.представлена в приложении 3.
Представленный анализ структуры налоговых платежей, их доли в доходах бюджета и в ВВП позволяет отметить, что рыночные реформы в Республике Беларусь выдвигают в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики - повышение собираемости налогов, т. е. приоритетность фискальной функции налоговой системы в нашей стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем, по мере укрепления позиций национальной экономики, следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.
Небезгранична и продуктивность фискального потенциала косвенных налогов. Возможность наращивать объем поступлений за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются низким платежеспособным спросом. Рыночный механизм формирования цен в нашей республике делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и, соответственно, - потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.
На текущий момент предприятия уплачивают налоги и другие платежи, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость.
Основанием для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например, выпуск подакцизных или ввоз таких товаров на территорию страны, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную направленность, например, экологический налог, стимулирующий рациональное использование природных ресурсов [1,c. 99-103].
На учете в налоговых органах Республики Беларусь состоит свыше трех миллионов плательщиков - физических и юридических лиц.
Структура контролируемых МНС доходов в разрезе видов плательщиков за анализируемый период в целом не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики. Так, уплачиваемые государственными унитарными предприятиями доходы в абсолютном изменении растут, однако их доля по отношению к доходам в целом уменьшается при одновременном росте доли доходов коммерческих организаций с иностранными инвестициями и других коммерческих и некоммерческих организаций (приложение 2).
На государственный сектор экономики ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей. Если говорить о негосударственном секторе, то в 2004г. удельный вес НДС в общей сумме платежей по сектору составил 16,47%, а уже в 2006г. только 15%, в тоже время общая сумма косвенных платежей возросла за счет увеличения акцизов.
По итогам работы за 2008г. основную часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет обеспечивают юридические лица (96,1% всех платежей). За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц сформировано 2,7 и 1,2% всех поступлений соответственно [21, c.5].
Среди юридических лиц наибольший объем налоговых платежей приходится на государственные и приравненные к ним организации, которые обеспечивают 56,6% всех налоговых поступлений.
Вклад юридических лиц
Среди них выделяется особая категория плательщиков – крупные бюджетообразующие организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности национальной экономики.
В целях отслеживания тенденций изменения налогового потенциала категории крупных плательщиков проанализирована динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и налоговых платежей 164 бюджетообразующих организаций, суммарно обеспечивших 43 процента всех контролируемых налоговой службой поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Отраслевая структура бюджетооб
- нефтеперерабатывающая промышленность. В 2008 году организации отрасли обеспечили 11,7 процента поступлений в бюджет, контролируемых налоговыми органами;
- производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (5,6 процента);
- торговля нефтепродуктами (5,5 процента);
- производство спирта и алкогольных напитков (4,1 процента);
- добывающая промышленность (3,2 процента);
- машиностроение и металлообработка (2,6 процента);
- трубопроводный транспорт (2,5 процента);
- химическая и нефтехимическая промышленность (1,5 процента);
связь (1,5 процента);
- прочие отрасли народнохозяйственного комплекса (4,8 процента) [32].
В анализируемом периоде
Так по сравнению с предыдущим годом
доля организаций нефтеперерабатываю
В 2008 году сохранилась позитивная тенденция поступательного роста экономического потенциала преобладающей части крупных организаций Республики Беларусь, что подтверждается положительной динамикой основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Так доходы от реализации увеличились у 81,1 процента предприятий в среднем на 18,1 процента, фонд оплаты труда возрос у 92,1 процента организаций в среднем на 24,8 процента, обеспечили рост прибыли 64,6 процента проанализированных плательщиков в среднем на 10,4 процента. Как следствие улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности бюджетообразующих организаций - их налоговые поступления возросли в целом на 14,5 процента, что выше среднереспубликанского уровня на 4,6 процентных пункта [32].