Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:17, дипломная работа

Описание работы

На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы , но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государств.
В написании работы использовались следующие методы исследования : логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108

Работа содержит 2 файла

ДИПЛОМ 2.doc

— 732.50 Кб (Скачать)

Секрет декларируемого снижения налоговой нагрузки. Несколько лет назад неустойчивый ФСЗН стал частью консолидированного бюджета. При стремительно стареющем населении и резком ухудшении баланса пенсионной системы к 2009-2010гг. нагрузка на бюджет  вырасла. Значит, государство должно было тратить больше ресурсов на выплату пенсий. Как оно собирается это сделать при декларируемой «оптимизации» налогов на фонд зарплаты, сказать трудно. Весь прогноз  налоговой реформы построен на предположении и сохранении чрезвычайно благоприятной конъюнктуры на внешних рынках. В расчет не принимаются неизбежные для структурных преобразований падение производства и рост безработицы.

При реализации предложенных Минфином основных направлений бюджетно-налоговой политики Беларуси грозила потеря финансовой ликвидности. Правительство ведет разговор о «формировании госпрограмм, нацеленных на конкретные результаты на основе эффективного использования средств », о «внедрении программно-целевого метода при формировании бюджета на основе государственных среднесрочных и долгосрочных целевых программ ». Заметим, что речь не идет о ликвидации неэффективных программ и об отказе от поддержки убыточных предприятий [38].

В ходе написания работы и анализа элементов налоговой  системы был выявлен ряд недостатков  действующей системы налогообложения.

В Республики Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета. Как следствие, налоги носят преимущественно фискальный характер. С позиции фискального значения важнейшую роль играют косвенные налоги. Однако известно неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет, с другой - являются одним из значимых ценообразующих факторов.    

Для налоговой системы  Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения.

Упор преимущественно  на косвенное налогообложение объективно предполагает рост цен. В условиях высокой конкуренции увеличивать цены на белорусские товары невозможно. Поэтому большой удельный вес косвенных налогов в структуре цены оказывает негативное воздействие на конкурентоспособность отечественной продукции [47].

Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.  

Важным недостатком налоговой системы Республики Беларусь является высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования.

Современная налоговая  система Республики Беларусь до сих  пор оказывает угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.

На наш взгляд, еще  не найдены и оптимальные значения ставок налогов. Высокий уровень  изъятия доходов, решая задачу наполнения бюджета, не оставляет предприятиям достаточных средств для сохранения и укрепления положения на традиционных и новых рынках [47].

Еще одной проблемой  белорусской налоговой системы является большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность. Хаотическое нагромождение налоговых и неналоговых платежей не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах

Большое количество налогов  усложняет механизм налогообложения  в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

Мы считаем, что некоторые  налоги механически заимствованы в  Беларуси из плановой экономики и в современных условиях утратили свое значение. Так, налог на недвижимость является аналогом ранее существовавшей платы за фонды, которая стимулировала реализовывать неиспользуемое или недостаточно используемое имущество, снижать фондоемкость производства. В рыночных условиях собственник в управлении капиталом руководствуется другими принципами, прежде всего экономической целесообразностью приобретения и использования имущества. Поэтому сегодня налог на недвижимость не вписывается в стратегию развития экономики, направленную на привлечение инвестиций, обновление основного капитала, широкое внедрение новых технологи.

Также сложность для  плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования.

Анализ динамики изменения  налогового законодательства позволяет  сделать вывод о его постоянном усложнении. Это и методики расчетов налогов, разъяснения в нормативных актах возникающих в хозяйственной практике ситуаций, и отчетность. При этом коррективы в расчете одного налога затрагивают и другие. В результате имеет место бесконечный процесс изменения методик исчисления каждого из налогов и соответственно усложнение системы налогообложения в целом. Полагаем, что движение по этому пути нерационально [47].

Беларусь заняла последнее, 183-е, место в общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем исчисления и уплаты налогов. Таковы результаты четвертого ежегодного исследования «Уплата налогов 2010. Международный обзор», подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers.

"Разбросанность" налоговых  вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий - пожалуй, одни из основных причин налоговых нарушений.

Отдельный вопрос - "масштабы" нормативных актов. К примеру, Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС за два года претерпела 8 изменений. Этот многостраничный документ вырос за это время с 87 до 105 пунктов. А сколько еще МНС написало писем с разъяснениями! При осуществлении предприятием нескольких видов деятельности и требуемой степени детализации расчетов составление деклараций по НДС превращается в серьезное ежемесячное испытание [47].

Одной из проблем существующей налоговой системы является применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Общая налоговая ставка применяемых на территории республики отчислений в целевые бюджетные фонды, включаемых в выручку, в настоящее время составляет 4,5%, в то время как по западной теории ставки выше 2% считаются неэффективными, поскольку могут привести к значительным негативным последствиям.

В связи с этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Успешное развитие экспортоориентированных  предприятий и белорусской экономики в целом невозможно без дальнейшего повышения конкурентоспособности производимых товаров, в т.ч. за счет конкурентной цены. Уже не раз говорилось о том, что оборотные налоги, включаемые в цену, действуют в обратном направлении. Повышая затраты покупателя, они снижают объемы продаж и, как следствие, сумму поступлений самих налогов. Отрицательная роль оборотных налогов особенно наглядна при многоступенчатом цикле производства в условиях межзаводской кооперации. Каждая передача деталей, узлов, комплектующих "обрастает" оборотными налогами. Причем последующее налогообложение накладывается на предыдущее, т.е. возникает накопительный (кумулятивный) эффект [47].

Требует существенной доработки  вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они  нарушают принцип справедливости и  равнозначности налогообложения по отношению r участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.

В нашей стране начисление и уплата большей части налогов  и сборов производятся ежемесячно. Возможно, когда-то в условиях постоянного  дефицита бюджета это было правильно. Но сейчас ситуация иная. Кроме того, опыт многих стран свидетельствует о возможности безболезненного продления налогового периода с вытекающим отсюда значительным экономическим эффектом от снижения затрат на расчеты и организационное обеспечение уплаты налогов как для налогоплательщиков, так и для государства [47].

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой  системы является то, что она почти  не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Концепция налоговой реформы должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост [15, c.20].

Одним из приоритетов  государственной экономической  политики провозглашены инновации. Но они подразумевают прежде всего прикладные исследования, разработки и их внедрение в производство, то есть НИОКР. Именно с них начинается технологическое развитие предприятий. И именно по финансированию НИОКР отменена льгота  по налогу на прибыль [40].

Выбор приоритетов налогообложения  в инновационной сфере должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозируемых ресурсных, спросовых, инфраструктурных и других ограничений развития промышленного производства в целях обеспечения устойчивых конкурентоспособных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В то же время недостаточная разработка механизмов налогообложения инновационной деятельности Республики Беларусь в условиях реализации стратегии устойчивого экономического развития, оценки экономических последствий применяемых мер налогового регулирования затрудняет определение и осуществление общей стратегии налогообложения в стране. Основная задача налогообложения в сфере инновационной деятельности - обеспечение инновационной активности и создание избирательной системы льгот. Предоставление различных преференций субъектам инновационной деятельности предполагает дифференциацию и должно быть обусловлено расширением объемов производства конкурентоспособной продукции. Инновационные льготы должны быть гибкими, для чего необходимо осуществлять постоянный мониторинг используемых рычагов применительно к различным субъектам хозяйствования и направлениям.

Другим барьером на пути инноваций является практика удержания  налога на доходы с доходов иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность на территории республики через постоянное представительство. Сегодня по доходам, полученным нерезидентами за оказание консультационных, научно- технических, инжиниринговых и тому подобных услуг инновационного характера первоначально налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет. Потом, опираясь на международные соглашения об устранении двойного налогообложения, надо писать заявления и просить вернуть эти суммы. Но зарубежные компании иногда предпочитают отказаться от сотрудничества с белорусскими предприятиями, чем ждать, пока им вернут деньги. Пора отменить эту норму – ради развития сотрудничества с мировым сообществом в сфере современных технологий и инноваций [40].

Налог на недвижимость необходимо преобразовать в налог на имущество с уточнением объектов налогообложения, налоговой базы и ставок.

Предлагается ликвидировать  целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а проблему господдержки отдельных отраслей решать за счет бюджета, не обременяя всех налогоплательщиков.

Острое недовольство вызывают местные налоги. Хозяйственники считают необходимым запретить местным органам власти устанавливать ставки, порядок начисления и уплаты местных платежей.

Указанные выше недостатки отражают необходимость дальнейшего  совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. С целью совершенствования налогообложения в Республики Беларусь предлагаем следующие меры:

-следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение. Производители получат возможность накопить и использовать значительные средства для своего развития, а рост доходов государства будет происходить за счет роста бизнеса и налогооблагаемой базы;

-представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов;

-следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год

информация.htm

— 538 байт (Скачать)

Информация о работе Налоговая система РБ