Налоговая система развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристики налоговых систем развитых стран 6
1.1 Понятие налоговой системы 6
1.2 Основные виды налогов 12
Глава 2. Налоговые системы развитых стран 16
2.1 Налоговая система США 16
2.2 Налоговая система Великобритании 19
2.3 Налоговая система Германии 22
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

     – налоговая система не должна допускать  произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята  большей частью общества. Налог, который  налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа  должны быть в точности известны налогоплательщику;

     – максимальная эффективность каждого  конкретного налога, выражаемая в  низких издержках государства и  общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата.

     2. Принцип универсализации налогообложения.

     Суть  его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:

     Налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика  вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности.

     Кроме того, налоги не могут устанавливаться  либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен  одинаковый подход к исчислению налогов  вне зависимости от источника  или места образования дохода или объекта обложения.

     3. Принцип одновременности обложения  означает, что в нормально функционирующей  налоговой системе не должно  допускаться обложение одного  и того же источника или  объекта двумя или несколькими  налогами. Иными словами, один  и тот же объект может облагаться  налогом только одного вида  и только один раз за определенный  законодательством налоговый период.

     4.Принцип  стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается  тем, что налоговые ставки должны  утверждаться законом и не  должны часто пересматриваться.

     5.Принцип  дифференциации ставок, в зависимости  от уровня доходов налогоплательщика.  Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении  не должно допускаться введение  индивидуальных ставок налогообложения  так же, как и введение максимальных  налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика  свертывать экономическую деятельность.

     6.Принципа  четкого разделения налогов по  уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен  быть закреплен в законе и  имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.

     7.Принцип  удобства и времени взимания  налога для налогоплательщика.  Сформулированным А. Смитом Исходя  из этого принципа, каждый из  всей совокупности налогов должен  взиматься в такое время и  таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для налогоплательщика.  С точки зрения этого принципа  наилучшими являются налоги на  потребление, когда уплата налога  осуществляется одновременно с  покупкой товара или оплатой  услуги.

     8.Принцип  разумного сочетания прямых и  косвенных налогов. Для реализации  этого принципа должно использоваться  все многообразие видов налогов,  позволяющее учесть как имущественное  положение налогоплательщиков, так  и получаемые ими доходы. Кроме  того, использование данного принципа  важно для стабильности финансов  государства, особенно в период  обострения кризисной ситуации  в экономике, поскольку экономически  более обоснованно иметь много  источников пополнения бюджета  со сравнительно низкими ставками  и широкой налогооблагаемой базой,  чем один–два вида поступлений  с высокими ставками налогообложения.

     Элементы  налоговой системы:

     1.Система  налогов, пошлин и сборов;

     2. Система налогового законодательства;

     3. Система научных знаний в области  налогообложения.

     Система налогов, пошлин и сборов – это  совокупность взимаемых в установленном  порядке налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.

     Система налогового законодательства устанавливает  принципы налогообложения, порядок  установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых  правоотношений.

     Система научных знаний в области налогообложения  представляет собой совокупность теоретических  знаний, полученных в результате научных  разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени.

     Комплекс  принципиальных установок для системы  налогообложения разграничиваются на две подсистемы:

  1. Всеобщие, или фундаментальные принципы, которые, так или иначе, используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то её можно считать оптимальной.

     2) Функциональные, или экономические  организационно - правовые, принципы  построения налоговой системы  в конкретных условиях общественно  - политического и социально - экономического развития страны. Это внутринациональные принципы, на основе которых создаются  налоговые концепции и задаются  условия действия налогового  механизма применительно к типу  государства, политическому режиму  и возможностям

     экономического  базиса, сложившимся социальным условиям развития.

     Данная  система демонстрирует, какие фундаментальные  принципы налогообложения в полной мере применены в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.

     Налоговая система, построенная функционирующая  на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно  развитых стран. 

    1. Основные  виды налогов

     В каждой стране взимается большое  число разнообразных налогов  и сборов, которые различаются  как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных  стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых  систем разных стран и их сравнительный  анализ требуют соблюдения общих  принципов и правил группировки  налоговых платежей, их классификаций.

     Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными  целями и задачами. Существует множество  различных видов и типов классификаций  налогов.

     Однако  все действующие классификации  налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как  традиционную. Эта классификация  представляет собой довольно сложный  вариант группировки налогов  одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление  всех налогов на три класса:

  • прямые налоги;
  • косвенные налоги;
  • пошлины и сборы.

     Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В  разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

     Основные  виды косвенного налогообложения –  это акцизы, фискальные монополии, налог  с оборота, налог с продаж, налог  на добавленную стоимость, пошлины  и сборы.

     К недостаткам традиционной классификации  следует отнести путаницу, которая  порождается включением или не включением в число налогов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обязательного  характера. В одних странах эти  обязательные отчисления производятся в независимые от государственного бюджета фонды, в других – они  поступают непосредственно в  федеральный бюджет, в третьих  странах сочетаются элементы двух вышеуказанных  систем (смешанный вариант).

     Сложности установления четкой классификации  увеличиваются и в связи с  тем, что в ряде стран параллельно  со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую  заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь  характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения.

     Для международных сопоставлений обычно применяется система налоговой  классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В  тех же случаях, когда речь идет о  налоговом законодательстве отдельной  страны или дается характеристика особенностей отдельных видов налогов, применяются  методики и трактовки, принятые в  национальном законодательстве.

     Если  применяется вариант группировки, отличный от методики ОЭСР или национального  законодательства страны, о которой  идет речь, то эти отличия оговариваются особо и дается характеристика примененной методики.

     Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной  и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения  того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения.

     С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая МВФ (Международным  валютным фондом). В ней практически  полностью совпадают принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов по ОЭСР, но классификация  МВФ менее подробна (особенно в  отношении налогообложения товаров  и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и  названиях отдельных рубрик.

     Сильно  отличается от классификаций ОЭСР и  МВФ классификация по Системе  национальных счетов (СНС) и по Европейской  системе экономических интегрированных  счетов (ЕСЭИС). СНС использует подход, очень схожий с рассмотренной  выше «традиционной» налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и  косвенные, при этом в число налогов  не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины  выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование  отдельных видов товаров и  услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в  один раздел классификациями ОЭСР и  МВФ, здесь включаются в разные разделы.

     ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные  налоги и таможенные пошлины и  сборы, что не характерно ни для одной  из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные  сборы и пошлины.

     Различия  между классификациями ОЭСР и  МВФ и классификациями СНС  и ЕСЭИС определяются тем, что  две первые системы подчинены  задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Преимущество системы  ОЭСР заключается в том, что первая классификация (это характерно и  для системы МВФ) выделяет группы «Прочих налогов» и «Других налогов  и сборов» самыми малочисленными притом, что сгруппированные в  разделы и подразделы, налоговые  поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Налоговые системы развитых стран 

     2.1 Налоговая система США 

     Налоговая система США отличается чрезвычайной сложностью и находится в постоянном развитии. Опыт длительного развития налоговой системы свидетельствует  о том, что формирование ее было нацелено на выполнение двух основных функций - фискальной и стимулирующей, нахождению оптимальных соотношений между  ними. Особенностью налоговой системы  США является предоставление права  федеральным, местным и органам  власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и  их ставки. Отдельные виды налогов  взимаются всеми ветвями власти - федеральными, штатов и местными. К  таким, например, относится индивидуальный подоходный налог.

Информация о работе Налоговая система развитых стран