Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования как условия функционирования рынка, рассмотрение налогового регулирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие налогов, их функции, а также принципы налогообложения.
2. Определить основные виды налогов.
3. Определить сущность налогового регулирования экономики и социальной сферы.
4. Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..….…. 3
1 Налоговая система государства ……………………………………………….5
Функции и принципы налогообложения …………………………………….5
Виды налогов …………………………………………………………………10
Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь…..13
Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………
налогообложение рынок регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.
Во все времена налоговые
инструменты активно
Но каким бы многоликим ни был налоговый мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию видов и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном порядке.
В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций налогов: распределительная, фискальная, регулирующая, стимулирующая и контрольная.
Необходимо отметить, что изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции). Но в дальнейшем большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.
Таким образом, сущность механизма налогового регулирования представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода и является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы.
Налоговая система Республики Беларусь на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления. Это привело увеличению налоговой нагрузки на приоритетные для республики трудоемкие отрасли национальной экономики.
Однако помимо фискальных
целей налоговая система
Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Иными словами, налоговые системы являются отражением налогового регулирования государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.
Можно сделать вывод о том, что уже сегодня на уровне государства необходимо ставить и решать проблему гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля с целью координации внутренней и внешней политики. Выход здесь возможен только на пути совершенствования самого налогового регулирования.
Налоговое регулирование в Республике Беларусь имеет ряд недостатков, поэтому перед Республикой Беларусь стоит сложная задача разработки эффективной налоговой политики и построения справедливой налоговой системы, способствующей развитию рыночных отношений.
Следует отметить, что осуществление этой задачи весьма затруднено и потребует не одного года усердной и кропотливой работы, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. Кроме того, налоговые законы должны быть законами прямого действия и одинаково трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами.
Основными направлениями налоговой реформы являются:
1) сокращение числа
налогов путем их укрупнения
и отмены некоторых налогов,
не приносящих значительных
2)уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот;
3)построение стабильной
налоговой системы,
4) облегчение налогового
бремени производителей
В целом, налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси развиваться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь.
2.Адаменкова С.И. Налоги
и их применение в финансово-
3. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Мн.: Белпринт, 2009.- 543с.
4.Василевская Т.И. «Налоги. Методика исчисления. Пути оптимизации». Мн.: Белпринт, 2000. – 379 с.
5. Воробей Г.А. Финансовое право Республики Беларусь. Учебное пособие / Воробей Г.А. - Мн.: Амалфея, 2006. - 432 с.
6. Грисимова Е. Н. Налогооблажение: Учебное пособие СПб., 2000. – 397 с.
7. Евстигнеев Е.Н. «Налоги и налогообложение», М.: Просвещение, 2001. – 364 с.
8. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб. Мн.: БГЭУ, 2002. - 220с.
9. Каштанова Е.Г. Налоговая
политика и макроэкономическое
равновесие в период экономичес
10. Киреева Е.Ф. Налоговые пространства: проблемы становления и развития / Киреева Е.Ф. // БЭЖ. – 2010. - №1. – С. 3-7.
11. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь: Общая часть /А.Б. Дробыш, Л.Н. Добрынин., Е.А. Панасюк; Под общ. ред. О.А. Левковича, Л.И. Липень. Мн.: Дикта, 2007. - 287с.
12. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях /В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под общ. ред. В.А. Гюрджан. Мн.: Светоч, 2002. - 256с.
13. Налоговая политика и ее роль в регулировании развития экономики / Василевская Т. И. и др. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. – Мн: Белпринт, 2009. - 544 с.
14. Рыбинская О.И. Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятий / Рыбинская О.И. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2008. - № 6. - C. 29-34.
15. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб пособие. Мн. БГЭУ, 2003. - 289 с.
16. Стасенко В.А. Налоговая
политика и создание
17. Ханкевич Л.А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь: Учеб. пособие. Мн.: МИЦ РИВШ БГУ, 2011. - 183с.
18. Экономический потенциал Республики Беларусь: состояние и развитие /А.А. Илюкович, А.В. Бычинский, Р.П. Валевич, И.В. Велентей и др. Мн.: БГЭУ, 2007.- 70с.
19. Журнал "Налоги Беларуси" №№1-43 за 2012 год.
20. Периодическое издание "Экономическая газета" №№1-90 за 2012 год
21.Налоги: вопросы и ответы // Финансы -2010 - №8 – с.50-52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Налоги, сборы (пошлины), уплачиваемые в бюджет Республики Беларусь в 2012 году. Республиканские налоги, сборы (пошлины)
Налог |
Налоговая ставка |
Объект налогообложения |
Налог на добавленную стоимость |
20% - общая налоговая ставка 10% - реализация производимой
на территории Республики 0% - экспорт товаров |
- обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь; - ввоз товаров на
таможенную территорию |
Акциз |
Ставки акцизов установлены в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров |
Подакцизными товарами признаются: - спирт и спиртосодержащая продукция; - табачные изделия; - автомобильные бензины,
дизельное, биодизельное и - масло для дизельных
и (или) карбюраторных ( - микроавтобусы и автомобили легковые. |
Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса |
5% выручки от реализации услуг |
- операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц, кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских, салонов красоты, соляриев; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц; туристических и косметических услуг. |
Налог |
Налоговая ставка |
Объект налогообложения |
Налог на прибыль |
--24% - для компаний Республики
Беларусь и иностранных --12% - дивиденды -10% - производство лазерно- --5% - продажа информационных технологий и услуг и услуг по их разработке членами научно-технологической ассоциации --24%-ная ставка, сниженная на 50%– реализация: - высокотехнологичных
товаров (работ, услуг) - долей в уставном
фонде (паев, акций) организаций,
находящихся на территории |
Валовая прибыль (доходы за вычетом расходов) |
Налог |
Налоговая ставка |
Объект налогообложения |
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство |
6% - международные перевозки
и транспортно-экспедиционные 10% - доход от долговых обязательств 12% - дивиденды и приравненным к ним доходы, доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) либо их части 15% - роялти, доходы от
отчуждения недвижимого 5% доходы по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий |
Доход иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, полученный из источников в Республике Беларусь
Установлен приоритет международных договоров над национальным налоговым законодательством |
Подоходный налог с физических лиц |
12% - общая ставка 9% -доходы, полученные: - физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) по трудовым договорам (контрактам); -индивидуальными предпринимате -физическими лицами,
участвующими в реализации 15% для индивид. предпринимателей и частных нотариусов |
Для налоговых резидентов Республики Беларусь – совокупный доход от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь
Для нерезидентов – совокупный доход от источников в Республике Беларусь. |
Налоги, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении | ||
Налог на недвижимость |
1% остаточной стоимости - для организаций; 0,1% - для физических
лиц, индивидуальных 2% - для организаций,
имеющих в собственности |
Здания и сооружения --являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций; --расположенные на
территории Республики Не признаются объектом налогообложения у организаций: --здания и сооружения
сверхнормативного - здания и сооружения
сверхнормативного |
Налог на землю |
Ставки земельного налога
зависят от категории населенных
пунктов, кадастровой оценки земель
и видов функционального Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством |
Расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся: --в собственности,
постоянном или временном --в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физических лиц |
Экологический налог |
Налоговая ставка зависит от количества/объема выбрасываемых загрязняющих веществ, их вида, срока загрязнения и т.п. |
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; - хранение, захоронение отходов производства; - перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов нефтепроводами транзитом; - переработка нефти
и нефтепродуктов организациями - производство и (или)
импорт товаров, содержащих в
своем составе 50 и более процентов
летучих органических - производство и (или)
импорт пластмассовой, |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов |
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены в зависимости от вида добываемых природных ресурсов. Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов. |
Добыча (изъятие) природных ресурсов.
За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов налог взимается в десятикратном размере |
Информация о работе Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь