Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования как условия функционирования рынка, рассмотрение налогового регулирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие налогов, их функции, а также принципы налогообложения.
2. Определить основные виды налогов.
3. Определить сущность налогового регулирования экономики и социальной сферы.
4. Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..….…. 3
1 Налоговая система государства ……………………………………………….5
Функции и принципы налогообложения …………………………………….5
Виды налогов …………………………………………………………………10
Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь…..13
Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………

Работа содержит 1 файл

Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

3.2. Налог на доходы;

3.3. Налог на прибыль;

3.4. Налог на приобретение транспортных средств;

3.5. Местные налоги и сборы.[11]

Кроме налогов и сборов, предусмотренных  Законом Республики Беларусь «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 10) предусмотрены  особые режимы налогообложения. Ими  признается специальный порядок  исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). К особым режимам относятся:

- упрощенная система налогообложения;

- налогообложение в свободных  экономических зонах (СЭЗ);

- налог на игорный бизнес;

- налог на лотерейную деятельность;

- единый налог для производителей  сельскохозяйственной продукции;

- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);

- налогообложение отдельных категорий  плательщиков.[1].

Налоговую систему государства, кроме  структуры налогов, определяют способы  взимания налогов. В налоговой практике применяется три основных способа взимания налогов: кадастровый, у источника, по декларации.[10].

Первый способ предполагает использование  кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах.

При втором способе налог перечисляется  и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Это, в основном, подоходный налог.

Третий способ предусматривает  предоставление налогоплательщиком налоговым  органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах.

Возможна комбинация трех способов изъятия налога, таким  образом исчисляются и уплачиваются некоторые налоги в Республике Беларусь. [4, с.41]

 

3 Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь

 

 

Высокая налоговая нагрузка - одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

В течение последних  лет происходило снижение налоговой  нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС.

Основная доля налоговых  изъятий приходиться на налоги, взимаемые  с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения.

С самого начала становления  и развития налоговой системы  Республики Беларусь система налогообложения  постоянно корректируется и изменяется.

Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов - распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких  налоговых поступлений позволяет  обеспечить формирование доходной части  бюджета в условиях сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики. Тем не менее, на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[18,c.36]

Основное направление  совершенствования налоговой системы  республики и приближения ее к  уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[16,c.24]

Поэтому упорядочение бюджетных  отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика  во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.

Один из вариантов  налогового реформирования предполагает:

  • Сокращение отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
  • Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды,
  • Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[10,c.35]

Основной целью корректировок  налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [10]

Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:

  • Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки.
  • Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда.
  • Уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование.
  • Снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения.
  • Максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[11]

В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также  обеспечена реализация комплекса мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.

По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме  земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.

По налогу на добавленную  стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого имущества; исключена необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды.

По налогу на прибыль  в общую систему налогообложения  включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами.

Для упрощения порядка  налогообложения доходов граждан  и снижения налоговой нагрузки на них с 1 января 2009 года по подоходному  налогу с физических лиц была введена  линейная (единая) ставка.

В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка.

Установлено ежемесячное  исчисление облагаемого дохода и  налоговых вычетов, что позволило  отменить необходимость представления  справки о размерах начисленных  доходов и удержанного налога при смене в течение года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.

Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения  о присвоении учетного номера плательщика  для открытия банковских счетов в  связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям.

Внесены изменения в  Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь, обеспечивающие возможность подачи налоговых деклараций в виде электронного документа, а также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц. [21]

   Указанные выше  недостатки отражают необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

   С целью совершенствования  налогообложения в Республики  Беларусь предлагаем следующие  меры:

- Следует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;

- Представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.

- Целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

- Следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;

- Целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;

- Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;

- Целесообразно введение двухуровневой шкалы подоходного налога со ставками 9 и 15%, что позволит легализовать доходы населения;

-При расчете подоходного налога следует исключать сумму установленного минимального потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы;

- Необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;

- Заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.

   Следует пересмотреть  порядок предоставления льготы  по налогу на прибыль на расширение производства. Льгота по налогу на прибыль, направляемая на расширение производства, должна использоваться на действительное развитие производственной деятельности предприятия, строительство производственных объектов и жилья. В поле действия данной льготы также следует ввести объекты интеллектуальной собственности.

   Большую роль  в упорядочении налоговых отношений  и унификации налогового законодательства  должен выполнить налоговый кодекс  Республики Беларусь Кодификация  налогового законодательства и принятие налогового кодекса Республики Беларусь позволят придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы.

Именно кодекс должен устранить правовые пробелы, устаревшие предписания, противоречия и множественность  нормативных актов по вопросам налогообложения, а также качественно улучшить структуру налоговой системы  с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. Крайне важное значение для этого будет иметь определение исчерпывающего перечня республиканских и местных налогов, сборов (пошлин); установление единых принципов исчисления налоговой базы, конкретных ставок соответствующих платежей; повышение эффективности налогового контроля; улучшение работы с налогоплательщиками. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

Информация о работе Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь