Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования как условия функционирования рынка, рассмотрение налогового регулирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие налогов, их функции, а также принципы налогообложения.
2. Определить основные виды налогов.
3. Определить сущность налогового регулирования экономики и социальной сферы.
4. Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..….…. 3
1 Налоговая система государства ……………………………………………….5
Функции и принципы налогообложения …………………………………….5
Виды налогов …………………………………………………………………10
Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь…..13
Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………
Из сущности налогов вытекает распределительная, а точнее перераспределительная функция, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.
Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в процессе производства. [20]
Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная — отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая — отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения.
Противоречивость регулирующей
функции состоит в том, что
реальная потребность государственного
вмешательства в процесс
Несмотря на то, что функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждая из них имеет определенные границы самостоятельности и обособленности.
1.2 Виды налогов
Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:
1. В зависимости от каналов поступления различают:
- республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:
2. По видам плательщиков:
3. По способу изъятия:
Реальные - взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
· земельный налог,
· налог с объектов строений,
· налог с владельцев транспортных средств,
· сельскохозяйственный налог.
Личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:
· подоходный налог с населения,
· налог на прибыль предприятий,
· налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
· налог на доходы.
· акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства,
· налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
· таможенная пошлина - косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.
4. По объекту обложения:
· НДС,
· Акцизы,
· Налог на продажу в розничной торговле,
· Налог с продаж автомобильного топлива,
· Таможенные сборы.
· единый платеж от фонда оплаты труда,
· отчисления в Фонд социальной защиты населения,
· платежи за землю,
· экологический налог,
· отчисления в центральные инновационные фонды,
· сбор на содержание и размещение отходов,
· государственная пошлина.
· налог на доходы,
· налог на прибыль,
· сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.
· оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[11]
Налоги РБ нынешнего и предшествующего года представлены в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
2 Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей эффективное функционирование рынка. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. [3]
Налоговая система Республики Беларусь закреплена, в основном, в налоговых законах, прежде всего в Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".
Налоговая система представляет не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.
Налоговая система Республики Беларусь, созданная в основном в конце 1991 г., находится все время в динамичном развитии и совершенствовании. Здесь решающую роль должно сыграть принятие и введение в действие Налогового кодекса Республики Беларусь.[18]
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
- однократность обложения,
то есть один и тот же
объект одного вида налогов
облагается только один раз
за определенный законом
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
- одинаковый подход
ко всем хозяйствующим
- установленный порядок
введения и отмены органами
власти разного уровня налогов,
- четкая классификация
налогов, взимаемых на
- обоснование и точное
распределение налоговых
- стабильность ставок
налога в течение довольно
длительного периода и
Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:
1.Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
2. Определенность и
однозначность налогового
3. Удобство для
4.Стабильность, позволяющая
прогнозировать финансовые
5.Эффективность, предполагающа
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
При несоблюдении законов
о налогах юридические и
1) взыскание всей суммы
сокрытого или заниженного
2) уплата штрафа за
отсутствие учета объекта
3) уплата пени за
каждый день задержки
Налоги классифицируются и в зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих налог и в распоряжение которых он поступает: республиканские и местные.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) Налоговый кодекс Республики Беларусь (ст. 8) относит:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль;
- налог на доходы;
- налог на доходы с физических лиц;
- экологический налог;
- налог с пользователей природных ресурсов;
- налог на имущество;
- земельный налог;
- дорожные налоги и сборы;
- таможенную пошлину и таможенные сборы;
- гербовый сбор;
- оффшорный сбор;
- консульский сбор;
- государственную пошлину;
- регистрационные и лицензионные сборы;
- патентные пошлины.[1].
Согласно ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относятся:
-налог с продаж;
-налог за услуги;
-налог на рекламу;
-сборы с пользователей.[1].
Учет плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется в Государственном реестре налогоплательщиков. Учет собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ведется Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в специальном реестре собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонд.
В организационном плане налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие группы:
1. Платежи, уплачиваемые
из выручки от реализации
1.1. Налог на добавленную стоимость;
1.2. Налог с продаж автомобильного топлива;
1.3. Отчисления в республиканский
фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной
1.4. Отчисления средств пользователями автодорог;
1.5. Сбор на формирование
местных целевых бюджетных
1.6. Целевые сборы;
1.7. Акцизы.
2. Платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг):
2.1. Отчисления в фонд социальной защиты населения;
2.2. Платежи за землю;
2.3. Отчисления в инновационный фонд.
3. Платежи, уплачиваемые из прибыли:
3.1. Налог на недвижимость;
Информация о работе Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь