Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования как условия функционирования рынка, рассмотрение налогового регулирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие налогов, их функции, а также принципы налогообложения.
2. Определить основные виды налогов.
3. Определить сущность налогового регулирования экономики и социальной сферы.
4. Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..….…. 3
1 Налоговая система государства ……………………………………………….5
Функции и принципы налогообложения …………………………………….5
Виды налогов …………………………………………………………………10
Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь…..13
Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………

Работа содержит 1 файл

Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Из сущности налогов  вытекает распределительная, а точнее перераспределительная функция, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в процессе производства. [20]

Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная — отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая — отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения.

Противоречивость регулирующей функции состоит в том, что  реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства через рост налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, иначе могут последовать замедление экономического роста и даже необратимые процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие этих противоречий должен достигаться оптимальный баланс интересов государства (в росте доходов бюджета) и хозяйствующих субъектов (в повышении эффективности и доходности производства).

Несмотря на то, что  функции налогов взаимосвязаны  и взаимообусловлены, каждая из них  имеет определенные границы самостоятельности  и обособленности.

 

 

1.2 Виды налогов

 

 

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

1. В зависимости от  каналов поступления различают:

- республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налоги на доходы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • экологический налог;
  • налоги с пользователей природных ресурсов;
  • налоги на имущество;
  • земельный налог;
  • дорожные налоги и сборы;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • гербовый сбор;
  • оффшорный сбор;
  • консульский сбор;
  • экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
  • государственная пошлина;
  • регистрационные и лицензионные сборы;
  • патентные пошлины. [18]
  • местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
  • налог с розничных продаж;
  • налог за услуги;
  • налог на рекламу;
  • сборы с пользователей.

2. По видам плательщиков:

  • взимаемые с юридических лиц,
  • взимаемые с физических лиц.

3. По способу изъятия:

  • Прямые - направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

Реальные - взимаются  с отдельных видов имущества  налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним  относятся:

· земельный налог,

· налог с объектов строений,

· налог с владельцев транспортных средств,

· сельскохозяйственный налог.

Личные - это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые  с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается  во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

· подоходный налог с  населения,

· налог на прибыль  предприятий,

· налог на прибыль  иностранных юридических лиц  от деятельности на территории РБ,

· налог на доходы.

  • Косвенные - это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

· акциз - налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров  массового производства,

· налог на добавленную  стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,

· таможенная пошлина - косвенный  налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

4. По объекту обложения:

  • платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

· НДС,

· Акцизы,

· Налог на продажу  в розничной торговле,

· Налог с продаж автомобильного топлива,

· Таможенные сборы.

  • платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

· единый платеж от фонда  оплаты труда,

· отчисления в Фонд социальной защиты населения,

· платежи за землю,

· экологический налог,

· отчисления в центральные  инновационные фонды,

· сбор на содержание и размещение отходов,

· государственная пошлина.

  • платежи, уплачиваемые из прибыли:

·  налог на доходы,

· налог на прибыль,

· сбор на содержание и  развитие инфраструктуры города.

  • сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

· оффшорный сбор - объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[11]

Налоги РБ нынешнего  и предшествующего года представлены в таблице (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 

 

2 Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь

 

 

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной  налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей эффективное функционирование рынка. Мировой опыт показывает, что эта  задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. [3]

Налоговая система Республики Беларусь закреплена, в основном, в  налоговых законах, прежде всего  в Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Налоговая система представляет не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.

Налоговая система Республики Беларусь, созданная в основном в конце 1991 г., находится все время в динамичном развитии и совершенствовании. Здесь решающую роль должно сыграть принятие и введение в действие Налогового кодекса Республики Беларусь.[18]

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие принципы:

- однократность обложения,  то есть один и тот же  объект одного вида налогов  облагается только один раз  за определенный законом период;

- оптимальное сочетание  прямых и косвенных налогов;

- одинаковый подход  ко всем хозяйствующим субъектам  обложения;

- установленный порядок  введения и отмены органами  власти разного уровня налогов,  их ставок, налоговых льгот;

- четкая классификация  налогов, взимаемых на территории  страны;

- обоснование и точное  распределение налоговых доходов  между бюджетами разных уровней;

- стабильность ставок  налога в течение довольно  длительного периода и простота  исчисления платежа.[11]

Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности  налоговой системы признаны:

1.Равенство и справедливость  налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

2. Определенность и  однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать  и толковать и налогоплательщику  и налоговому инспектору.

3. Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков  уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.

4.Стабильность, позволяющая  прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции  на изменение экономической ситуации.

5.Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.[18].

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

При несоблюдении законов  о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

1) взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода  или суммы налога за иной  сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

2) уплата штрафа за  отсутствие учета объекта налогообложения  или ведение учета объекта  налогообложения с нарушением  установленного порядка, а также  непредставление или несвоевременное  представление в налоговые органы  документов для исчисления налогов;

3) уплата пени за  каждый день задержки перечисления  налогов.[21]

Налоги классифицируются и в зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих  налог и в распоряжение которых  он поступает: республиканские и  местные.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) Налоговый кодекс Республики Беларусь (ст. 8) относит:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы;

- налог на доходы  с физических лиц;

- экологический налог;

- налог с пользователей природных ресурсов;

- налог на имущество;

- земельный налог;

- дорожные налоги и  сборы;

- таможенную пошлину  и таможенные сборы;

- гербовый сбор;

- оффшорный сбор;

- консульский сбор;

- государственную пошлину;

- регистрационные и  лицензионные сборы;

- патентные пошлины.[1].

Согласно ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относятся:

-налог с продаж;

-налог за услуги;

-налог на рекламу;

-сборы с пользователей.[1].

Учет плательщиков налогов  и других обязательных платежей в бюджет осуществляется в Государственном реестре налогоплательщиков. Учет собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ведется Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в специальном реестре собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонд.

В организационном плане  налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие  группы:

1. Платежи, уплачиваемые  из выручки от реализации продукции,  работ, услуг по факту ее  получения (косвенные налоги):

1.1. Налог на добавленную  стоимость;

1.2. Налог с продаж  автомобильного топлива;

1.3. Отчисления в республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки;

1.4. Отчисления средств  пользователями автодорог;

1.5. Сбор на формирование  местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных  фондов и сбор на финансирование  расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда;

1.6. Целевые сборы;

1.7. Акцизы.

2. Платежи, включаемые  в себестоимость продукции (работ, услуг):

2.1. Отчисления в фонд  социальной защиты населения;

2.2. Платежи за землю;

2.3. Отчисления в инновационный  фонд.

3. Платежи, уплачиваемые  из прибыли:

3.1. Налог на недвижимость;

Информация о работе Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь