Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования как условия функционирования рынка, рассмотрение налогового регулирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие налогов, их функции, а также принципы налогообложения.
2. Определить основные виды налогов.
3. Определить сущность налогового регулирования экономики и социальной сферы.
4. Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..….…. 3
1 Налоговая система государства ……………………………………………….5
Функции и принципы налогообложения …………………………………….5
Виды налогов …………………………………………………………………10
Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь…..13
Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………

Работа содержит 1 файл

Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..….…. 3

1 Налоговая система государства  ……………………………………………….5

    1. Функции и принципы налогообложения …………………………………….5
    2. Виды налогов …………………………………………………………………10
  1. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь…..13
  2. Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………27

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

С другой стороны, правильное использование  предусмотренных налоговым законодательством  льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. Таким образом, правильное налоговое регулирование является условием развития рынка.

Применение налогов является одним из методов экономического управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В современных условиях создание прочной  финансовой основы существования государства  и общества в целом является успешное осуществление налогового регулирования. Поэтому вопросы, связанные с  изучением организации налогового регулирования в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового регулирования, представляются весьма актуальными.

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ налогового регулирования как условия функционирования рынка, рассмотрение налогового регулирования в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть понятие налогов,  их функции, а также принципы  налогообложения.

2. Определить основные виды налогов.

3. Определить сущность налогового  регулирования экономики и социальной  сферы.

4. Изучение налоговой системы  как основы налогового регулирования.

5. Анализ налоговой системы Республики  Беларусь.

6. Выделение основных проблем  налогового регулирования в Республике Беларусь.

7. Определение направлений совершенствования  налогового регулирования в Республике  Беларусь.

Объектом курсовой работы является налоговое регулирование.

Предмет курсовой работы – организация налогового регулирования.

При написании работы использовались следующие методы: метод  анализа экономической литературы, метод моделирования, метод обобщения  и пр.

При подготовке курсовой работы использовались разнообразные  источники. Наиболее полно отображена в книгах таких авторов как Евстигнеев Е.Н. «Налоги и налогообложение», Василевская Т.И. «Налоги. Методика исчисления. Пути оптимизации». Что касается информации о налогах и налогообложении в Республике Беларусь, то существенную помощь в написании оказали книги таких авторов как Василевская Т.И., Стасенко В.А. «Налоги Беларуси: теория, методика, практика», Каштанова Е.Г. «Налоговая политика и макроэкономическое равновесие в период экономических реформ (на примере Республики Беларусь)», Стасенко В.А. «Налоговая политика и создание оптимальной налоговой системы Республики Беларусь».

Курсовая работа состоит  из трех разделов. В первом разделе  рассматривается налоговая система. Во втором разделе рассматривается  налоговое регулирование экономики  и социальной сферы. В третьей  главе проводится анализ налоговой системы и налогового регулирования в Республике Беларусь, его нынешнее состояние и перспективы развития.

 

1 Налоговая система государства

 

1.1 Функции  и принципы налогообложения

 

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.

В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный  этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу ил общине.

На втором этапе (XVI-XIX вв.) появляются различные государственные учреждения, в том числе финансовые. Государство начинает выполнять некоторые функции: установление квоты обложения, определение процесса сбора налогов и наблюдение за ним.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную  с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной  властью, хозяйствующими субъектами и  отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы. [21].

Налоги как специфическая  форма производственных отношений  оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.[11].

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических  черт, можно дать следующее определение  налогов. Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [19].

Следует отметить, что  в целом существует несколько  основополагающих принципов налогообложения, которые были изначально сформулированы в классической теории налогов, а затем с некоторыми модификациями получили развитие в иных концепциях, в частности кейнсианской, монетаристской и других. Это принципы равномерности, определенности, удобства, дешевизны. [18].

Не вызывает сомнений необходимость равномерного распределения  налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном  случае предоставление каких-либо преимуществ  отдельным предприятиям по сравнению  с аналогичными приведет к нарушению конкурентного равновесия.

Что касается принципа определенности, то налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки  ни в коем случае не должны приниматься  задним числом, а о предстоящих  изменениях необходимо широко информировать налогоплательщиков. Это позволит им принимать деловые решения на перспективу, и будет способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата в стране.[4].

Помимо этого налоговое  законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты.

Принцип дешевизны характеризует  эффективность налоговой системы  для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизация средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.[15].

Объективная необходимость  государственного регулирования экономики  общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Сегодня налоговая система  призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и  способствовать развитию предпринимательства.[21].

В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государств. Это связано с ростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса, обеспечившими реальные условия для увеличения национального дохода и, соответственно, повлекшими рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений.[7, с.44].

С другой стороны, рост налогов  в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп.

Фискальной функции  противоположно стимулирование лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов — труда, капитала, природных ресурсов. А налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе стимулирующие начала. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Налог обладает самостоятельной стимулирующей функцией. Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.[19].

Для стимулирующей функции, в отличие от фискальной, характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами, и еще только фискальная функция способствует мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном фонде государства.

Информация о работе Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь