Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:28, реферат
Налоги, налогообложение, налоговая система, налоговая политика. Функциональные возможности налогов: автоматическая и дискреционная налоговая политика. Основные характеристики налоговой политики: органы и уровни реализации, цели, факторы влияния, методы, типы, особенности разработки. Направления воздействия налоговой политики на государство. Показатели, применяемые для оценки налоговой политики. Критика налоговой политики, проводимой в современной России. Особенности налоговой политики в связи с кризисом 2008-2009г.г.
В группу базовых показателей включают данные налоговой отчетности, которые не только характеризуют общее состояние системы налогов, но и служат исходной информационной базой для любых расчетов общей налоговой эффективности (оценки налоговой политики). [1]
Минимальный перечень таких показателей должен включать следующие блоки и группы данных:
Предложенные
показатели в целом достаточно полно
характеризуют налоговый режим
и в этом смысле представляют основу
для качественного анализа
6. Критика налоговой политики, проводимой в современной России. Особенности налоговой политики в связи с кризисом 2008-2009г.г.
Российской налоговой политике присущи следующие недостатки:
- фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;
- значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.
- нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. [2]
Проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики. Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.[1]
В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства. Кроме того, сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном потоке иностранного капитала.[1]
Сегодня, в проводимой в нашей стране налоговой политике, остаются в силе (в ущерб экономическому и социальному развитию) две основные тенденции налогообложения: концентрация налоговых сборов в сфере материального производства и несправедливое распределение общего налогового бремени между получателями особо низких и особо высоких доходов. В этом отношении налоговые органы Российской Федерации заметно отходят от западной модели налогообложения, которая носит ярко выраженный социальный характер и сохраняет акцент на повышенном обложении "незаработанных" и "непроизводственных" доходов.[1]
Существует мнение, что следует проанализировать администрирование налогов, поскольку порой на подсчет и взимание налога государство тратит больше средств, чем приносит в казну сам налог. Например, НДС обслуживают в России 1,3 млн. человек. Кроме того, нередко налоговые органы приостанавливают операции по счетам налогоплательщиков, даже не проверив действительного наличия налоговой задолженности. Между тем для многих компаний такое решение влечет огромные потери. Часто изъятие документов налогоплательщика проводится без надлежащего оформления, что впоследствии делает фирму беззащитной.[5]
Налоговая политика – одна из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами ухудшает инвестиционный климат страны, соответственно происходит уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. В условиях глобального экономического кризиса 2008-2009 гг., в пучину которого продолжают погружаться практически все экономики мира, государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. [5]
В конце 2008 года российские власти приняли решение стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот. В беспрецедентно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», который позволил радикально снизить налоговую нагрузку на организации. В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС. [5, 6]
С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога, которая уменьшилась с 6,5 до 2,5%. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%, то есть минимальная ставка налога составила 16%. Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей.[5]
Амортизационная премия увеличена с 10 до 30%. Компании могут сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30% первоначальной стоимости основных средств. Данная льгота действует в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше трех и до 20 лет, приобретенных после 1 января 2008 года. Увеличение размера амортизационной премии создает благоприятные условия для переоборудования существующих и создания новых производств, приобретения новых технологий, значительно облегчив налоговую нагрузку до момента получения реальной прибыли от новых объектов.[5]
Проценты по кредитам можно в большем объеме учесть в расходах. По общим правилам можно уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму процентов, которая не отклоняется от среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале, более чем на 20%. В условиях кризиса многие компании вынуждены привлекать займы по ставкам, превышающим установленные фиксированные ограничения. Для решения этой проблемы предельная величина процентной ставки по долговым обязательствам, которую можно учесть в расходах, для долговых обязательств в иностранной валюте увеличена с 15 до 22%, для долговых обязательств в рублях – с 1,1 до 1,5 ставок рефинансирования ЦБ РФ. Это положение применяется к займам, привлекаемым в период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года. [5]
Расширен перечень расходов на добровольное страхование, уменьшающих прибыль. С 1 января 2009 года в перечень включены расходы на добровольное имущественное страхование, включая страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков, если в соответствии с российским законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком его деятельности. Эти изменения должны решить проблемы компаний, которые в силу ряда законов обязаны в ходе своей деятельности заключать некоторые виды договоров добровольного страхования. Раньше налоговые органы отказывали в вычете таких расходов. В перечень теперь также включаются расходы на добровольное страхование ответственности по договору, если это является необходимым условием деятельности налогоплательщика в соответствии с международными обязательствами или общепринятыми международными требованиями.[5]
Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повысился с 1 до 2 млн. рублей. Таким образом, максимальная экономия, которую могут получить работники, увеличивается с 130 тыс. до 260 тыс. руб. при ставке НДФЛ 13%. Этой льготой смогут воспользоваться и те, кто приобрел жилье в 2008 году.
Отменен НДС при ввозе технологического оборудования. По ранее действовавшим правилам российские компании могли получить освобождение от уплаты таможенного НДС со стоимости технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. С начала текущего года от уплаты таможенного НДС освобождается ввоз такого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, – по перечню, утверждаемому Правительством РФ. [5]
Изменения произошли и в упрощенной системе налогообложения: с 2009 года власти регионов могут принимать решения о снижении с 15 до 5% ставки налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Пониженные ставки могут быть установлены в отношении тех компаний, которые платят налог с прибыли. Если ее нет, то и ставка налога на прибыль, и льготы по нему значения не имеют. Но пока ситуация складывается так, что о прибыли подавляющему большинству российских предприятий приходится лишь мечтать.[5]
В
целом все эти меры показательны
в следующем: соглашаясь поддержать
российские компании снижением ставок
по отдельным видам налогов, предоставлением
налоговых льгот, таможенными мерами,
правительство категорически
Увеличить
эффективность налоговой
Система
налогообложения должна способствовать
выходу предприятий из «тени» и не
должна разорять тех, кто хочет «заплатить
налоги и спать спокойно». Оптимизация
налоговых ставок и упрощение
расчета налогов и отчетности
– наиболее эффективные методы борьбы
с неуплатой налогов. Российская
система бухгалтерской и
Информация о работе Налоговая политика. Воздействие налоговой политики на государство