Налоговая политика. Воздействие налоговой политики на государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Налоги, налогообложение, налоговая система, налоговая политика. Функциональные возможности налогов: автоматическая и дискреционная налоговая политика. Основные характеристики налоговой политики: органы и уровни реализации, цели, факторы влияния, методы, типы, особенности разработки. Направления воздействия налоговой политики на государство. Показатели, применяемые для оценки налоговой политики. Критика налоговой политики, проводимой в современной России. Особенности налоговой политики в связи с кризисом 2008-2009г.г.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 91.83 Кб (Скачать)

     - уровень инфляции;

     - кредитно-денежная политика государства;

     - соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором. [9]

     Вместе  с тем следует учитывать, что  в процессе анализа и выработки  государственной налоговой политики все в большей степени наряду с национальными принимаются  во внимание и международные факторы, вносящие в нее определенные коррективы. Действительно, последние годы реформирование налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляется в направлении приведения национальных налоговых законодательств к соответствию неким общим требованиям. При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и в части норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика, в значительной степени обусловленная общемировыми интеграционными процессами, именуется унификацией налогового законодательства. Ее основная цель - устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции. В конечном счете процесс гармонизации должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Например, гармонизация налогообложения осуществляется и в рамках Содружества независимых государств (СНГ). Непосредственная координация этого процесса возложена на Координационный совет руководителей налоговых служб (КСРНС), созданный по решению Совета глав правительств стран СНГ. [9]

     Налоговая политика проводится (осуществляется) посредством методов:

     — управления;

     — информирования (пропаганды);

     — воспитания;

     — консультирования;

     — льготирования;

     — контролирования;

     — принуждения.

     Управление  заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

     Информирование (пропаганда) — целенаправленная деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. Работа по информированию налогоплательщиков должна быть организована как индивидуально, так и публично. При этом индивидуальное информирование налогоплательщиков может осуществляться как устно, так и письменно на основании соответствующих запросов налогоплательщиков. Публичное же информирование осуществляется посредством вывешивания информационных стендов. Одной из форм информирования является организация и проведение налоговыми органами для налогоплательщиков семинаров по наиболее актуальным проблемным вопросам налогообложения.

     Воспитание  имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

     Консультирование  сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

     Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

     Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

     Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.[4]

     До  недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.[4]

     В теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства:

  1. Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Экономическая теория объясняет эту закономерность при помощи кривой Лаффера (Приложение 1), согласно которой слишком высокий уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком низкое, “вольготное” обложение может сократить поступление средств государству до недопустимого уровня. Кривая Лаффера показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. Предельная (оптимальная) граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
  2. Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
  3. Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали. [2, 8]

     При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. Налоговая  политика находит свое выражение  в видах и количестве установленных  налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков, налоговых льготах. [8]

     Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов.[8]

     Разрабатывая  конкретные положения налоговой  политики, необходимо определить оптимальную налоговую емкость ВВП: "золотая середина" определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства, либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование государственных финансов и их расходование.[8]

     Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.[4]

 

     

       4. Направления воздействия налоговой политики на государство

 

     Система налогового регулирования воздействует на кругооборот капитала и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.[4]

     Налоговое регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Яркий тому пример – налоговая политика российской современности, предполагающая меры стимулирования инноваций, развития малого бизнеса и поддержки сельского хозяйства:

  1. с 1 января 2008 года, в целях стимулирования инновационной деятельности, установлено освобождение от налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
  2. низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена, в связи с введением части второй Налогового кодекса, большинства налоговых льгот для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением для них специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации экономического положения этих особенно нуждающихся в государственной поддержке секторов экономики и снижению социальной напряженности в обществе. Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения. Указанные меры создали стимулы для перехода субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса. За 2002 - 2007 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,0 млн. до 3,7 млн. (из них 1,0 млн. - организации) или в 1,8 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих режимов, выросли в 3,3 раза. [4, 8]

     Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д. [4]

     Налоговое регулирование затрагивает и  социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Или, например, в целях реализации демографической политики с 2009 года произведено увеличение размеров налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок (родители, в том числе приемные родители, опекуны, попечители), с 600 до 800 рублей. Также увеличен предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей.[4, 5] 

 

     

     5. Показатели, применяемые для оценки  налоговой политики 

     В оценках налоговой политики современной  России недостатка никогда не было. Однако, начиная с первых шагов  налоговых преобразований и кончая последними правительственными программами, анализ налогов часто ограничивался  эмоциями. Но лишь цифры способны сдержать безответственную критику и направить разговор о налогах в конструктивное русло. [1]

     Рассмотрим совокупность показателей, которые достаточно полно характеризуют основные черты налоговой системы и анализ которых позволяет дать оценку налоговой политике. Ясно, что число таких показателей, вообще говоря, бесконечно, поэтому предложенный перечень показателей фактически отражает точку зрения авторов, вынужденных экспертно указать «оптимальное» соотношение между количеством показателей и качеством оценки. [1]

     Характеристика налоговой политики может быть выражена в двух группах показателей. В первой группе – универсальные базовые показатели состояния налоговой системы. Эти показатели фиксируют текущее внутреннее состояние системы налогов и необходимы для контроля за ходом любой налоговой политики. [1]

     Вторая  группа показателей – специальная. Она опирается на показатели первой группы и используется для наблюдения за процессом применения налогов в регулирующих целях. Заранее нельзя определить круг таких показателей, поскольку в каждый период времени налоги могут быть задействованы в интересах тех или иных тактических соображений. [1]

Информация о работе Налоговая политика. Воздействие налоговой политики на государство