Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:28, реферат
Налоги, налогообложение, налоговая система, налоговая политика. Функциональные возможности налогов: автоматическая и дискреционная налоговая политика. Основные характеристики налоговой политики: органы и уровни реализации, цели, факторы влияния, методы, типы, особенности разработки. Направления воздействия налоговой политики на государство. Показатели, применяемые для оценки налоговой политики. Критика налоговой политики, проводимой в современной России. Особенности налоговой политики в связи с кризисом 2008-2009г.г.
- уровень инфляции;
- кредитно-денежная политика государства;
- соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором. [9]
Вместе
с тем следует учитывать, что
в процессе анализа и выработки
государственной налоговой
Налоговая политика проводится (осуществляется) посредством методов:
— управления;
— информирования (пропаганды);
— воспитания;
— консультирования;
— льготирования;
— контролирования;
— принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) — целенаправленная деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. Работа по информированию налогоплательщиков должна быть организована как индивидуально, так и публично. При этом индивидуальное информирование налогоплательщиков может осуществляться как устно, так и письменно на основании соответствующих запросов налогоплательщиков. Публичное же информирование осуществляется посредством вывешивания информационных стендов. Одной из форм информирования является организация и проведение налоговыми органами для налогоплательщиков семинаров по наиболее актуальным проблемным вопросам налогообложения.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.[4]
До
недавнего времени при
В теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства:
При
сильной экономике все
Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов.[8]
Разрабатывая конкретные положения налоговой политики, необходимо определить оптимальную налоговую емкость ВВП: "золотая середина" определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства, либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование государственных финансов и их расходование.[8]
Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.[4]
Система
налогового регулирования воздействует
на кругооборот капитала и на стадии
производства, и на стадии потребления.
Это позволяет государству конт
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Яркий тому пример – налоговая политика российской современности, предполагающая меры стимулирования инноваций, развития малого бизнеса и поддержки сельского хозяйства:
Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д. [4]
Налоговое
регулирование затрагивает и
социальную сферу. Это относится к экологии,
социальной инфраструктуре, социальной
защите населения. Расходы фирм, инвестирующих
подобного рода мероприятия, как правило,
исключаются из налогооблагаемой прибыли.
Или, например, в целях реализации демографической
политики с 2009 года произведено увеличение
размеров налоговых вычетов по налогу
на доходы физических лиц, предоставляемых
налогоплательщикам, на обеспечении которых
находится ребенок (родители, в том числе
приемные родители, опекуны, попечители),
с 600 до 800 рублей. Также увеличен предельный
размер дохода, до достижения которого
налогоплательщик имеет право на применение
стандартного налогового вычета по налогу
на доходы физических лиц, с 20 тыс. рублей
до 40 тыс. рублей.[4, 5]
5.
Показатели, применяемые для оценки
налоговой политики
В оценках налоговой политики современной России недостатка никогда не было. Однако, начиная с первых шагов налоговых преобразований и кончая последними правительственными программами, анализ налогов часто ограничивался эмоциями. Но лишь цифры способны сдержать безответственную критику и направить разговор о налогах в конструктивное русло. [1]
Рассмотрим совокупность показателей, которые достаточно полно характеризуют основные черты налоговой системы и анализ которых позволяет дать оценку налоговой политике. Ясно, что число таких показателей, вообще говоря, бесконечно, поэтому предложенный перечень показателей фактически отражает точку зрения авторов, вынужденных экспертно указать «оптимальное» соотношение между количеством показателей и качеством оценки. [1]
Характеристика налоговой политики может быть выражена в двух группах показателей. В первой группе – универсальные базовые показатели состояния налоговой системы. Эти показатели фиксируют текущее внутреннее состояние системы налогов и необходимы для контроля за ходом любой налоговой политики. [1]
Вторая группа показателей – специальная. Она опирается на показатели первой группы и используется для наблюдения за процессом применения налогов в регулирующих целях. Заранее нельзя определить круг таких показателей, поскольку в каждый период времени налоги могут быть задействованы в интересах тех или иных тактических соображений. [1]
Информация о работе Налоговая политика. Воздействие налоговой политики на государство