Налоговая политика современного Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и значение налоговой политики, изучить направления налоговой политики, а также вопросы совершенствования налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по налогам.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

Налоговый контроль относится к  общегосударственному финансовому  контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная  налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет  Российской Федерации, Федеральная  служба налоговой полиции Российской Федерации и иные органы, им подведомственные; и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости.

Сущность налогового контроля выражается в «контроле налоговых органов  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, правильностью  исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)»10. Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов»11.

Однако, «Налоговый контроль – это  цель, а мероприятия налогового контроля – средства достижения данной цели»12.

К данным мероприятиям следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

По-другому мероприятия налогового контроля можно назвать формами  налогового контроля, им отдельно будет  посвящен раздел во второй главе курсовой работы.

Необходимо указать и основные задачи налогового контроля:

обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и  государственные внебюджетные фонды;

предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;

наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Исходя из вышесказанного можно  дать следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль –  специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Что касается видов налогового контроля, то в «рамках Налогового кодекса  Российской Федерации о них не сказано ни слова»13, поэтому классификация многообразна и учеными проводится на различных основаниях.

В зависимости от времени проведения налогового контроля

выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый  контроль.

Предварительный контроль «предшествует  совершению проверяемых операций, поэтому  позволяет предупредить нарушение  финансового законодательства и  выявить еще на стадии прогнозов  и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального  использования средств»14;

Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых  органов и представляет собой  проверку, проводимую в отчетном периоде  для оценки правильности отражения  различных операций и достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками»15;

Последующий контроль «сводится к  проверке финансово-хозяйственных  операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки» 16.

2) По характеру контрольных мероприятий  налоговый контроль можно разделить  на плановый и внезапный.

В первом случае контроль подчинен определенному  планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления  внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

3) Исходя из метода проверки  документов налоговый контроль  подразделяется на сплошной и  выборочны.

Сплошная проверка основывается на проверке всех документов и записей  в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает  проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода  или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются  серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия  провести сплошную проверку

4) По месту проведения налоговая  проверка делится на камеральную  и выездную.

Отличие этих форм заключается в  месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются  проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными –  проверки с выездом к месту  нахождения налогоплательщика.

Однако, камеральная и выездная проверка относятся к формам налогового контроля, чему в данной работе будет  посвящена отдельная глава, где  они и будут разобраны более  подробно.

5) Налоговый контроль можно классификация  в зависимости от субъектов  налогового контроля на:

контроль налоговых органов: Государственная  налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции  по субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям;

 контроль таможенных органов:  Государственный таможенный комитет  Российской Федерации и иные  таможенные органы Российской  Федерации;

 контроль органов государственных  внебюджетных фондов;

контроль финансовых органов;

контроль федеральных органов  налоговой полиции: Федеральная  служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам  Российской Федерации и местные  органы налоговой полиции;

 контроль иных контролирующих  и правоохранительных органов.

6) По периодичности проведения  налогового контроля различаются  первоначальный и повторный. 

Первоначальными контрольные мероприятия  признаются проводимые в отношении  какого-либо налогоплательщика впервые  за год. Повторность же возникает  в том случае, когда в течение  календарного года осуществляется две  и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

 

 

 

 

Глава 2 Пункт 3

Фискальная функция налогов - главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда ( фиск от лат. [1]

Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны. [2]

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня ( федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами. [3]

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. [4]

Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны [ лат. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач. [5]

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции. [6]

Как проявляется на практике фискальная функция налога. [7]

Данный принцип подразумевает  оптимальный ( с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения. [8]

Поэтому при формировании гибкой системы  налогообложения ( особенно в части  налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса  между стимулирующей и фискальной функцией налогов. Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других. [9]

Налог на прибыль как прямой налог  должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере  производства продукции ( товаров и  услуг), а также законное наращивание  капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992 - 1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации. [10]

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит  в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней ( федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и  в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ. [11]

Вводя налоги, государство изымает  у предприятий часть их доходов  в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления. [12]

Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. [13]

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит  в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней ( федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и  в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция  налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в  целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном  бюджете, бюджетах субъектов РФ и  в бюджетах местного самоуправления. Следовательно,фискальная функция  налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ. [14]

Фискальная функция - основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные  денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения  части стоимости национального  дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию

 

Глава 3 новая 

На сегодняшний день российская налоговая система находится  в плачевном состоянии. За последние  два года она не только не стала  совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно  потому, как изменяется налоговое  законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они  абсолютно не систематизированы  и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что  самое печальное, что у правительства  нет программы по её реформе. По крайней  мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня  представлено как "основные направления  налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет  назад.

Оценивая прошедшие годы, следует  помнить, что налоговая система  России возникла и с первых же дней своего существования развивается  в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечает текущим задачам  перехода к рыночной экономике. К  созданию российской налоговой системы  был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Информация о работе Налоговая политика современного Российского государства