Налоговая политика современного Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и значение налоговой политики, изучить направления налоговой политики, а также вопросы совершенствования налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по налогам.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

Налог как специфический институт базируется на асимметрии силы сторон, властном принуждении, регулярном и  неотвратимом характере изъятий. Подтверждением не совершенства налоговой системы  России являются дискуссии по вопросу  о природе налога, что имеет  основополагающее значение для выработки  общих условий установления налогов, определение налогоплательщиков и  элементов налогообложения. С принятием  Налогового кодекса и Бюджетного кодекса, во-первых, происходит четкое разграничение налоговых и неналоговых  доходов бюджета, во-вторых, совокупность налоговых платежей и взносов  ограничивается только налогами и сборами.

Формирование налоговой политики России, результатом которой стала  радикальная реорганизация налоговой  системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих  постулатов:

налоговая система ведущих западных стран является образцом эффективности  и стимулирующего воздействия на экономическое развитие;

при копировании налоговая система  окажется столь же эффективной и  стимулирующей и для российских условий;

конечным итогом и целью формирования налоговой системы России является принятие Налогового кодекса.

В соответствии с этими убеждениями  в российские условия были перенесены целые блоки, составляющие основу западной налоговой системы. Между тем, по своим внешним параметрам и составу  налогов российская система налогообложения, в значительной степени копируя  западные модели, не учитывала российской специфики.

Налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических  процессов. Например, правительства  стран могут использовать налоговую  систему для перераспределения  доходов между членами общества, стимулировать некоторые виды деятельности. Сознательное использование налогов для достижения определенных целей происходит в рамках налоговой политики.

Налоговая политика направлена на разрешение стоящих перед обществом задач, среди которых выделяют долгосрочные и краткосрочные. Перед правительствами  развитых стран стоят следующие  долгосрочные цели: экономический рост, максимальный уровень занятости  и благосостояние населения. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, его сбалансированность на том или ином уровне по отношению  к ВВП, стимулирование инвестиционной деятельности.

Если налоговую политику не отрывать от фискальной, можно выделить следующие  типы бюджетно-налоговой политики:

• дискреционную фискальную;

• недискреционную, или политику «вмонтированных  стабилизаторов».

Дискреционной политика называется тогда, когда парламент и правительство  сознательно вносят изменения в  налоговую систему и расходы  бюджета с целью влияния на реальный ВВП, занятость, инфляцию. Таким  образом, при проведении дискреционной  политики изменения в налоговой  системе зависят от решений правительства.

Дискреционная политика может быть стимулирующей и сдерживающей. Считается, что стимулирующую политику целесообразно  проводить при экономическом  спаде. В области налогов она  предусматривает уменьшение налоговых  изъятий из доходов граждан с  целью увеличения совокупного спроса.

В теории и практике бюджетно-налоговой  политики часто используются две  важные категории — «предельная  склонность к потреблению» и «предельная  склонность к сбережениям». Первая характеризует долю дополнительного  дохода, которую граждане расходуют  на потребление, вторая — долю сбережений в доходах. Увеличение спроса должно стимулировать рост ВВП и занятости. Совокупный спрос можно повысить посредством не только изменения налогов, но и увеличения расходов бюджета.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика целесообразна тогда, когда  экономика находится в состоянии  чрезмерного подъема и спрос  превышает предложение. В таком  случае возникает инфляция спроса и  появляется необходимость ограничения  потребительских расходов населения. Это можно сделать, либо уменьшая расходы бюджета, либо увеличивая налоговые  изъятия путем повышения ставок налогообложения или рационализации налоговых льгот.

 

3. Место и роль налоговой функции в современном российском государстве

В современных условиях налоговая  политика государства нужна, чтобы  обеспечивать рост рентабельности и  снижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях  реализации необходимых структурных  изменений в экономике. Налоговая  политика должна создавать благоприятные  условия для привлечения иностранных  инвестиций. Наконец, ей принадлежит  гарантировать социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач, формировать достаточные  централизованные фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета  и других) для реализации общегосударственных  социально-экономических программ развития. 1

Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области  налогов и налогообложения. Налоговая  политика выражается в видах применяемых  налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых  льготах.

Налоговая политика государства является одним из основных инструментов бюджетной  политики государства и привлечения  финансовых ресурсов на его нужды. Она  фиксируется в законах, Налоговом  кодексе, нормативных актах и  других документах. В РФ главным  инструментом бюджетного регулирования  признается как оптимизация налогового бремени физических и юридических  лиц, так и отдельных сфер труда.

Налоговое бремя может исчисляться  для экономики страны в целом  и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне  определяется как отношение общей  суммы взимаемых налогов к  величине совокупного национального  продукта и показывает, какая часть  произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально  ориентированной экономикой среднее  значение налогового бремени составляет 40-45%. В России этот показатель несколько  выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48 %.

Для конкретного налогоплательщика  налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая  отчуждается в бюджет. Практически  берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых  платежей к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин  и ликероводочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции  велика доля акцизов; сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое  бремя, не достигающее и 10%.

Распределение налогового бремени  между налогоплательщиками опирается  на принцип налогообложения получаемых благ и на принцип платежеспособности.

Методы государственного регулирования  условно подразделяются на прямые и  косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым  относится и политика в сфере  налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенные экономические методы государственного регулирования более удачно вписываются в существующую реальность и поэтому в рамках рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.

Предоставление и изменение  налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующих  развитие одних видов деятельности и свертывание других; введение одних налогов и сборов и упразднение других.

Таким образом, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных  социальных групп общества, а также  развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство  опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для  проведения активной налоговой политики. 10

С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке  и проведении политики, последняя  обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и  логика развития. В силу этого она  может оказывать обратное влияние  на экономику, состояние финансов. Это  влияние может быть различно: в  одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются  благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами  роста (падения) производства; уровень  инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

Различают краткосрочную и долгосрочную налоговую политику государства. Краткосрочная  направлена на создание условий для  преодоления спада и обеспечения  подъема экономики страны, в частности, путем снижения налогов и сборов с целью уменьшения инфляции и  уровня безработицы, то вторая предполагает оптимизацию налогового бремени  с целью стабилизации расширенного воспроизводства в стране.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением. Государство придает  этому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности  государственной налоговой политики необходимо поддержать определенные пропорции  между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

Можно сказать, что налоговая политика государства – важный фактор регулирования экономики. Налоги можно использовать для стимулирования инвестиций в нужном районе и на важные в определенное время для развития экономики виды деятельности. С помощью налогов и сборов можно регулировать личное потребление населения, структурные сдвиги в экономике, ее динамику и объемы, а также взаимоотношения юридических и физических лиц с государством, стимулировать развитие внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства, привлечение через систему льгот и преференций иностранных инвестиций в экономику страны.

 

 

 

 

Глава 2. Реализация налоговой  функции современного российского  государства.

 

Законодательное регулирование налоговых отношений.

 

При формировании налоговой системы государство исходило из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, с одной стороны имеющего силу закона, а с другой стороны, защищающего права налогоплательщика. 
Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность налоговой системы. Это касается как порядка начисления и взимания налогов, так и налоговых ставок. Виды налогов и порядок их начисления могут и должны изменяться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Стабильная система налогообложения делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны. 
Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России базируется на основных положениях Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и разработанных ФНС РФ в их развитие приказах и методических рекомендациях. 
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. 
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. 
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: 
• виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; 
• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 
• принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов; 
• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 
• формы и методы налогового контроля; 
• ответственность за совершение налоговых правонарушений; 
• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. 
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. 
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. 
Не допускается введение и применение на территории РФ законодательных и нормативных актов, не соответствующих НК РФ. 
Нормативно правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому Кодексу РФ при наличии хотя бы одного из перечисленных ниже обстоятельств, если такой акт: 
• издан органом, не имеющим в соответствии НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов; 
• отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ; 
• вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ; 
• запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ; 
• запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ; 
Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. 
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. 
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. 
В статье 3 НК РФ излагаются принципиальные начала законодательства о налогах и сборах, отражающие классические принципы налогообложения: справедливость, определенность, удобство и экономичность. Их суть состоит в следующем. 
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. 
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. 
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. 
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. 
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). 
Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела; органы исполнительной власти субъектов РФ; исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые согласно статье 4 НК РФ не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. 
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. 
В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, приведенных ниже. 
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. 
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. 
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. 
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. 
Круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 2007 года определен достаточно точно и четко, к ним отнесены только лица, выступающие в этой роли в соответствии с НК РФ. Из их числа исключены, например, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов. 
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст.9 НК РФ в настоящее время являются: 
• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 
• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 
• налоговые органы; 
• таможенные органы. 

Пункт 2 Глава 2

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса  РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ».

Данное определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным  Законом «О внесении изменений в  часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с осуществлением мер по совершенствованию  налогового администрирования»2; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.

Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения  такой контроль рассматривается  как этап налогообложения3, по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования4, по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление5. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт6. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью7.

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается  как государственный, однако некоторые  авторы указывают на возможность  проведения контроля за соблюдением  налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления  аудиторской проверки, что относится  к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Основываясь на нормах Налогового кодекса  РФ и на доктринальных определениях попробуем в данном разделе курсовой работы дать понятие налогового контроля.

Итак, «Налоговый контроль является составной  частью финансового контроля и одним  из видов государственного контроля»8.

Выделяются два виды финансового  контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные  финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные  мероприятия в рамках непосредственно  бюджетного процесса, и финансово-хозяйственный  контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных  операций экономических субъектов. «С учетом этого налоговый контроль, предметом которого является своевременность  и полнота уплаты налогов и  сборов организациями и физическими  лицами, следует отнести к финансово-хозяйственному контролю»9.

Информация о работе Налоговая политика современного Российского государства