Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и значение налоговой политики, изучить направления налоговой политики, а также вопросы совершенствования налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны. В современном обществе налоговый механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги, выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.
Государство, выражая интересы общества
в различных сферах жизнедеятельности,
вырабатывает и осуществляет соответствующую
политику - экономическую, социальную,
налоговую и пр. При этом в качестве
средства взаимодействия объекта и
субъекта государственного регулирования
социально-экономических
Финансово-бюджетная система
Государство, устанавливая налоги, стремится,
прежде всего, обеспечить себе необходимую
материальную базу для осуществления
возложенных на него задач, которые
реализуются посредством
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций. Налоговая функция государства является основным источником поступления денежных средств в бюджет страны. Источники и виды государственных доходов, и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
Налоги всегда были и продолжают
оставаться одним из важнейших инструментов
осуществления экономической
Особенно наглядно это проявляется
в период перехода от командно-административных
методов управления к рыночным отношениям,
когда в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать
Тема налоговой политики РФ была актуальна в любое время, т.к. она напрямую связана с экономикой страны и благосостоянием ее граждан.
Целью данной работы является изучение
теоретических аспектов налоговой
политики, а также определение
основных направлений и механизма
реализации налоговой политики в
Российской Федерации. Для достижения
цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение
налоговой политики, изучить направления
налоговой политики, а также вопросы
совершенствования налоговой
Глава 1. Понятие и содержание налоговой функции современного Российского государства
Становление и развитие налоговой системы России
Истоки возникновения и
В раннефеодальной Руси взималась
дань в пользу владетельного князя,
которая носила выраженную форму
зависимого положения данника. В
первом рукописном источнике права
на Руси "Русской правде" упоминается
о натуральном налоге "корме".
Кормление полагалось чиновникам и
его лошадям. В период татаро-монгольского
нашествия основной налоговой повинностью
являлся "выход", выплачиваемый
хану русскими князьями. Известны в
то время были косвенные налоги,
носившие форму торговых сборов - мыт
и тамка, извозные повинности, носившие
натуральную форму "ям" и "подводы".
Ордынские сборщики налогов именовались
"баскаками", а русские купцы,
откупившие это право у хана, -
бесерменами. Ко времени становления
Московского государства
Основным признаком публичных платежей, взимаемых в период Московского государства, следует признать безусловную обязательность их уплаты посредством изъятия у подвластного населения части денежных средств, равно как и иных вещей, исполнение (в меньшей степени) разнообразных натуральных повинностей в пользу верховной власти. Подобная безусловность обеспечивалась весьма жесткими санкциями в отношении лиц, отказывавшихся повиноваться (вплоть до смертной казни). Не менее важными характеристиками таких платежей предстают безвозмездность по отношению к плательщику, направление в доход публичной власти в лице государства, периодичность взимания (обычно летом). Отмеченные признаки публичных доходов свидетельствуют о том, что в Московском государстве податная система строилась на основе взимания именно конкретных налогов.
Что касается целей уплаты публичных
платежей, то они, по крайней мере, в
известных законодательных
Петр Первый учредил должность
прибыльщиков, ввел основной прямой налог
с населения - "подушную подать",
которая просуществовала в
В то же время были введены прямые
налоги: земельный, имущественный, промысловый
налог с доходов и капитала.
Стали взиматься акцизы и таможенные
пошлины. Основными подакцизными товарами
были водка и спирт. Единицей налогообложения
являлся градус их крепости. Ставка
акциза на спирт была установлена 11
копеек за каждый градус крепости. В
это время формируется
Большой вклад в развитие финансовой
теории и практики, финансового устройства
России внес известный русский экономист
и государственный деятель
В советский период истории России в финансовой системе страны преобладали неналоговые доходы, налогообложение играло не столь заметную роль как в рыночной экономике современной России. Среди косвенных налогов ведущее место занимал налог с оборота, отчисления от прибыли, уплачивался также подоходный налог с населения и довольно экзотический налог на холостяков.
Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ (с конца 1991 г.), была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.
Реформы в России сопровождались сменой политического режима, что привело к глобальным изменениям института собственности и определило противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. Понятие прибыли, не существовавшее до перестройки, потребовало проведения налоговых реформ для обеспечения государства необходимыми доходами. Революционный характер происходивших в стране изменений, отсутствие преемственности в реформах не позволяли последовательно и с учетом времени, необходимого на адаптацию, формировать налоговую систему, так как страна остро нуждалась в средствах для финансирования государственных расходов.
Анализ нормативной базы, действовавшей в период с 1991 по 2000 годы, показывает, что на протяжении всего этого времени количество принимаемых по вопросам налогообложения документов было столь велико, что оказывало непосредственное влияние на уровень сбора налогов.
С конца 1991 года налоговая система России начинает стремительно развиваться. Этот период можно разделить на три этапа. На первом этапе в начале 90-х годов государство действовало откровенно фискально по принципу "взять все, что можно взять". Это был период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества. При этом государство практически попало в "налоговую ловушку", когда повышение налоговой нагрузки не приводит к росту государственных доходов, скорее наоборот, ведет к их снижению.
Второй этап, начало которому было
положено с начала 1994 года снижением
ставок налога на прибыль и НДС
с 28% до 20 и 10 %%, характеризовался глубокими
кризисными явлениями в экономике
и в бюджетно-финансовой системе,
неплатежами, падением собираемости налогов,
нарастанием огромной задолженности,
разработкой и применением
Третий этап формирования налоговой
политики России обозначился с января
1999 принятием и введением в
действие части первой НК РФ. Его
можно охарактеризовать как период
осознания обществом
За пройденные три этапа налоговая
система России впитав в себя многие
негативные последствия политических
баталий 90-х годов прошлого века,
крайней поляризации общества, по
сути своей стала продуктом скорее
политического компромисса, нежели
объективного процесса исторического
и экономического развития. Отсюда
- множество "болезней", которыми
страдает наша налоговая система, о
чем пишут и говорят
2. Сущность и назначение налоговой политики
Российская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения перехода к экономике инновационного типа. Налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической политики. В тоже время, налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.
Под политикой в области налогов
понимается деятельность органов государственной
власти и государственного управления
по формированию элементов различных
налогов. Под налоговой политикой
понимается деятельность органов государственной
власти и государственного управления,
осуществляемую в рамках общей экономической
стратегии государства по комплексному
решению вопросов налогообложения
с учетом интересов и целей
конкретного государства на соответствующем
этапе его исторического
Специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Выделяют три основные группы факторов, предопределяющих условия формирования и реализации налоговой политики:
• временной фактор, который изменяет приоритеты целей и задач и их ценность;
• ресурсный фактор, который определяет возможности для проведения налоговой политики, а также ограничения при ее осуществлении;
• человеческий фактор, когда в условиях ограниченности ресурсов приходится принимать важнейшие решения в конкретных исторических условиях с учетом различных рисков.
Налоговая политика формируется и реализуется под постоянным воздействием внешней среды, влияние которой обусловливают следующие ее сегменты: положение страны на различных международных рынках, отраслевая и региональная структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы.
Для проводимой в настоящее время
в Российской Федерации налоговой
реформы главным является достижение
оптимального соотношения между
стимулирующей и фискальной ролью
налогов. Основной функцией налогов
общепризнанно является фискальная
функция. Она непосредственно
Информация о работе Налоговая политика современного Российского государства