Налоговая политика современного Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и значение налоговой политики, изучить направления налоговой политики, а также вопросы совершенствования налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по налогам.docx

— 57.31 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны. В современном обществе налоговый механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги, выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта государственного регулирования  социально-экономических процессов  используются финансово-кредитный  и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и  использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией” финансово-бюджетной  системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач, которые  реализуются посредством налоговой  политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в собственность  государства с целью создания финансовой базы для осуществления  задач и функций. Налоговая функция  государства является основным источником поступления денежных средств в бюджет страны.  Источники и виды государственных доходов, и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется  в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Тема налоговой политики РФ была актуальна в любое время, т.к. она  напрямую связана с экономикой страны и благосостоянием ее граждан.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой  политики, а также определение  основных направлений и механизма  реализации налоговой политики в  Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и значение налоговой политики, изучить направления  налоговой политики, а также вопросы  совершенствования налоговой системы  РФ.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и содержание налоговой функции современного Российского государства

 

Становление и развитие налоговой системы России

Истоки возникновения и становления  налоговой системы России уходят далеко в прошлое. Налогообложение  сопровождает всю историю человечества. Еще из первобытной мифологии  известны жертвоприношения богам, злым силам и чудовищам-драконам. Это  была своего рода плата человека за милость богов, откуп от злых сил  и бедствий. По мере развития общественных отношений появились новые формы  и способы наполнения казны.

В раннефеодальной Руси взималась  дань в пользу владетельного князя, которая носила выраженную форму  зависимого положения данника. В  первом рукописном источнике права  на Руси "Русской правде" упоминается  о натуральном налоге "корме". Кормление полагалось чиновникам и  его лошадям. В период татаро-монгольского нашествия основной налоговой повинностью  являлся "выход", выплачиваемый  хану русскими князьями. Известны в  то время были косвенные налоги, носившие форму торговых сборов - мыт  и тамка, извозные повинности, носившие натуральную форму "ям" и "подводы". Ордынские сборщики налогов именовались "баскаками", а русские купцы, откупившие это право у хана, - бесерменами. Ко времени становления  Московского государства сформировалась общая идея о том, что определенная группа лиц должна служить государю, а тяглые люди обязаны оплачивать такую службу посредством передачи государству денег и иного  имущества в виде особых публичных  повинностей - налогов.

Основным признаком публичных  платежей, взимаемых в период Московского  государства, следует признать безусловную  обязательность их уплаты посредством  изъятия у подвластного населения  части денежных средств, равно как  и иных вещей, исполнение (в меньшей  степени) разнообразных натуральных повинностей в пользу верховной власти. Подобная безусловность обеспечивалась весьма жесткими санкциями в отношении лиц, отказывавшихся повиноваться (вплоть до смертной казни). Не менее важными характеристиками таких платежей предстают безвозмездность по отношению к плательщику, направление в доход публичной власти в лице государства, периодичность взимания (обычно летом). Отмеченные признаки публичных доходов свидетельствуют о том, что в Московском государстве податная система строилась на основе взимания именно конкретных налогов.

Что касается целей уплаты публичных  платежей, то они, по крайней мере, в  известных законодательных источниках того времени, не были определены надлежащим образом. Это не в последнюю очередь  связано с тем, что усилившаяся  царская власть на своем пути к  абсолютизму не желала явным образом  обосновывать конкретную причину взимания платежей, тем самым, заставляя своих  подданных лишь догадываться о том, откуда берутся налоги и на какие  цели они расходуются. Так что  основным их предназначением считается  поддержание могущества государственной  власти на всей подчиненной территории.

Петр Первый учредил должность  прибыльщиков, ввел основной прямой налог  с населения - "подушную подать", которая просуществовала в России в различных формах более ста  лет и была отменена во время налоговой  реформы 1875-1898 гг.

В то же время были введены прямые налоги: земельный, имущественный, промысловый  налог с доходов и капитала. Стали взиматься акцизы и таможенные пошлины. Основными подакцизными товарами были водка и спирт. Единицей налогообложения  являлся градус их крепости. Ставка акциза на спирт была установлена 11 копеек за каждый градус крепости. В  это время формируется государственная  система сбора налогов и налогового контроля. В Министерстве финансов был учрежден Департамент податей  и сборов.

Большой вклад в развитие финансовой теории и практики, финансового устройства России внес известный русский экономист  и государственный деятель Сперанский М.М. (1772-1839 гг.) - автор знаменитого "Плана  финансов". В 1818 году вышел "Опыт теории налогообложения" - фундаментальное  исследование в области налогообложения, автором которого был известный  экономист и общественный деятель  Тургенев Н.И., заложивший научные основы построения налоговой системы России того времени.

В советский период истории России в финансовой системе страны преобладали  неналоговые доходы, налогообложение  играло не столь заметную роль как  в рыночной экономике современной  России. Среди косвенных налогов  ведущее место занимал налог  с оборота, отчисления от прибыли, уплачивался  также подоходный налог с населения  и довольно экзотический налог на холостяков.

Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ (с  конца 1991 г.), была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.

Реформы в России сопровождались сменой политического режима, что привело  к глобальным изменениям института  собственности и определило противоречия между интересами хозяйствующих  субъектов и интересами государства. Понятие прибыли, не существовавшее до перестройки, потребовало проведения налоговых реформ для обеспечения  государства необходимыми доходами. Революционный характер происходивших  в стране изменений, отсутствие преемственности  в реформах не позволяли последовательно  и с учетом времени, необходимого на адаптацию, формировать налоговую  систему, так как страна остро  нуждалась в средствах для  финансирования государственных расходов.

Анализ нормативной базы, действовавшей  в период с 1991 по 2000 годы, показывает, что на протяжении всего этого  времени количество принимаемых по вопросам налогообложения документов было столь велико, что оказывало непосредственное влияние на уровень сбора налогов.

С конца 1991 года налоговая система  России начинает стремительно развиваться. Этот период можно разделить на три  этапа. На первом этапе в начале 90-х  годов государство действовало  откровенно фискально по принципу "взять  все, что можно взять". Это был  период резкого перехода к новым  экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества. При этом государство практически попало в "налоговую ловушку", когда  повышение налоговой нагрузки не приводит к росту государственных  доходов, скорее наоборот, ведет к  их снижению.

Второй этап, начало которому было положено с начала 1994 года снижением  ставок налога на прибыль и НДС  с 28% до 20 и 10 %%, характеризовался глубокими  кризисными явлениями в экономике  и в бюджетно-финансовой системе, неплатежами, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности, разработкой и применением комплекса  правовых, организационных и административных мер по преодолению кризисных  явлений.

Третий этап формирования налоговой  политики России обозначился с января 1999 принятием и введением в  действие части первой НК РФ. Его  можно охарактеризовать как период осознания обществом необходимости  и неизбежности налогообложения  и принятием со стороны государства  ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной  и понятной налоговой системы. Основными  вехами этого пути наряду с принятием  нового законодательства являются: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов  физических и юридических лиц, совершенствование  системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания  граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности.

 

За пройденные три этапа налоговая  система России впитав в себя многие негативные последствия политических баталий 90-х годов прошлого века, крайней поляризации общества, по сути своей стала продуктом скорее политического компромисса, нежели объективного процесса исторического  и экономического развития. Отсюда - множество "болезней", которыми страдает наша налоговая система, о  чем пишут и говорят экономисты, юристы, политики и особенно главные  действующие лица - налогоплательщики.

 

    2. Сущность и назначение налоговой политики

Российская налоговая система  пока не является эффективным инструментом обеспечения перехода к экономике  инновационного типа. Налоговая политика всегда выступает частью общей социально-экономической  политики. В тоже время, налоги являются единственным инструментом, посредством  которого государство формирует  централизованные фонды финансовых средств.

Под политикой в области налогов  понимается деятельность органов государственной  власти и государственного управления по формированию элементов различных  налогов. Под налоговой политикой  понимается деятельность органов государственной  власти и государственного управления, осуществляемую в рамках общей экономической  стратегии государства по комплексному решению вопросов налогообложения  с учетом интересов и целей  конкретного государства на соответствующем  этапе его исторического развития. Из этого следует, что налоговая  политика характеризуется деятельностью  не только по управлению различными элементами налогов (ставки, объект, база, период, льготы и т. д.), но и участниками  налоговых правоотношений, налоговым  законодательством, налоговым администрированием.

Специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Выделяют три основные группы факторов, предопределяющих условия  формирования и реализации налоговой  политики:

• временной фактор, который изменяет приоритеты целей и задач и  их ценность;

• ресурсный фактор, который определяет возможности для проведения налоговой  политики, а также ограничения  при ее осуществлении;

• человеческий фактор, когда в  условиях ограниченности ресурсов приходится принимать важнейшие решения  в конкретных исторических условиях с учетом различных рисков.

Налоговая политика формируется и  реализуется под постоянным воздействием внешней среды, влияние которой  обусловливают следующие ее сегменты: положение страны на различных международных  рынках, отраслевая и региональная структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы.

Для проводимой в настоящее время  в Российской Федерации налоговой  реформы главным является достижение оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов. Основной функцией налогов  общепризнанно является фискальная функция. Она непосредственно произрастает из функции государственных финансов и отражает движение стоимости в  форме фискального платежа - обязательного  взноса юридических и физических лиц в государственный бюджет или государственные внебюджетные фонды. В этом проявляется единство и взаимосвязь частной категории  налогов с более общими категориями  государственных финансов и финансов в целом, а также специализация  налогов в общей системе финансовых отношений - правовая, фискальная форма  движения стоимости от собственника денежных средств в государственную  казну. В этом случае, основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение  налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

Информация о работе Налоговая политика современного Российского государства